Докладчик Юркина И.В. Апел. дело № 33-3204/2018
Судья Данилин Е.М.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е16 июля 2018 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики всоставе:
председательствующего Юркиной И.В.,
судей Савелькиной Г.О., Филимоновой И.В.,
при секретаре судебного заседания Львовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Кондратьевой В.Ю. к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 мая 2018 года.
Заслушав доклад председательствующего Юркиной И.В., выслушав объяснения прокурора Ивановой И.Г., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах Кондратьевой В.Ю. обратился в суд с иском к администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований следующее.
Прокуратурой Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики проведена проверка по обращению Кондратьевой В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ о нарушении ее жилищных прав администрацией г.Чебоксары, в результате которой установлено, что постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 28 ноября 2001 года № опекуном ... Кондратьевой В.Ю. была назначена ее родная бабушка ФИО15. В период с 1 сентября 2012 года по 17 июня 2016 года Кондратьева В.Ю. обучалась в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего образования «Российский университет дружбы народов» в г.Москва. На основании постановления главы администрации Калининского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 20 октября 2016 года № Кондратьева В.Ю. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 4 октября 2016 года, в настоящее время она состоит в этом списке под № Однако меры по обеспечению Кондратьевой В.Ю. жилым помещением ответчиком не принимаются, чем нарушаются ее жилищные права. С учетом изложенного заявитель полагает, что имеются основания для внеочередного предоставления Кондратьевой В.Ю. благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Киркина Н.В. и истица Кондратьева В.Ю. заявленные исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика администрации г.Чебоксары Михайлова Ю.Л. иск не признала, пояснив, что в настоящее время предоставить Кондратьевой В.Ю. жилое помещение невозможно ввиду отсутствия финансирования на приобретение жилья и свободных помещений специализированного жилищного фонда, жилое помещение ей будет предоставлено в порядке очередности.
Представители третьих лиц администрации Калининского района г.Чебоксары, Министерства финансов Чувашской Республики в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель третьего лица Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном письменном отзыве на иск просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 мая 2018 года на администрацию г.Чебоксары возложена обязанность предоставить Кондратьевой В.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На данное решение суда ответчиком администрацией г.Чебоксары подана апелляционная жалоба на предмет отмены по мотиву незаконности и необоснованности. В обоснование апелляционной жалобы указано, что обеспечение Кондратьевой В.Ю. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности исходя из времени поступления заявления, поскольку предоставлением жилого помещения во внеочередном порядке нарушается установленная очередность названной категории граждан. Кроме того, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях специализированного найма, возникающие у муниципального образования, должны исполняться за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, поэтому орган местного самоуправления несет ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальному образованию на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора Ивановой И.Г., признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Аналогичные положения изложены и в статье 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений».
В части 12 статьи 23.1 Закона Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» указано, что полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики, и их реализация обеспечивается за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Кондратьева В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей-сирот, так как ее мать ФИО16 умерла ДД.ММ.ГГГГ, а сведения об отце отсутствуют.
Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 28 ноября 2001 года № ФИО15. была назначена опекуном ... Кондратьевой В.Ю., за которой закреплено право пользования в квартире ... По указанному адресу истица состоит на регистрационном учете, является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на данное жилое помещение.
Из справки Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский университет дружбы народов» от 23 сентября 2016 года усматривается, что с 5 сентября 2016 года Кондратьева В.Ю. была зачислена на первый курс названного образовательного учреждения по очной форме обучения, уровень образования – магистратура, предполагаемый срок окончания обучения – 30 июня 2018 года.
С целью реализации права на получение специализированного жилого помещения истица Кондратьева В.Ю. 4 октября 2016 года обратилась в администрацию Калининского района г.Чебоксары с заявлением о постановке в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно акту об установлении факта возможности (невозможности) проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договору социального найма либо собственниками которых они являются, от 19 октября 2016 года, утвержденному и.о. главы администрации Калининского района г.Чебоксары 19 октября 2016 года, комиссия, назначенная распоряжением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 12 августа 2013 года №, приняла решение о признании невозможности проживания Кондратьевой В.Ю. в квартире ..., поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения.
Постановлением главы администрации Калининского района г.Чебоксары от 20 октября 2016 года № Кондратьева В.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения с 4 октября 2016 года.
Разрешая спор и принимая решение о возложении на администрацию г.Чебоксары обязанности предоставить Кондратьевой В.Ю. благоустроенное жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что Кондратьева В.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, имеет право на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он сделан с учетом положений статей 55, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В апелляционной жалобе указано, что обеспечение Кондратьевой В.Ю. жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения возможно лишь в порядке очередности.
Между тем, судебная коллегия полагает, что изложенные в апелляционной жалобе доводы являются несостоятельными.
Так, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не устанавливает очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
По своей сути формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. При этом необходимость формирования списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвана обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности в обеспечении жильем по времени включения в список.
При этом право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет. В связи с этим жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом юридически значимых обстоятельств.
При этом следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения, поскольку обеспечение жилым помещением указанной категории лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит отклонению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционную жалобу администрации г.Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского района г.Чебоксары Чувашской Республики от 4 мая 2018 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Юркина
Судьи Г.О. Савелькина
И.В. Филимонова