Дело № 2-1-3946/2024
64RS0042-01-2024-005186-49
Решение
Именем Российской Федерации
24 июня 2024 года г. Энгельс
Энгельсский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Кругловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Хаметовой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Энгельса Саратовской области в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обеспечении пригодным для проживания помещении,
установил:
Заместитель прокурора города Энгельса Саратовской области обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обеспечении пригодным для проживания помещении.
Требования истец обосновывают тем, что прокуратурой города Энгельса Саратовской области проведена проверка по обращению ФИО1 по вопросу соблюдения министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (далее - министерство) жилищных прав заявителя.
В ходе проверки установлено, что ответчиком Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 12.12.2016 г., предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда по адресу: <адрес>, однако данное жилое помещение не отвечает установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, не пригодно для постоянного проживания, что подтверждается заключением ООО «НИЛСЭ» от 13.01.2020 г. № 1507.
В соответствии с заключением ООО «НИЛСЭ» от 13.01.2020 г. фактический износ жилого дома на дату проведения экспертного исследования составляет 14 %. Так, на уровне второго и третьего этажей первого подъезда со стороны несущей стены, расположенной между подъездами, имеются трещины, расположенные по замкнутой линии. С наружной стены лицевого фасада имеются трещины (разрыв) оконного заполнения лоджии, расположенные в вертикальной плоскости трещин второго и третьего этажей. Со стороны второго подъезда вдоль наружных стен имеются сквозные трещины между конструкциями стен и отмостки. В верхней части лицевого фасада стены имеются трещины, расположенные по всей длине здания. Данные дефекты связаны с осадкой конструкций фундаментов строения. Исходя из того, что жилой дом окружает территория с постоянным воздействием воды, возможны дальнейшие процессы осадки и увеличения трещин. В жилых помещениях, представленных по договору найма специализированного жилого помещения, в процессе его эксплуатации обнаружены отклеивание обойных полотен, наличие налета темного цвета (предположительно грибок), характерных для воздействия влаги на поверхность конструкций.
Кроме того, согласно заключению эксперта ООО «Аргумент» № 053-01/23 от 10.05.2023 г., проведенного в рамках рассмотрения гражданского дела № 2-1-2515/2023 по исковым заявлениям заместителя прокурора г. Энгельса в интересах ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ответом на вопрос № 7 установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не соответствует установленным санитарным нормам и правилам и не пригоден для постоянного проживания человека.
Таким образом, министерством надлежащим образом обязанности по обеспечению лица из числа детей-сирот жилым помещением, к соответствующим установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, для постоянного проживания не исполнены.
Согласно справке по результатам осмотра данного дома совместно со специалистом Государственной жилищной инспекции Саратовской области установлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, а именно затопление подвального помещения, трещины в штукатурном и окрасочном слоях стен и полов на этажных площадках подъездов, шириной раскрытия от 0,1 до 1,0 м., отсутствие штукатурного слоя или вновь нанесенный штукатурный слой на кирпичной кладке под лоджиями, наличие вертикальной косой трещины в отделочном слое пилона лоджии подъезда № 1 этажа № 3, частичное разрушение кирпичной кладки оголовка вентиляционного канала на кровле подъезда № 1, местное нарушение примыкания гидроизоляционного слоя к стене здания на кровле, частичная просадка отмостки.
Кроме того, согласно информации Восточного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области установлено подтопление подвального помещения дома № 63 по Волжскому пр-ту в г. Энгельсе, что не соответствует СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Также, ранее 21.12.2022 г. специалистами комитета ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района совместно с работниками МУП «Энгельс-Водоканал» осуществлялся комиссионный выезд по данному адресу, в ходе проверки выявлено затопление подвального помещения по причине подтопления грунтовыми водами, что носит систематический характер и также подтверждается фототаблицей заключения эксперта ООО «Аргумент» № 053-01/23 от 10.05.2023 г.
За время эксплуатации объекта недвижимости Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства также не предпринимались меры по капитальному ремонту многоквартирного дома, фактический износ жилого дома на 10.05.2023 г. составляет от 10% до 40%.
Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42. Однако министерством данные требования должным образом не исполнены, ФИО1 представлено жилое помещение, не отвечающее требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. Следовательно, обязанность по обеспечению жилищных прав ФИО1 исполнена министерством ненадлежащим образом.
Просит расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 12.12.2016 г., заключенный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области с ФИО1, на предоставление для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области предоставить ФИО1 жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес>
Представитель процессуального истца ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Материальный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, представитель третьего лица Министерство финансов Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.
Суд счел возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению в следующем объеме по следующим основаниям.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены подпунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей.
С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом. Ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Из положений ч. ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 настоящего Кодекса категории граждан.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения, в частности, муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 ЖК РФ, необходимо наличие таких юридических фактов, как признание гражданина малоимущим и нуждающемся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 этой статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Специализированный жилищный фонд - это совокупность помещений, которые предназначены для проживания отдельных категорий граждан и предоставляются из состава государственного или муниципального жилищного фондов по определенным правилам (п. 2 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ). К специализированному жилищному фонду относятся, в том числе жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ч. 1 ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Федеральным законом от 20 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» были внесены изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (п.1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с п. 1 настоящей статьи, составляет пять лет (п.6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно ст. 3 Закона Саратовской области от 02.08.2012 г. № 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (п. 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется, если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области (п.2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (п.3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (п.4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (п. 5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО8 ранее имел статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
12.12.2016 г. ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадь 32,6 кв.м. по адресу: <адрес>.
Строительство жилого дома по адресу: <адрес> - осуществляло ООО «Современные технологии строительства» на основании заключенного с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области государственного контракта на участие в долевом строительстве жилых помещений с последующим переходом в государственную собственность Саратовской области, по условиям которого предметом договора является участие в строительстве однокомнатных квартир по адресу: <адрес> ООО «Современные технологии строительства» прекратило свою деятельность в качестве юридического лица. Управление МКД осуществляло ООО «Дом Сервис» до признания его решением Арбитражного суда Саратовской области признано банкротом, после чего управление МКД осуществляет ООО «УК Скала».
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> не отвечает требованиям, установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам, что подтверждается заключением ООО «НИЛСЭ» от 13.01.2020 г. № 1507.
Как следует из экспертного заключенного от 13.01.2020 г. №1507 ООО «НИЛСЭ», фактический износ жилого дома на дату проведения экспертного исследования составляет 14 %. Так, на уровне второго и третьего этажей первого подъезда со стороны несущей стены, расположенной между подъездами, имеются трещины, расположенные по замкнутой линии. С наружной стены лицевого фасада имеются трещины (разрыв) оконного заполнения лоджии, расположенные в вертикальной плоскости трещин второго и третьего этажей. Со стороны второго подъезда вдоль наружных стен имеются сквозные трещины между конструкциями стен и отмостки. В верхней части лицевого фасада стены имеются трещины, расположенные по всей длине здания. Данные дефекты связаны с осадкой конструкций фундаментов строения. Исходя из того, что жилой дом окружает территория с постоянным воздействием воды, возможны дальнейшие процессы осадки и увеличения трещин.
В рамках рассмотрения Энгельсским районным судом Саратовской области аналогичного гражданского дела № 2-1-3285/2022 по исковому заявлению первого заместителя прокурора Саратовской области в интересах ФИО9 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области об обеспечении пригодным для проживания помещении судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза в ООО «Прайдэксп». Согласно выводам экспертного заключения от 05.08.2022 г. № 059.22 жилое помещение по адресу: <адрес> для постоянного проживания людей не пригодно, в помещениях квартиры в холодный период года не созданы минимально допустимые параметры микроклимата. Также в судебном заседании был допрошен эксперт ФИО10, который пояснил, что в силу того, что повреждения, которые были установлены экспертизой, появились в течении длительного срока эксплуатации, на момент сдачи дома, приемки этого дома в эксплуатацию, они могли быть скрыты, невидимы; дефекты являются значимыми и неустранимыми, а именно: промерзают стены, теплопередачи недостаточно, но, по какой причине это происходит, на момент проведения экспертизы установить было невозможно; данный дом имеет эксплуатационные дефекты, такие как деформация, провалы, трещины, которые не влияют на механическую безопасность этого дома, однако дефекты, касающиеся того, что стены промерзают, могут быть устранены только путем увеличения теплопередачи стен, а если это утепление производить, то это внесение изменений в несущие конструкции, то есть фактически это реконструкция, которая должна производиться по отдельно разработанному проекту. Данный дом не упадет, но, что бы жить в нормальных условиях, его нужно утеплить.
Помимо этого, в рамках рассмотрения Энгельсским районным судом Саратовской области аналогичного гражданского дела № 2-1-2515/2023 по исковому заявлению заместителя прокурора города Энгельса Саратовской области в интересах ФИО11, ФИО4, ФИО5, ФИО6 к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, министерство финансов Саратовской области, администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области, комитет по управлению имуществом области о предоставлении иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения судом была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, проведение которой было поручено экспертам общества с ограниченной ответственностью «Экспертное агентство «Аргумент». Согласно выводам заключения эксперта ООО «Экспертное агентство «Аргумент» № 053-01/23 от 10.05.2023 года (т. 2 л.д. 93-144), жилые помещения № 1, 2, 23, 24 по адресу: <адрес> не соответствуют установленным строительным (техническим) и санитарным нормам и правилам и не пригодны для постоянного проживания человека. На момент сдачи дома в эксплуатацию оценить возможность выявления (проявления) недостатков не представляется возможным, при этом на момент заключения договора социального найма жилого помещения № 55/22 от 01 марта 2022 года, договора социального найма жилого помещения № 22/22 от 14 февраля 2022 года, договора социального найма жилого помещения № 261/22 от 15 ноября 2022 года данные недостатки были сформированы и проявлены. Жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует установленным санитарным нормам и правилам и не пригоден для постоянного проживания человека. В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> имеются повреждения конструктивного состояния в связи с расположением дома на грунтовых водах и регулярной резкой сменяемостью микроклимата. В соответствии с методом оценки физического износа отдельных участков, конструктивных элементов, можно сделать вывод, что актуальный физический износ жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> составляет от 10 до 40%, в зависимости от исследуемого конструктивного элемента.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В силу ч. 3 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 настоящего Кодекса.
Вместе с тем, оценивая по правилам ст. 67 ГПК РФ заключения экспертов по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд кладет в основу своих выводов данные заключения, так как заключения составлены экспертами, предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, незаинтересованным в исходе дела, с соблюдением формы, имеет необходимые реквизиты, согласуется с другими доказательствами, представленными сторонами и исследованными в ходе судебного разбирательства.
У суда нет оснований ставить под сомнение достоверность данных проведенных судебных экспертиз, исходя из видов экспертных учреждений, опыта экспертов и квалификации и примененных методик исследования, ясности выводов, отсутствия противоречий, внешнего вида документов и их содержания, поэтому суд принимает результаты судебных экспертиз в качестве допустимого доказательства и берет их за основу при определении непригодности для постоянного проживания людей помещения квартиры по адресу: <адрес>, <адрес> - холодный период года в связи с отсутствием минимально допустимых параметров микроклимата.
Выводы экспертного заключения ООО «Прайдэксп», экспертного заключения ООО «НИЛСЭ» экспертного заключения ООО «Экспертное агентство «Аргумент», представленные в материалы дела процессуальным истцом, носят непротиворечивый характер, дополняют друг друга, ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что жилое помещение по адресу: <адрес> - непригодно для постоянного проживания людей в холодный период года в связи с отсутствием минимально допустимых параметров микроклимата.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ.
Требования для жилых помещений специализированного жилищного фонда установлены Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42.
Согласно п. 4 указанного Постановления жилые помещения, отнесенные к специализированному жилищному фонду, должны быть пригодными для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства), быть благоустроенными применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
С учетом установленных обстоятельств в совокупности с представленными суду доказательствами суд приходит к выводу о том, что предоставленное истцу по договору найма из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области от 17.10.2017 г. и 14.12.2022 г. жилое помещение по адресу: <адрес> не отвечает нормативным требованиям, техническим нормам и правилам действующего законодательства, что в дальнейшем может негативно отразиться на использовании квартиры по назначению и может создать угрозу жизни, здоровью граждан.
По существу действия ответчика по непредоставлению ФИО1 по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям взамен ранее предоставленного жилого помещения, не отвечающего указанным требованиям, суд расценивает как невыполнение Министерством возложенной на него законом обязанности обеспечения прав и законных интересов вышеуказанной категории детей, к которой относится истец, что свидетельствует о наличии у истца права на предоставление иного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, пригодного для проживания, отвечающего требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Согласно п. 16 договор найма жилого помещения от 17.10.2017 г., и от 14.12.2022 г. заключенный между Министерством и ФИО8 может быть расторгнут в любое время по соглашению сторон.
Принимая решение о возложении обязанности на ответчика предоставить ФИО1 жилое помещение, общей площадью не менее 30 кв.м., пригодное для проживания, отвечающее требованиям действующего законодательства, санитарным и техническим нормам по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области в г. Энгельсе взамен предоставленного жилого помещения по адресу: <адрес> суд исходит из наличия угрозы жизни и здоровью проживающего, то есть объективной нуждаемости истца в другом жилом помещении, неисполнении уполномоченным органом обязанности по предоставлению жилого помещения взамен жилого помещения, не отвечающего вышеуказанным требованиям закона.
Ответчик не предоставил суду доказательств отсутствия своей вины в ненадлежащем исполнении обязательств перед материальным истцом, тогда как процессуальным истцом представлены доказательства нарушения прав материального истца ответчиком.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 12.12.2016 ░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░1, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░ №) ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 30 ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.07.2024 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░