Решение по делу № 11-1468/2023 (11-17282/2022;) от 26.12.2022

74RS0012-01-2022-000440-75

Судья Долгов С.С.

Дело № 2-372/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№11-1468/2023

14 февраля 2023 года    город Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Мицкевич А.Э.,

судей Белоусовой О.М., Беломестновой Ж.Н.,

при секретаре ФИО7

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» на решение Варненского районного суда Челябинской области от 07 октября 2022 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» о заключении договора и перерасчете коммунальных платежей.

Заслушав доклад судьи Белоусовой О.М. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя ответчика ООО «Центр коммунального сервиса» - ФИО8, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» (далее -ООО «Центр коммунального сервиса») об обязании ответчика направить в адрес истца договор на оказание услуг по вывозу твердых коммунальных отходов и произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг за период с 2018 года по ДД.ММ.ГГГГ, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за вывоз твердых коммунальных отходов на сумму 6 276,63 руб.

В обоснование требований указано, что ФИО2 является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> п. ФИО1 <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил квитанцию на оплату коммунальных услуг в размере руб. С указанными квитанциями не согласен, считает, что они выставлены незаконно. Услуга по вывозу твердых коммунальных отходов (далее ТКО) ООО «ЦКС» фактически ему оказана не была. Региональный оператор не направил и не заключил с ним договор на вывоз ТКО. Вывоз ТКО не осуществлялся. Конклюдентных действий, выраженных в выкидывании мусора в машину ответчика он не совершал, данную машину, осуществляющую сбор ТКО он не видел. Выставленные квитанции он не оплачивал. Самая ближайшая площадка с контейнером находится от его дома на расстоянии 800 метров, мешки для сбора мусора ответчиком ему не предоставлялись. По итогам конкурсного отбора и на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Министерством экологии <адрес>, деятельность регионального оператора по обращению с ТКО осуществляет ООО «ЦКС». К территории Магнитогорского кластера относится, в том числе Варненский муниципальный район. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ним не заключен. Он не возражает против заключения с ним указанного договора, однако договор ему направлен не был, а услуга по вывозу мусора региональным оператором не оказывалась. Просит обязать ответчика направить в его адрес договор на оказание услуг по вывозу ТКО и произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, исключив незаконно начисленную сумму оплаты за вывоз ТКО на сумму руб.

Истец ФИО2 в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Центр коммунального сервиса» при надлежащем извещении в судебное заседание в суд первой инстанции не явился, представил отзыв на исковое заявление, просил в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.

Представитель третьего лица администрации Варненского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражал.

Представитель третьего лица администрация Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель третьего лица ООО "ЭКОВЫВОЗ", представитель третьего лица ООО «Гарант-Сервис» при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, мнения по делу не представили.

Суд постановил решение, которым исковые требования ФИО2 удовлетворил частично.

Обязал ООО «Центр коммунального сервиса» произвести перерасчет платы за предоставление коммунальных услуг, в жилом доме по адресу: <адрес>, п. ФИО1, <адрес> за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исключив из расчета задолженность в размере руб.

В удовлетворении остальных требований ФИО2 отказал.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «ЦКС» просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. Полагает, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами не может нести ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилого дома контейнерных площадок, поскольку в обязанности регионального оператора не входит создание и содержание таких площадок. В связи с этим несоблюдение предусмотренного СанПиН 2.1.3684-21 расстояния между площадкой для установки контейнеров и жилым домом истца не свидетельствует о неоказании услуги. Образование твердых коммунальных отходов является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, по общему правилу функционирование любого субъекта неизбежно вызывает формирование отходов, потребители обязаны складывать отходы с специально созданные места накопления отходов, соответственно, фактически услуга оказывалась путем вывоза мусора с мест накопления отходов, расположенных на большем расстоянии.

Истец, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Варненского муниципального района Челябинской области, администрации Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области, общества с ограниченной ответственностью «Эковывоз» (далее по тексту ООО «Эковывоз»), общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Сервис» (далее по тексту ООО «Гарант-Сервис») в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, об отложении слушания дела не просили, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом установлено, что истец ФИО2 является собственником жилого помещения, а именно ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО1, <адрес> (общей площадью кв.м).

По состоянию на август 2021 года ФИО2 начислена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами в размере руб., являющаяся задолженностью за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ.

Также установлено, что ООО «ЦКС» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Магнитогорского кластера Челябинской области и осуществляет свою деятельность в рамках Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного с Министерством экологии Челябинской области.

Как следует из материалов дела, предложение о заключении договора по обращению с твердыми коммунальными отходами и типовой договор опубликованы на официальном сайте cksl74.ru и в газете «Советское село» выпуск () от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно копии газеты «Советское село» () от ДД.ММ.ГГГГ, региональным оператором ООО «Центр коммунального сервиса» размещено предложение о заключении договора, адресованное всем собственникам твердых коммунальных отходов - всем собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, адреса которых относятся к территории Варненского муниципального района, а также проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.    

Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по направлению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд указал, что данный договор считается заключенным на условиях типового договора, и вступивших в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В указанной части решение суда не обжалуется, а потому в силу части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Разрешая требования истца о возложении обязанности осуществить перерасчет платы за период с года по ДД.ММ.ГГГГ на сумму в размере руб., суд установил следующее.

Территориальная схема обращения с отходами в Челябинской области, в которую был включен поселок Красный Октябрь Варненского района Челябинской области, утверждена приказом Министерства экологии Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, опубликована в газете «Южноуральская панорама» ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, до даты опубликования названной схемы ООО «ЦКС» не вправе было выполнять услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в данном поселке, соответственно, начисление платы до ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным.

Выводы суда в данной части соответствуют положениям статей 24.6., 24.7. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.

С таким выводом согласился представитель ООО «ЦКС» в судебном заседании суда апелляционной инстанции, указав на то, что за период до опубликования территориальной схемы обращения с отходами в <адрес>, в которую был включен поселок ФИО1 <адрес>, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, общество самостоятельно осуществляет перерасчет.

Согласно договору от 18 ФИО1 2017 г. заключенному между ООО «ЦКС» (региональный оператор) и ООО «Гарант-Сервис» (оператор), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору ТКО в места сбора, указанных в дополнительном соглашении к настоящему договору и транспортированию собранных ТКО для размещения (временного накопления) на полигон по адресу: <адрес>. Оператор обязался предоставить региональному оператору на постоянной основе на весь период действия договора доступ к системе Глонасс на каждое транспортное средство оператора, в отношении каждого мусоровоза вести маршрутный журнал по форме, согласованной с региональным оператором, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке ТКО).

В приложении к договору от 18 ФИО1 2017 г. содержится перечень поселков, находящихся в обслуживании оператора с ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к договору от 18 ФИО1 2017 года в связи с увеличением территории обслуживания, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ дополнительно включены населенные пункты в Перечень поселков, находящиеся в обслуживании оператора.

Как следует из указанных письменных материалов дела п. ФИО1 <адрес> входил в перечень поселков, находящихся в обслуживании оператора.

Согласно договору № Ц080/1-18 от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между ООО «ЦКС» (региональный оператор) и ООО «Эковывоз» (оператор), региональный оператор поручает, а оператор принимает на себя оказание услуг по сбору ТКО в местах сбора, указанных в Приложении к настоящему договору, и транспортированию собранных ТКО для размещения (временного накопления) на Магнитогорскую свалку. Оператор обязан предоставить региональному оператору на постоянной основе на весь период действия договора доступ к системе Глонасс на каждое транспортное средство оператора. В отношении каждого мусоровоза вести маршрутный журнал по форме, согласованный с региональным оператором, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Настоящий договор вступает в действие с даты его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

В приложении к договору Ц080/1-18 от ДД.ММ.ГГГГ указаны места погрузки, количество контейнеров, периодичность и время вывоза ТКО оператором.

Населенный пункт ФИО1 <адрес> в перечне мест погрузки не указан.

В материалы дела не представлены доказательства того, что при отсутствии контейнерной площадки, за которой был закреплен дом истца, ответчиком предоставлялись мешки для сбора мусора и осуществлялся вывоз мусора (бесконтейнерный сбор).

Из ответа администрации ФИО3 муниципального района <адрес> на запрос суда следует, что контейнерная площадка по адресу: <адрес>, п. ФИО1 <адрес> не включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ФИО3 муниципального района <адрес>. Ближайшая контейнерная площадка к <адрес> в п. ФИО1 находится по адресу: п. ФИО1, <адрес>, которая включена в реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории ФИО3 муниципального района <адрес> на основании Постановления администрации ФИО3 муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ . Контейнерные баки на площадке к дому расположенному по адресу: <адрес> п. ФИО1 <адрес> установлены 31 ФИО1 2019 года.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что в период по ДД.ММ.ГГГГ услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами истцу не оказывалась, что является основанием для перерасчета платы.

Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.

Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть 4).

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя, в том числе: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (часть5).

В силу части 6 статьи 13.4 указанного Федерального закона накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок обращения с твердыми коммунальными отходами установлен Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156.

Согласно пункту 3 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание захоронение твердых коммунальных отходов осуществляется с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области экологического благополучия населения. Осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.

Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями (пункт 4 Правил № 1156).

Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора, накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии со схемой обращения с отходами (пункт 9 Правил № 1156).

В соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (пункт 10 правил № 1156).

Потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Потребителям запрещается складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 15 Правил № 1156).

СанПиН 2.1.3684-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров (пункт 4).

Из открытого источника в сети «Интернет» - сайта «ЯндексКарты», следует, что между ранее имеющейся площадкой для сбора (накопления) твердых коммунальных отходов по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> до дома истца расстояние по пешеходному маршруту составляет 840 м.

Расстояние между существующей до ДД.ММ.ГГГГ контейнерной площадкой и домом истца представителем ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции не оспорено. Представителем ООО «ЦКС» указано, что доказательства предоставления мешков для сбора мусора и осуществления вывоза мешков с мусором транспортными средствами (бесконтейнерного сбора), у ответчика отсутствуют.

Проанализировав действия сторон, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии в районе дома истца контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов, удовлетворяющих требованиям Правил № 1156, а также доказательств предоставления ООО «ЦКС» коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в спорный период истцу, как собственнику жилого дома, путем предоставления мешков для мусора и их вывоза, в связи с чем, начисление платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, являлось неправомерным.

Ссылка ответчика на то, что потребители обязаны складывать отходы с специально созданные места накопления отходов, соответственно, фактически услуга оказывалась путем вывоза мусора с мест накопления отходов, расположенных на большем расстоянии, несостоятельна.

Как следует из приведенного выше пункта 15 Правил № 1156, потребителям запрещается осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку жилой дом истца не был закреплен за существующей контейнерной площадкой по адресу: <адрес>, поселок ФИО1, <адрес>, данная площадка не могла быть указана в договоре с истцом, а потому не имеется оснований полагать, что ФИО2 в нарушение указанного пункта Правил осуществлял складирование отходов на данной площадке.

Вопреки доводам жалобы, суд обоснованно исходил из того, что на территории, прилегающей к жилому дому истца, отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора, принадлежащий истцу жилой дом не относится ни к одной размещенной в поселке контейнерной площадке, пакеты для складирования твердых коммунальных отходов истцу не предоставлялись, сбор (вывоз мусора) бесконтейнерным способом, не осуществлялся, и пришел к правомерному выводу о доказанности неоказания истцу услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По существу доводы апелляционной жалобы направлены на установление иных обстоятельств и переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Варненского районного суда Челябинской области от 07 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционною жалобу общества с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17 февраля 2023 года

11-1468/2023 (11-17282/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Поздеев Николай Васильевич
Ответчики
ООО Центр коммунального сервиса
Другие
ООО Гарант-Сервис
Администрация Краснооктябрьского сельского поселения Варненского муниципального района Челябинской области
ООО Эковывоз
Администрация Варненского муниципального района Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Белоусова Оксана Михайловна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.12.2022Передача дела судье
31.01.2023Судебное заседание
14.02.2023Судебное заседание
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2023Передано в экспедицию
14.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее