АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Волгоград 10 июля 2024 г.
Волгоградский областной суд в составе председательствующего судьи Шестопаловой Н.М.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Барышевской Н.В.,
с участием
прокурора Никифоровой Э.Н.,
осужденного Мягкова А.А.,
адвоката Мамонтова А.Л.,
законного представителя потерпевшей ФИО1
представителя потерпевшей по доверенности ФИО2
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные представление заместителя прокурора г. Волжского Волгоградской области Киреева А.А. и жалобу осужденного Мягкова А.А. на приговор Волжского городского суда Волгоградской области от 14 мая 2024 года, по которому
Мягков А. А., ДД.ММ.ГГГГ, <.......>,
осужден по п. «в» ч.2 ст. 264 УК РФ к 3 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами сроком на 2 года 6 месяцев.
На основании ст. 53.1 УК РФ заменено назначенное наказание в виде лишения свободы на принудительные работы сроком на 3 года с удержанием из заработной платы 10% ежемесячно в доход государства.
Взыскано с Мягкова А.А. в пользу ФИО1 компенсация морального вреда в размере <.......> рублей.
Доложив материалы дела, выслушав прокурора Никифорову Э.Н., полагавшую приговор изменить по доводам, изложенным в апелляционном представлении, жалобу осужденного оставить без удовлетворения, осужденного Мягкова А.А. и адвоката Мамонтова А.Л., поддержавших доводы, изложеных в жалобе и возражавших против удовлетворения представления, представителей потерпевшей ФИО1 и ФИО2 поддержавших доводы, изложенные в апелляционном представлении, возражавших против удовлетворения жалобы осужденного суд апелляционной инстанции
установил:
согласно приговору, Мягков А.А. совершил нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, совершенное лицом, не имеющим права управления транспортными средствами.
В судебном заседании Мягков А.А. согласился с обвинением, изложенным в обвинительном заключении, вину в инкриминированном ему деянии признал полностью, заявил ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства.
В апелляционном представлении заместитель прокурора г. Волжского Волгоградской области Киреев А.А. просит приговор изменить в связи с нарушением уголовного закона: исключить указание о назначении Мягкову А.А. к лишению свободы дополнительного наказания; считать его осужденным п. «в» ч. 2 ст. 264 УК РФ к 3 годам принудительных работ с удержанием из заработной платы 10% ежемесячно в доход государства, с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев. Автор представления указывает на то, что суд нарушил разъяснения, данные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 № 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания», о том, что при замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ к принудительным работам. Между тем, заменив осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами, суд не разрешил в приговоре вопрос о назначении дополнительного наказания.
В апелляционной жалобе осужденный Мягков А.А. просит приговор изменить: уменьшить срок принудительных работ и снизить сумму компенсации морального вреда, - мотивируя установленными судом смягчающими наказание обстоятельствами. Отмечает, что причиненный ущерб не возместил в связи материальным положением. Кроме того, считает размер компенсации морального вреда завышенным, поскольку не была определена тяжесть причиненного вреда путем проведения экспертизы – размер компенсации морального вреда был определен исходя из степени тяжести причиненного вреда здоровью.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Требования ст. 314-316 УПК РФ о порядке проведения судебного заседания и постановления приговора судом соблюдены.
Из протокола судебного заседания следует, что Мягков А.А. в судебном заседании в присутствии адвоката пояснил, что предъявленное обвинение ему понятно и согласился с ним, подтвердив заявленное ходатайство о постановлении приговора без судебного разбирательства. Возражений по рассмотрению дела в особом порядке не поступало.
Суд удостоверился, что обвинение, с которым согласился обвиняемый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, органом предварительного расследования и судом по настоящему делу не допущено.
Действия осужденного судом квалифицированы правильно.
Оценивая доводы прокурора о нарушении уголовного закона при назначении наказания Мягкову А.А. и осужденного о чрезмерной суровости назначенного наказания, суд второй инстанции исходит из следующего.
При назначении вида и меры наказания суд учел характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Наличие <.......>, активное способствование расследованию преступления, оказание иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, признание вины, раскаяние, наличие <.......> судом обоснованно признаны смягчающими наказание Мягкова А.А. обстоятельствами.
Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено, что позволило суду применить положения чч. 1,5 ст. 62 УК РФ.
Выводы суда о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы и возможность его исправления без реального отбывания наказания, с заменой назначенного наказания на принудительные работы, как и об отсутствии оснований для применения положений ст. 64, 73, ч. 6 ст. 15 УК РФ, исходя из фактических обстоятельств совершенного осужденным преступления, данных о его личности и отсутствия обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, судом мотивированы и являются обоснованными.
Назначенное осужденному наказание не является чрезмерно суровым, поскольку соразмерно содеянному.
При этом сам факт наличия указанных в апелляционной жалобе обстоятельств, характеризующих личность осужденного и смягчающих его наказание, которые судом первой инстанции учтены и приняты во внимание, не может свидетельствовать о незаконности судебного решения и являться безусловным основанием для снижения срока назначенного наказания в виде принудительных работ.
Вместе с тем заслуживает внимания довод прокурора о нарушении уголовного закона при назначении осужденному дополнительного наказания.
По смыслу уголовного закона при замене лишения свободы принудительными работами дополнительное наказание, предусмотренное к лишению свободы, в том числе и в качестве обязательного, не назначается. Суд, заменив лишение свободы принудительными работами, должен решить вопрос о назначении дополнительного наказания, предусмотренного санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ к принудительным работам.
Санкция ч. 2 ст. 264 УК РФ, по которой осужден Мягков А.А., в качестве обязательного и безальтернативного дополнительного наказания к принудительным работам предусматривает назначение наказания в виде лишение права заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
Между тем, заменив Мягкову А.А. наказание в виде лишения свободы принудительными работами, суд не разрешил в приговоре вопрос о назначении ему дополнительного наказания, т.е. фактически не назначил обязательное дополнительное наказание.
Содержащаяся в апелляционное жалобе просьба о снижении размера компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению.
В силу ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Из приговора видно, что суд учел степень физических и нравственных страданий, связанных с получением потерпевшей травм в результате дорожно-транспортного происшествия, длительностью лечения и последующей реабилитации, а также требования разумности и справедливости, и правильно определил размер компенсации морального вреда с учетом этих обстоятельств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд
постановил:
приговор Волжского городского суда Волгоградской области от 14 мая 2024 года в отношении Мягкова А. А. изменить:
- исключить указание о назначении дополнительного наказания к лишению свободы;
- назначить к принудительным работам дополнительное наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, сроком на 2 года 6 месяцев.
Срок дополнительного наказания исчислять после отбытия основного наказания в виде принудительных работ.
В остальном приговор оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, апелляционное представление удовлетворить.
Апелляционное постановление может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в порядке сплошной кассации, в течение шести месяцев со дня его вынесения, через суд первой инстанции, а осужденным, содержащимся под стражей, - в тот же срок со дня вручения ему копии судебного решения.
В случае пропуска шестимесячного срока для обжалования судебного решения в порядке сплошной кассации или отказа в его восстановлении, кассационные жалоба, представление подаются непосредственно в указанный кассационный суд общей юрисдикции и рассматриваются в порядке выборочной кассации.
Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий . Н.М. Шестопалова
.
.