Решение по делу № 2-201/2023 от 19.06.2023

72RS0022-01-2023-000290-61

Дело № 2-201/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Уват Тюменской области 09 августа 2023 года

Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Русакова К.А., при секретаре Двойниковой О.С.,

с участием помощника прокурора Уватского района Тюменской области Шоноховой И.И.,

представителя ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области Ковязина Р.П., действующего на основании письменной доверенности № 82 от 03.07.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности разработать и выполнить мероприятия по обеспечению Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, в котором просит возложить на администрацию Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанность разработать мероприятия по обеспечению Сорового сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда, и выполнить указанные мероприятия в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Уватского района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы «Уватский» Управления надзорной деятельности проведена проверка по принятию органами местного самоуправления мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и защиты населенных пунктов от пожара. В адрес главы администрации Сорового сельского поселения прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, однако выявленные нарушения не устранены. В ходе обследования территории Сорового сельского поселения выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. территория п. Демьянка (ул. Центральная; ул. Озерная; ул. Радужная; ул. Даяная; ул. Цветочная; ул. Набережная) не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные и естественные водоемы), для обслуживания ими зданий и сооружений, находящихся нВ радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей 200м; при заборе воды мотопомпами 100-150м (в зависимости от типа мотопомп).

2. к имеющейся реке Демьянка не обеспечено наличие подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Непринятие мер к соблюдению требований пожарной безопасности может привести как к невозможности тушения лесного или ландшафтного пожара на границах с населенными пунктами сельского поселения, так и к невозможности тушения пожара в случае возгораний на территории населенных пунктов, что может привести как к гибели людей, так и гибели имущества.

В связи с отказом истцом от части исковых требований, отдельным определением прекращено производство по настоящему делу в части исковых требований прокурора Уватского района Тюменской области от исковых требований к администрации Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности разработать мероприятия по обеспечению Тугаловского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда.

Представитель третьего лица - ОНД и ПР «Уватский» УНД и ПР ГУ МЧС Россиив судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Представитель ответчика администрации Сорового сельского поселения ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Помощник прокурора в судебном заседании отказалась от части исковых требований, а именно от требования о возложении на ответчиков обязанности разработать мероприятия по обеспечению Тугаловского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда. Отдельным определением производство по делу в этой части прекращено. В остальной части помощник прокурора иск поддержала в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области в письменных возражениях и устно в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, просил установить срок исполнения решения суда до 31.12.2024, так как для выполнения мероприятий, указанных в иске, требуется значительное время, поскольку необходимо согласование вопроса о выделении дополнительных бюджетных денежных средств, требуется разработка областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области.

Представитель ответчика администрации Сорового сельского поселения представила отзыв в котором указывает. что мероприятия, о разработке которых указывает истец, разработаны, однако не выполнены ввиду отсутствия в бюджете на эти цели денежных средств.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

25.04.2023 на основании распоряжения №10 от 04.04.2022 сотрудниками МЧС России была проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Уватского муниципального района, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров. В ходе проверки установлено, что на территории Сорового сельского поселения имеются нарушение требований пожарной безопасности, которые указаны выше в исковом заявлении прокурора (л.д.6-11).

28.04.2023 прокуратурой Уватского района в связи с выявленными нарушениями внесено представление главе Сорового сельского поселения, согласно которому необходимо незамедлительно принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению законодательства (л.д.12-14).

Согласно ответу главы администрации Сорового сельского поселения на данное представление, выявленные нарушения в полном объеме не устранены (л.д.14-15).

23.05.2023 глава Сорового сельского поселения направил письмо прокурору Уватского района, в котором сообщает о результатах рассмотрения представления по вопросам пожарной безопасности.

Ответчиками представлена копия плана мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Сорового сельского поселения.

07.10.2020 между главой Сорового сельского поселения и администрацией Уватского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно п.п. 1 п.2.1 которого администрации Уватского муниципального района передаются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны.

02.06.2022, 01.02.2023 и 29.03.2023 администрацией Уватского муниципального района в адрес Губернатора и Директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области направлены письма о рассмотрении возможности разработки и утверждения областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области, с учетом предложений администрации Уватского муниципального района, а также содействии в разрешении вопросов выполнения мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» распространяет свое действие и на органы местного самоуправления, в том числе возлагает обязанность по принятию превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Требования по организации органами местного самоуправления пожарной безопасности определены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент).

Согласно части 1 статьи 68 Технического регламента территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 68 Технического регламента к наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

В соответствии с п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020
№ 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 48 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Сводом Правил - СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 установлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов.

Совокупностью представленных сторонами доказательств установлено, что в ходе проверки на территории Сорового сельского поселения выявлены указанные выше нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, что ответчиками не оспаривалось.

Из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории сельских поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Не исполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) на безопасность жизни и здоровья.

Ответчик администрация Уватского муниципального района в письменном отзыве указал, что строительство (реконструкция) пожарных гидрантов является полномочием администрации Уватского муниципального района.

С учетом приведенных выше правовых положений, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку из исследованных доказательств следует, что Соровое сельское поселение не обеспечено достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения. А потому следует обязать ответчиков выполнить на территории данного сельского поселения мероприятия по обеспечению поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".

Представитель ответчика выразил несогласие со сроком исполнения судебного решения, указанным в иске – 6 месяцев, полагая, что его недостаточно для устранения имеющихся нарушений.

Вместе с тем, суд находит данные возражения необоснованными, поскольку доказательств того, что в срок, указанный истцом (6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу) объективно невозможно исполнить решение суда, в материалах дела не имеется, суду таковых не представлено. При этом, в случае возникновение обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного решения, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения такого решения (ст.203 ГПК РФ).

Отсутствие в бюджете в данный момент денежных средств на цели устранения указанных в иске нарушений, на что ссылался представитель ответчика, не может расцениваться как обстоятельство, безусловно указывающее на необходимость установления срока исполнения судебного решения до 31.12.2024, так как вышеуказанные правовые положения не связывают сроки их исполнения с наличием либо отсутствие денежных средств.

Указанный прокурором в иске срок 6 месяцев для исполнения судебного решения суд находит достаточным и разумным.

Стороны в силу положений ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области удовлетворить полностью.

Возложить обязанность на администрацию Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Уватского муниципального района Тюменской области выполнить мероприятия по обеспечению Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 15 августа 2023 года в Уватском районном суде Тюменской области.

Судья К.А. Русаков

Решение не вступило в законную силу

72RS0022-01-2023-000290-61

Дело № 2-201/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Уват Тюменской области 09 августа 2023 года

Уватский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи Русакова К.А., при секретаре Двойниковой О.С.,

с участием помощника прокурора Уватского района Тюменской области Шоноховой И.И.,

представителя ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области Ковязина Р.П., действующего на основании письменной доверенности № 82 от 03.07.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Уватского района Тюменской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности разработать и выполнить мероприятия по обеспечению Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области источниками наружного противопожарного водоснабжения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Уватского района Тюменской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, в котором просит возложить на администрацию Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Уватского муниципального района Тюменской области обязанность разработать мероприятия по обеспечению Сорового сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда, и выполнить указанные мероприятия в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда.

Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой Уватского района совместно с отделом надзорной деятельности и профилактической работы «Уватский» Управления надзорной деятельности проведена проверка по принятию органами местного самоуправления мер, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности и защиты населенных пунктов от пожара. В адрес главы администрации Сорового сельского поселения прокуратурой внесено представление об устранении нарушений закона, однако выявленные нарушения не устранены. В ходе обследования территории Сорового сельского поселения выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:

1. территория п. Демьянка (ул. Центральная; ул. Озерная; ул. Радужная; ул. Даяная; ул. Цветочная; ул. Набережная) не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения (пожарные гидранты, искусственные и естественные водоемы), для обслуживания ими зданий и сооружений, находящихся нВ радиусе: при заборе воды насосами пожарных автомобилей 200м; при заборе воды мотопомпами 100-150м (в зависимости от типа мотопомп).

2. к имеющейся реке Демьянка не обеспечено наличие подъездов с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Непринятие мер к соблюдению требований пожарной безопасности может привести как к невозможности тушения лесного или ландшафтного пожара на границах с населенными пунктами сельского поселения, так и к невозможности тушения пожара в случае возгораний на территории населенных пунктов, что может привести как к гибели людей, так и гибели имущества.

В связи с отказом истцом от части исковых требований, отдельным определением прекращено производство по настоящему делу в части исковых требований прокурора Уватского района Тюменской области от исковых требований к администрации Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области, администрации Уватского муниципального района Тюменской области о возложении обязанности разработать мероприятия по обеспечению Тугаловского сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда.

Представитель третьего лица - ОНД и ПР «Уватский» УНД и ПР ГУ МЧС Россиив судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовал.

Представитель ответчика администрации Сорового сельского поселения ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Помощник прокурора в судебном заседании отказалась от части исковых требований, а именно от требования о возложении на ответчиков обязанности разработать мероприятия по обеспечению Тугаловского сельского поселения достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение одного месяца с даты вступления в законную силу решения суда. Отдельным определением производство по делу в этой части прекращено. В остальной части помощник прокурора иск поддержала в полном объеме по основаниям, в нем изложенным.

Представитель ответчика администрации Уватского муниципального района Тюменской области в письменных возражениях и устно в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, просил установить срок исполнения решения суда до 31.12.2024, так как для выполнения мероприятий, указанных в иске, требуется значительное время, поскольку необходимо согласование вопроса о выделении дополнительных бюджетных денежных средств, требуется разработка областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области.

Представитель ответчика администрации Сорового сельского поселения представила отзыв в котором указывает. что мероприятия, о разработке которых указывает истец, разработаны, однако не выполнены ввиду отсутствия в бюджете на эти цели денежных средств.

Заслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению полностью по следующим основаниям.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

25.04.2023 на основании распоряжения №10 от 04.04.2022 сотрудниками МЧС России была проведена внеплановая выездная проверка населенных пунктов, расположенных на территории Уватского муниципального района, вошедших в перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров. В ходе проверки установлено, что на территории Сорового сельского поселения имеются нарушение требований пожарной безопасности, которые указаны выше в исковом заявлении прокурора (л.д.6-11).

28.04.2023 прокуратурой Уватского района в связи с выявленными нарушениями внесено представление главе Сорового сельского поселения, согласно которому необходимо незамедлительно принять меры по устранению причин и условий, способствовавших нарушению законодательства (л.д.12-14).

Согласно ответу главы администрации Сорового сельского поселения на данное представление, выявленные нарушения в полном объеме не устранены (л.д.14-15).

23.05.2023 глава Сорового сельского поселения направил письмо прокурору Уватского района, в котором сообщает о результатах рассмотрения представления по вопросам пожарной безопасности.

Ответчиками представлена копия плана мероприятий по обеспечению требований пожарной безопасности Сорового сельского поселения.

07.10.2020 между главой Сорового сельского поселения и администрацией Уватского муниципального района заключено соглашение о передаче полномочий, в том числе по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, согласно п.п. 1 п.2.1 которого администрации Уватского муниципального района передаются полномочия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в части создания условий для организации добровольной пожарной охраны.

02.06.2022, 01.02.2023 и 29.03.2023 администрацией Уватского муниципального района в адрес Губернатора и Директора департамента гражданской защиты и пожарной безопасности Тюменской области направлены письма о рассмотрении возможности разработки и утверждения областной программы, направленной на обеспечение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктах Тюменской области, с учетом предложений администрации Уватского муниципального района, а также содействии в разрешении вопросов выполнения мероприятий по обеспечению источниками наружного противопожарного водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 12 Гражданского кодекса РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 9 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду в населенных пунктах, зонах отдыха, местах обитания диких зверей и птиц, в том числе их размножения, на естественные экологические системы и природные ландшафты.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» распространяет свое действие и на органы местного самоуправления, в том числе возлагает обязанность по принятию превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий.

В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся, в том числе оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Требования по организации органами местного самоуправления пожарной безопасности определены Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент).

Согласно части 1 статьи 68 Технического регламента территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Согласно части 2 статьи 68 Технического регламента к наружному противопожарному водоснабжению относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона № 69-ФЗ, вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Полномочием органов местного самоуправления указанных образований является создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:

1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);

2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) пожарные резервуары.

Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.

Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.

В соответствии с п. 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020
№ 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее – Правила) органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов создаются для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности». При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

Пунктом 48 Правил установлено, что руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Сводом Правил - СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом МЧС России от 30.03.2020 № 225 установлены требования пожарной безопасности к наружному противопожарному водоснабжению населенных пунктов.

Совокупностью представленных сторонами доказательств установлено, что в ходе проверки на территории Сорового сельского поселения выявлены указанные выше нарушения требований законодательства и нормативных документов в области пожарной безопасности, которые до настоящего времени не устранены, что ответчиками не оспаривалось.

Из вышеприведенных положений Законов N 69-ФЗ, N 123-ФЗ, N 131-ФЗ и Правил пожарной безопасности следует, что поддержание находящихся на территории сельских поселений средств пожаротушения в исправном состоянии является публично-правовой обязанностью соответствующих органов местного самоуправления.

Не исполнение данной обязанности нарушает права неопределенного круга лиц (жителей сельского поселения и лиц, временно пребывающих в населенном пункте) на безопасность жизни и здоровья.

Ответчик администрация Уватского муниципального района в письменном отзыве указал, что строительство (реконструкция) пожарных гидрантов является полномочием администрации Уватского муниципального района.

С учетом приведенных выше правовых положений, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку из исследованных доказательств следует, что Соровое сельское поселение не обеспечено достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения. А потому следует обязать ответчиков выполнить на территории данного сельского поселения мероприятия по обеспечению поселения источниками наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующими требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".

Представитель ответчика выразил несогласие со сроком исполнения судебного решения, указанным в иске – 6 месяцев, полагая, что его недостаточно для устранения имеющихся нарушений.

Вместе с тем, суд находит данные возражения необоснованными, поскольку доказательств того, что в срок, указанный истцом (6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу) объективно невозможно исполнить решение суда, в материалах дела не имеется, суду таковых не представлено. При этом, в случае возникновение обстоятельств, объективно препятствующих исполнению судебного решения, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения такого решения (ст.203 ГПК РФ).

Отсутствие в бюджете в данный момент денежных средств на цели устранения указанных в иске нарушений, на что ссылался представитель ответчика, не может расцениваться как обстоятельство, безусловно указывающее на необходимость установления срока исполнения судебного решения до 31.12.2024, так как вышеуказанные правовые положения не связывают сроки их исполнения с наличием либо отсутствие денежных средств.

Указанный прокурором в иске срок 6 месяцев для исполнения судебного решения суд находит достаточным и разумным.

Стороны в силу положений ст.333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судом общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Уватского района Тюменской области удовлетворить полностью.

Возложить обязанность на администрацию Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области и администрацию Уватского муниципального района Тюменской области выполнить мероприятия по обеспечению Сорового сельского поселения Уватского муниципального района Тюменской области достаточным количеством источников наружного противопожарного водоснабжения для целей пожаротушения, соответствующим требованиям Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 и СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности" в течение шести месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи жалобы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Уватский районный суд Тюменской области.

Мотивированное решение составлено 15 августа 2023 года в Уватском районном суде Тюменской области.

Судья К.А. Русаков

Решение не вступило в законную силу

2-201/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Уватского района
Ответчики
Администрация Сорового сельского поселения
Администрация Уватского МР
Другие
ОНД и ПР "Уватский" УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области
Суд
Уватский районный суд Тюменской области
Судья
Русаков К.А.
Дело на странице суда
uvatsky.tum.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее