Решение по делу № 2-627/2023 от 02.10.2023

Дело № 2-627/2023

45RS0004-01-2022-001120-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово

Курганская область 28 ноября 2023 года

Далматовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Пшеничниковой С.В.

при секретаре судебного заседания Черных С.Е.,

с участием истца Чуваневой М.В.

представителей ответчиков Шашиной Ю.А., Дозморова Ю.И,

третьего лица Евдокимова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чуваневой Марии Васильевны к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Чуванева М.В. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению «Управлению социальной защиты населения № 3» (далее – ГКУ «УСЗН № 3») о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указала, что ее мать ФИО2, умершая 02.11.2021, являлась получателем льготных выплат социальной поддержки, в частности компенсации по расходам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг как ликвидатор последствий аварии на Маяке. В 2017 году выплаты были прекращены по причине задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. Задолженность была погашена, но выплаты так и не производились. После смерти матери она обратилась в УСЗН по поводу жилищно-коммунальной выплаты, которую ФИО2 недополучила при жизни. Ответчиком ей было отказано в выплате указанных сумм по причине их не начисления из-за имеющейся задолженности. Однако при жизни у ФИО2 долгов по оплате коммунальных услуг не имелось, имелись только пени, которые не являются основным долгом. Квитанция об оплате задолженности представлялась сотруднику УСЗН. О необходимости подачи заявления о возобновлении выплаты ей не разъяснялось. Считает, что как наследник имеет право на получение выплат, которые ФИО2 не получила при жизни.

Просит обязать ГКУ «УСЗН № 3» выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, которые ФИО2 недополучила при жизни за период с 01.03.2017 по ноябрь 2021 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное Управление социальной защиты населения Курганской области, НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области, Евдокимов А.В.

Решением Далматовского районного суда Курганской области от 06.02.2023 в удовлетворении исковых требований Чуваневой М.В. к ГКУ «УСЗН № 3» о возложении обязанности по выплате компенсации по расходам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг неполученной при жизни ФИО2 за период с 01.03.2017 по ноябрь 2021 года отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18.04.2023 решение Далматовского районного суда Курганской области от 06.02.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Чуваневой М.В. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18.04.2023 и решение Далматовского районного суда Курганской области от 06.02.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Истец Чуванева М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Факт наличия задолженности по обязательным взносам на капитальный ремонт в период с 2017-2019 гг. не оспаривала. Пояснила, что задолженность была погашена в марте 2019 года, соответствующая квитанция сразу же была представлена в УСЗН. О том, что нужно написать заявление она не знала, ей этого никто не разъяснял. Конкретную причину образования задолженности назвать не смогла, ссылалась на материальные затруднения, болезнь матери.

Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 3» Шашина Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что ФИО2 была получателем жилищно-коммунальной выплаты. Выплата была приостановлена с марта 2017 года в связи с наличием задолженности по взносам на капитальный ремонт более трех месяцев. Данная информация поступила из НО «Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области». С заявлением о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 не обращалась, квитанцию о погашении задолженности не представляла. По файлам обмена, которые представляет НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области», задолженность по взносам на капитальный ремонт имелась и после марта 2019 года, т.е. ответчик не располагал информацией об отсутствии задолженности. Ранее ФИО2 дважды жилищно-коммунальная выплата приостанавливалась, а затем возобновлялась после предоставления квитанции и соответствующего заявления. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 3» Дозморов Ю.И. в судебном заседании доводы представителя Шашиной Ю.А. поддержал.

Третье лицо Евдокимов А.В. в судебном заседании исковые требования Чуваневой М.В. поддержал по доводам истца.

Представитель третьего лица Главного Управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от 23.01.2023 против удовлетворения исковых требований возражал. Указал, что истец получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не является. Требования о включении денежных средств жилищно-коммунальной выплаты в состав наследства ФИО2 для выплаты их наследникам не заявлено, при этом срок для принятия наследства, установленный пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, истек. Жилищно-коммунальная выплата ФИО2 была приостановлена из-за наличия задолженности. До дня смерти ФИО2 лично либо через уполномоченного представителя с заявлением о ее возобновлении не обращалась, документов, подтверждающих погашение задолженности, не представляла. В беззаявительном порядке и в отсутствие подтверждающих документов оснований возобновить предоставление жилищно-коммунальной выплаты у ГКУ «УСЗН № 3» не имелось. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Чуванева Мария Васильевна, **.**.**** года рождения, приходится дочерьюФИО2, **.**.**** года рождения.

Согласно удостоверению серии Б №*, выданному **.**.****, ФИО2 являлась участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1955–1956 годах и имела право на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ФИО2 являлась собственником 1/3 доли квартиры с кадастровым номером 45:04:020201:328, расположенной по адресу: Адрес Обезличен, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от **.**.**** №*.

На основании решений филиала ГУСЗН Курганской области – ОСНЗ по Далматовскому району, ГКУ «УСЗН № 3», принятых по заявлениям от 20.11.2007, от 21.07.2016, от 27.09.2016 и оформленных протоколами от 10.01.2008, от 21.07.2016, от 27.09.2016 соответственно, ФИО2 как участник ликвидации аварии на ПО Маяк, являлась получателем ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты по оплате услуг, потребленных по месту ее регистрации и жительства по адресу:Адрес Обезличен.

По данным лицевого счета №*, открытого НО «Региональный фонд капитального ремонта» для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу:Адрес Обезличен, уплата таких взносов осуществляласьФИО2 нерегулярно и не в полном объеме, в частности в период с августа 2015 года по май 2016 года включительно, в июле, августе и октябре 2016 года, с марта 2017 года по февраль 2019 года включительно денежные средства на счет не поступали.

Распоряжением ГКУ «УСЗН № 3» от 22.02.2017 в связи с образованием задолженности перед поставщиком более трех месяцев с 01.03.2017 ФИО2 предоставление жилищно-коммунальной выплатыприостановлено.

ФИО2 умерла 02.11.2021 (запись акта о смерти №* от **.**.**** Отдела ЗАГС администрации Далматовского района Курганской области).

На основании распоряжения ГКУ «УСЗН № 3» от 11.11.2021 жилищно-коммунальная выплата ФИО2 прекращена с 01.12.2021 в связи со смертью получателя.

После смерти ФИО2 нотариусом Далматовского нотариального округа открыто наследственное дело №*. Истец Чуванева М.В. в порядке наследования по закону приняла 1/2 доли наследственного имущества материФИО2, в том числе 1/3 доли квартиры по адресу: Адрес Обезличен; земельного участка с кадастровым номером№* по адресу:Адрес Обезличен; компенсации по договору накопительного личного страхования (лицевой счет №*) в размере №*.; прав на компенсации по хранящимся в ПАО Сбербанк счетам№*,№*,№*,№*; денежных средств, представленных наследодателю в качестве ежемесячной денежной выплаты, в размере №*.; денежных средств, представленных наследодателю в качестве компенсации, установленной Федеральным законом от 26.11.1998 № 175 «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в размере №*.

Считая нарушенными свои права как наследника по закону на получение в порядке наследования неполученной наследодателем в период с 01.03.2017 по ноябрь 2021 года меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, Чуванева М.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).

Такая система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (абзац шестой пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 № 17-П).

В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 26.11.1998 № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» гражданам (в том числе временно направленных или командированных), принимавшим в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.

Пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. При этом компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являясь мерой социальной поддержки лиц, пострадавших от радиационного облучения, входит в гарантированную государством таким пострадавшим систему мер социальной защиты в целях возмещения причиненного им вследствие воздействия радиации вреда здоровью. Такая система мер социальной защиты направлена на создание пострадавшим от радиационного воздействия гражданам наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам и услугам, с тем чтобы сделать для них, нуждающихся в этих мерах социальной поддержки в силу возраста, по состоянию здоровья, менее ощутимыми последствия воздействия радиации.

При этом входящая в систему мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предназначена в числе иных мер социальной поддержки и льгот таким гражданам обеспечить им надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (пункт 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2006 № 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.12.2009 № 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.

По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Срок, в течение которого должны быть предъявлены требования о выплате этих сумм, является пресекательным и восстановлению в случае пропуска не подлежит.

Требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.

Процессуальное правопреемство по требованиям об установлении и выплате в надлежащем размере денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не допускается, и в случае смерти лица, обратившегося в суд с таким требованием (например, с требованием о признании права на пенсию), производство по делу применительно к правилам статьи 220 (абзац седьмой) ГПК РФ подлежит прекращению на любой стадии гражданского судопроизводства.

Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2022).

На территории Курганской области меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», предоставляются в виде жилищно-коммунальной выплаты в порядке, установленном Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 11.12.2012 года № 594 (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил (в редакции на 01.03.2017) предоставление жилищно-коммунальной выплаты осуществляется филиалом Главного управления социальной защиты населения по Курганской области - отделом социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания гражданина (далее - орган социальной защиты населения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 32 Правил предоставление жилищно-коммунальной выплаты приостанавливается при возникновении у получателя жилищно-коммунальной выплаты задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за три и более месяца подряд и (или) невыполнения получателем жилищно-коммунальной выплаты соглашения по ее погашению, заключенного с организацией, осуществляющей расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, - до погашения задолженности или до выполнения соглашения по ее погашению.

Согласно пункту 33 указанных Правил возобновление жилищно-коммунальной выплаты производится с первого числа месяца, в котором жилищно-коммунальной выплаты была приостановлена, на основании письменного заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты при условии устранения обстоятельств, вызвавших приостановление жилищно-коммунальной выплаты, но не более чем за три года до месяца обращения за возобновлением жилищно-коммунальной выплаты.

Пунктом 36 данных Правил предусмотрено, что начисленные суммы жилищно-коммунальной выплаты, не полученные получателем жилищно-коммунальной выплаты своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 3 Правил (в редакции от 28.12.2018) предусмотрено, что предоставление жилищно-коммунальной выплаты осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области. Жилищно-коммунальная выплата предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания гражданина.

В соответствии с пунктом 33 Правил возобновление предоставления жилищно-коммунальной выплаты производится на основании заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты при условии устранения обстоятельств, указанных в пункте 32 Правил, с первого числа месяца, с которого предоставление жилищно-коммунальной выплаты органом социальной защиты населения было приостановлено. При этом неполученные суммы жилищно-коммунальной выплаты, рассчитанные в соответствии с разделом IV Правил, выплачиваются за все время, в течение которого предоставление жилищно-коммунальной выплаты было приостановлено.

Согласно пункту 33 Правил предоставления жилищно-коммунальной выплаты в редакции от 30.07.2020, действовавшей на день смертипо, возобновление предоставления жилищно-коммунальной выплаты производится на основании заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты при условии устранения обстоятельств, указанных в пункте 32 Правил, по решению органа социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты о возобновлении предоставления ЖКВ.

Возобновление предоставления жилищно-коммунальной выплаты производится с первого числа месяца, с которого предоставление ЖКВ органом социальной защиты населения было приостановлено, но не более чем за три года до месяца обращения за возобновлением жилищно-коммунальной выплаты.

О принятом решении о возобновлении предоставления жилищно-коммунальной выплаты получатель жилищно-коммунальной выплаты уведомляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения, посредством почтовой связи (электронной почты, телефонной связи), о чем делается соответствующая отметка в решении о возобновлении предоставления жилищно-коммунальной выплаты.

О принятом решении об отказе в возобновлении предоставления жилищно-коммунальной выплаты получатель жилищно-коммунальной выплаты уведомляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения, посредством почтовой связи (электронной почты).

В соответствии с пунктом 35 Правил начисленные суммы жилищно-коммунальной выплаты, не полученные получателем жилищно-коммунальной выплаты своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

С учетом исковых требованийЧуваневой М.В., возражений ответчика ГКУ «УСЗН № 3» относительно иска и подлежащих применению норм материального права юридически значимым является установление обстоятельств, связанных с неполучениемФИО2 жилищно-коммунальной выплаты в спорный период.

Факт наличия у ФИО11 задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов в период с марта 2019 года по февраль 2019 года включительно подтверждается выпиской по лицевому счету №* и истцом не оспаривался.

Судом установлено, что близкими родственниками ФИО2 являются дочь Чуванева М.В., внук Евдокимов А.В.

В целях установления причин образования задолженности по взносам на капитальный ремонт судом истребованы выписки из медицинских карта указанных лиц. В течение 2017-2019 гг. ФИО2 неоднократно обращалась в ГБУ «Далматовская ЦРБ» за медицинской помощью, на стационарном лечении находилась в период с 22.06.2018 по 02.07.2018 с диагнозом «Данные Изъяты». Чуванева М.В., Евдокимов А.В. также неоднократно обращали за медицинской помощью, сведения о нахождении их на стационарном лечении отсутствуют. Установленные им диагнозы при обращении в медицинское учреждение не свидетельствует о невозможности по состоянию здоровья осуществлять гражданские права и нести обязанности.

По сообщению ОСФР по Курганской области от 20.11.2023 ФИО2 являлась получателем государственной пенсии по старости в период с 01.03.2005 по 29.05.2018; пенсии по старости в период с 30.05.2018 по 30.11.2021; единовременной выплаты пенсионерам в соответствии с Федеральным законом от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию»; ежемесячной денежной выплаты по категории «лица, направленные на ликвидацию последствий аварии «МАЯК» в 1957-58 гг.» с 01.05.2005. Выплата пенсии осуществлялась с учетом ежегодных индексаций. В период 2017-2019 гг. К размеру страховой пенсии ФИО2 была установлена компенсационная выплата по уходу неработающему трудоспособному лицу в размере №*. Выплата пенсии и иных социальных выплат прекращена по причине смерти ФИО2 02.11.2021.

Чуванева М.В. являлась получателем страховой пенсии по старости с 18.05.2017; федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2017; единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Евдокимов А.В. получателем пенсии не значится. В период с 01.06.2018 по 02.11.2021 значился лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином. Согласно выписке по лицевому счету сведения о его трудоустройстве отсутствуют.

В ГКУ ЦЗН Далматовского района Чуванева М.В. и Евдокимов А.В. в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 на учете в качестве безработных не состояли, пособие не получали.

Задолженность по иным видам коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение), которая могла послужить основанием для приостановления жилищно-коммунальной выплаты (более трех месяцев подряд), отсутствует.

Доказательств несения значительных расходов на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, платные приемы в медицинских учреждениях, а также наличия иных обстоятельств, объективно препятствующих своевременной уплате взносов на капительный ремонт в течение двух лет, истцом не представлено.

Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (состояние здоровья, материальное положение получателя жилищно-коммунальной выплаты и ее близких родственников) судом не установлено.

По сообщению НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» от 01.11.2023 многоквартирный жилой дом по адресу: Адрес Обезличен, включен в региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, утвержденную постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 79. Соглашение об уплате задолженности по взносам на капитальный ремонт в период с 2017-2019 гг. между региональным оператором и ФИО2 не заключалось. Региональный оператор не предлагал ФИО2 заключить соглашение о погашении задолженности. Между сторонами велась переписка по вопросу оплаты взносов на капитальный ремонт и пени. Взнос на капитальный ремонт - обязательный платеж, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления собственникам помещений многоквартирных домов отсрочки, рассрочки по погашению задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт на региональном или внутреннем уровне отсутствует.

При установленных обстоятельствах, а именно при наличии у ФИО2 задолженности по оплате коммунальных услуг, отсутствии уважительных причин возникновения такой задолженности и соглашения о погашении задолженности с поставщиком услуги, действия ГКУ «УСЗН № 3» по приостановлению жилищно-коммунальной выплаты являются правомерными. Обязательное уведомление получателя о приостановлении жилищно-коммунальной выплаты действующими на 01.03.2017 Правилами предусмотрено не было.

Задолженность по взносам на капитальный ремонт перед НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» в размере 8798,88 руб. погашена ФИО2 18.03.2019, что подтверждается квитанцией №*.

Истец ФИО2 пояснила, что квитанцию в ГКУ «УСЗН № 3» она представляла, о необходимости подачи заявления о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты ей не разъяснялось.

Данный довод истца опровергается пояснениями представителя ответчика, показаниями свидетеля ФИО8, письменными материалами дела.

Представитель истца Шашина Ю.А. пояснила, что порядок возобновления жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 был известен, т.к. выплата дважды приостанавливалась и соответственно возобновлялась. При предоставлении документов, подтверждающих погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и соответствующего заявления оснований для отказа в возобновлении ФИО2 выплаты не имелось. Однако, ни квитанция о погашении задолженности, ни заявление о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты в ГКУ «УСЗН № 3» не поступали.

Свидетель ФИО8 пояснила, что Чуванева М.В. обращалась по вопросу жилищно-коммунальной выплаты. Ей было разъяснено о необходимости погашения имеющейся задолженности. Все поступающие от граждан документы обязательно регистрируются в соответствующем журнале. От ФИО2 никаких квитанций и заявлений не поступало. Квитанции о погашении задолженности, которые она представляла в 2016 году, были в установленном порядке зарегистрированы и учтены. Разъяснительная работа ведется с гражданами при их личном обращении, при помощи средств массовой информации. В фойе в доступной форме размещена необходимая справочная информация.

Согласно журналу регистрации входящих документов по ЖКВ отдела по Далматовскому району ГКУ «УСЗН № 3» за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 заявление ФИО2 о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты и квитанция не поступали.

В личном деле ФИО2 указанные документы также отсутствуют. Одновременно с этим, в личном деле ФИО2 имеются две квитанции и два заявления за 2016 год, на основании которых жилищно-коммунальная выплаты дважды была возобновлена, из чего суд делает вывод, что порядок возобновления жилищно-коммунальной выплаты ее получателю был известен.

Решение об отказе в возобновление жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 ответчиком не принималось, действие ответчика по не предоставлению жилищно-коммунальной выплаты в период с марта 2019 года по ноябрь 2021 года (более двух лет) не обжаловались. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ФИО2 лично либо через представителя обратиться в ГКУ «УСЗН № 3» с соответствующим заявлением, не представлено.

Жилищно-коммунальная выплата относится к суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию. Федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта для указанной выплаты установлены условия и правила ее предоставления. Назначение компенсации расходов, как и возобновление ее выплаты, производится на основании соответствующего заявления лица, имеющего право на получение данной компенсации, иной порядок не предусмотрен.

Довод третьего лица Главного Управления социальной защиты населения Курганской области, о том, что требования о включении денежных средств жилищно-коммунальной выплаты в состав наследства ФИО2 для выплаты их наследникам не заявлено, при этом срок для принятия наследства, установленный пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, истек суд отклоняет как не состоятельный.

В силу пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Наследство после смерти ФИО2 в виде недвижимого имущества, денежных вкладов и компенсации истец приняла в установленный законом срок.

Оценив доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что нарушений закона ответчиком при приостановлении жилищно-коммунальной выплаты не допущено. Доказательств, подтверждающих обращениеФИО2в органы социальной защиты в целях возобновления выплаты с предоставлением платежных документов о погашении задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истцом не представлено. Оснований полагать, что жилищно-коммунальная выплата не предоставлялась ФИО2 по вине органа социальной защиты населения, не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чуваневой М.В.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Чуваневой Марии Васильевны к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.В. Пшеничникова

Мотивированное решение составлено 04.12.2023.

Дело № 2-627/2023

45RS0004-01-2022-001120-57

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Далматово

Курганская область 28 ноября 2023 года

Далматовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Пшеничниковой С.В.

при секретаре судебного заседания Черных С.Е.,

с участием истца Чуваневой М.В.

представителей ответчиков Шашиной Ю.А., Дозморова Ю.И,

третьего лица Евдокимова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чуваневой Марии Васильевны к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л :

Чуванева М.В. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению «Управлению социальной защиты населения № 3» (далее – ГКУ «УСЗН № 3») о возложении обязанности.

В обоснование исковых требований указала, что ее мать ФИО2, умершая 02.11.2021, являлась получателем льготных выплат социальной поддержки, в частности компенсации по расходам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг как ликвидатор последствий аварии на Маяке. В 2017 году выплаты были прекращены по причине задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт. Задолженность была погашена, но выплаты так и не производились. После смерти матери она обратилась в УСЗН по поводу жилищно-коммунальной выплаты, которую ФИО2 недополучила при жизни. Ответчиком ей было отказано в выплате указанных сумм по причине их не начисления из-за имеющейся задолженности. Однако при жизни у ФИО2 долгов по оплате коммунальных услуг не имелось, имелись только пени, которые не являются основным долгом. Квитанция об оплате задолженности представлялась сотруднику УСЗН. О необходимости подачи заявления о возобновлении выплаты ей не разъяснялось. Считает, что как наследник имеет право на получение выплат, которые ФИО2 не получила при жизни.

Просит обязать ГКУ «УСЗН № 3» выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг, которые ФИО2 недополучила при жизни за период с 01.03.2017 по ноябрь 2021 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное Управление социальной защиты населения Курганской области, НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области, Евдокимов А.В.

Решением Далматовского районного суда Курганской области от 06.02.2023 в удовлетворении исковых требований Чуваневой М.В. к ГКУ «УСЗН № 3» о возложении обязанности по выплате компенсации по расходам на оплату жилых помещений и коммунальных услуг неполученной при жизни ФИО2 за период с 01.03.2017 по ноябрь 2021 года отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18.04.2023 решение Далматовского районного суда Курганской области от 06.02.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Чуваневой М.В. – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.08.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от 18.04.2023 и решение Далматовского районного суда Курганской области от 06.02.2023 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Истец Чуванева М.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Факт наличия задолженности по обязательным взносам на капитальный ремонт в период с 2017-2019 гг. не оспаривала. Пояснила, что задолженность была погашена в марте 2019 года, соответствующая квитанция сразу же была представлена в УСЗН. О том, что нужно написать заявление она не знала, ей этого никто не разъяснял. Конкретную причину образования задолженности назвать не смогла, ссылалась на материальные затруднения, болезнь матери.

Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 3» Шашина Ю.А. в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что ФИО2 была получателем жилищно-коммунальной выплаты. Выплата была приостановлена с марта 2017 года в связи с наличием задолженности по взносам на капитальный ремонт более трех месяцев. Данная информация поступила из НО «Регионального фонда капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области». С заявлением о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 не обращалась, квитанцию о погашении задолженности не представляла. По файлам обмена, которые представляет НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области», задолженность по взносам на капитальный ремонт имелась и после марта 2019 года, т.е. ответчик не располагал информацией об отсутствии задолженности. Ранее ФИО2 дважды жилищно-коммунальная выплата приостанавливалась, а затем возобновлялась после предоставления квитанции и соответствующего заявления. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика ГКУ «УСЗН № 3» Дозморов Ю.И. в судебном заседании доводы представителя Шашиной Ю.А. поддержал.

Третье лицо Евдокимов А.В. в судебном заседании исковые требования Чуваневой М.В. поддержал по доводам истца.

Представитель третьего лица Главного Управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В письменном отзыве от 23.01.2023 против удовлетворения исковых требований возражал. Указал, что истец получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не является. Требования о включении денежных средств жилищно-коммунальной выплаты в состав наследства ФИО2 для выплаты их наследникам не заявлено, при этом срок для принятия наследства, установленный пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, истек. Жилищно-коммунальная выплата ФИО2 была приостановлена из-за наличия задолженности. До дня смерти ФИО2 лично либо через уполномоченного представителя с заявлением о ее возобновлении не обращалась, документов, подтверждающих погашение задолженности, не представляла. В беззаявительном порядке и в отсутствие подтверждающих документов оснований возобновить предоставление жилищно-коммунальной выплаты у ГКУ «УСЗН № 3» не имелось. Просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствии не явившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Чуванева Мария Васильевна, **.**.**** года рождения, приходится дочерьюФИО2, **.**.**** года рождения.

Согласно удостоверению серии Б №*, выданному **.**.****, ФИО2 являлась участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в 1955–1956 годах и имела право на меры социальной поддержки в соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

ФИО2 являлась собственником 1/3 доли квартиры с кадастровым номером 45:04:020201:328, расположенной по адресу: Адрес Обезличен, на основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от **.**.**** №*.

На основании решений филиала ГУСЗН Курганской области – ОСНЗ по Далматовскому району, ГКУ «УСЗН № 3», принятых по заявлениям от 20.11.2007, от 21.07.2016, от 27.09.2016 и оформленных протоколами от 10.01.2008, от 21.07.2016, от 27.09.2016 соответственно, ФИО2 как участник ликвидации аварии на ПО Маяк, являлась получателем ежемесячной жилищно-коммунальной выплаты по оплате услуг, потребленных по месту ее регистрации и жительства по адресу:Адрес Обезличен.

По данным лицевого счета №*, открытого НО «Региональный фонд капитального ремонта» для оплаты взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу:Адрес Обезличен, уплата таких взносов осуществляласьФИО2 нерегулярно и не в полном объеме, в частности в период с августа 2015 года по май 2016 года включительно, в июле, августе и октябре 2016 года, с марта 2017 года по февраль 2019 года включительно денежные средства на счет не поступали.

Распоряжением ГКУ «УСЗН № 3» от 22.02.2017 в связи с образованием задолженности перед поставщиком более трех месяцев с 01.03.2017 ФИО2 предоставление жилищно-коммунальной выплатыприостановлено.

ФИО2 умерла 02.11.2021 (запись акта о смерти №* от **.**.**** Отдела ЗАГС администрации Далматовского района Курганской области).

На основании распоряжения ГКУ «УСЗН № 3» от 11.11.2021 жилищно-коммунальная выплата ФИО2 прекращена с 01.12.2021 в связи со смертью получателя.

После смерти ФИО2 нотариусом Далматовского нотариального округа открыто наследственное дело №*. Истец Чуванева М.В. в порядке наследования по закону приняла 1/2 доли наследственного имущества материФИО2, в том числе 1/3 доли квартиры по адресу: Адрес Обезличен; земельного участка с кадастровым номером№* по адресу:Адрес Обезличен; компенсации по договору накопительного личного страхования (лицевой счет №*) в размере №*.; прав на компенсации по хранящимся в ПАО Сбербанк счетам№*,№*,№*,№*; денежных средств, представленных наследодателю в качестве ежемесячной денежной выплаты, в размере №*.; денежных средств, представленных наследодателю в качестве компенсации, установленной Федеральным законом от 26.11.1998 № 175 «О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», в размере №*.

Считая нарушенными свои права как наследника по закону на получение в порядке наследования неполученной наследодателем в период с 01.03.2017 по ноябрь 2021 года меры социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг, Чуванева М.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).

Такая система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (абзац шестой пункта 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10.11.2009 № 17-П).

В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона от 26.11.1998 № 175 «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» гражданам (в том числе временно направленных или командированных), принимавшим в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно части 1 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона.

Пунктом 3 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что меры социальной поддержки соответствующих категорий граждан являются одним из элементов гарантированного Конституцией Российской Федерации права на социальное обеспечение. При этом компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, являясь мерой социальной поддержки лиц, пострадавших от радиационного облучения, входит в гарантированную государством таким пострадавшим систему мер социальной защиты в целях возмещения причиненного им вследствие воздействия радиации вреда здоровью. Такая система мер социальной защиты направлена на создание пострадавшим от радиационного воздействия гражданам наиболее льготных (благоприятных) условий реализации их прав и доступа к социально значимым благам и услугам, с тем чтобы сделать для них, нуждающихся в этих мерах социальной поддержки в силу возраста, по состоянию здоровья, менее ощутимыми последствия воздействия радиации.

При этом входящая в систему мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предназначена в числе иных мер социальной поддержки и льгот таким гражданам обеспечить им надлежащий уровень жизни и необходимый достаток, в связи с чем по своей правовой природе относится к средствам существования гражданина.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.

Требования о выплате сумм на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (пункт 2 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных Кодексом (пункт 3 статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В пункте 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», статьей 63 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.06.2006 № 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14.12.2009 № 960).

К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.

По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Срок, в течение которого должны быть предъявлены требования о выплате этих сумм, является пресекательным и восстановлению в случае пропуска не подлежит.

Требования лиц, наделенных правом на получение указанных в пункте 1 статьи 1183 ГК РФ невыплаченных наследодателю денежных сумм, а также требования наследников о признании за наследодателем права на их получение либо права на их получение в размере, превышающем установленный наследодателю при жизни, и о возложении на соответствующее лицо обязанности произвести начисление и выплату таких денежных сумм удовлетворению не подлежат.

Процессуальное правопреемство по требованиям об установлении и выплате в надлежащем размере денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, не допускается, и в случае смерти лица, обратившегося в суд с таким требованием (например, с требованием о признании права на пенсию), производство по делу применительно к правилам статьи 220 (абзац седьмой) ГПК РФ подлежит прекращению на любой стадии гражданского судопроизводства.

Частью первой статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть третья статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.01.2022).

На территории Курганской области меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 26.11.1998 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», предоставляются в виде жилищно-коммунальной выплаты в порядке, установленном Правилами предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденными постановлением Правительства Курганской области от 11.12.2012 года № 594 (далее – Правила).

Согласно пункту 3 Правил (в редакции на 01.03.2017) предоставление жилищно-коммунальной выплаты осуществляется филиалом Главного управления социальной защиты населения по Курганской области - отделом социальной защиты населения по месту жительства или по месту пребывания гражданина (далее - орган социальной защиты населения).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 32 Правил предоставление жилищно-коммунальной выплаты приостанавливается при возникновении у получателя жилищно-коммунальной выплаты задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за три и более месяца подряд и (или) невыполнения получателем жилищно-коммунальной выплаты соглашения по ее погашению, заключенного с организацией, осуществляющей расчеты по оплате жилищно-коммунальных услуг, - до погашения задолженности или до выполнения соглашения по ее погашению.

Согласно пункту 33 указанных Правил возобновление жилищно-коммунальной выплаты производится с первого числа месяца, в котором жилищно-коммунальной выплаты была приостановлена, на основании письменного заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты при условии устранения обстоятельств, вызвавших приостановление жилищно-коммунальной выплаты, но не более чем за три года до месяца обращения за возобновлением жилищно-коммунальной выплаты.

Пунктом 36 данных Правил предусмотрено, что начисленные суммы жилищно-коммунальной выплаты, не полученные получателем жилищно-коммунальной выплаты своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Пунктом 3 Правил (в редакции от 28.12.2018) предусмотрено, что предоставление жилищно-коммунальной выплаты осуществляется Главным управлением социальной защиты населения Курганской области. Жилищно-коммунальная выплата предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания гражданина.

В соответствии с пунктом 33 Правил возобновление предоставления жилищно-коммунальной выплаты производится на основании заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты при условии устранения обстоятельств, указанных в пункте 32 Правил, с первого числа месяца, с которого предоставление жилищно-коммунальной выплаты органом социальной защиты населения было приостановлено. При этом неполученные суммы жилищно-коммунальной выплаты, рассчитанные в соответствии с разделом IV Правил, выплачиваются за все время, в течение которого предоставление жилищно-коммунальной выплаты было приостановлено.

Согласно пункту 33 Правил предоставления жилищно-коммунальной выплаты в редакции от 30.07.2020, действовавшей на день смертипо, возобновление предоставления жилищно-коммунальной выплаты производится на основании заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты при условии устранения обстоятельств, указанных в пункте 32 Правил, по решению органа социальной защиты населения в течение десяти рабочих дней, следующих за днем поступления заявления получателя жилищно-коммунальной выплаты о возобновлении предоставления ЖКВ.

Возобновление предоставления жилищно-коммунальной выплаты производится с первого числа месяца, с которого предоставление ЖКВ органом социальной защиты населения было приостановлено, но не более чем за три года до месяца обращения за возобновлением жилищно-коммунальной выплаты.

О принятом решении о возобновлении предоставления жилищно-коммунальной выплаты получатель жилищно-коммунальной выплаты уведомляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения, посредством почтовой связи (электронной почты, телефонной связи), о чем делается соответствующая отметка в решении о возобновлении предоставления жилищно-коммунальной выплаты.

О принятом решении об отказе в возобновлении предоставления жилищно-коммунальной выплаты получатель жилищно-коммунальной выплаты уведомляется в течение пяти рабочих дней, следующих за днем принятия решения, посредством почтовой связи (электронной почты).

В соответствии с пунктом 35 Правил начисленные суммы жилищно-коммунальной выплаты, не полученные получателем жилищно-коммунальной выплаты своевременно по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются ему за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Как разъяснено в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по общему правилу предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

С учетом исковых требованийЧуваневой М.В., возражений ответчика ГКУ «УСЗН № 3» относительно иска и подлежащих применению норм материального права юридически значимым является установление обстоятельств, связанных с неполучениемФИО2 жилищно-коммунальной выплаты в спорный период.

Факт наличия у ФИО11 задолженности по взносам на капитальный ремонт многоквартирных домов в период с марта 2019 года по февраль 2019 года включительно подтверждается выпиской по лицевому счету №* и истцом не оспаривался.

Судом установлено, что близкими родственниками ФИО2 являются дочь Чуванева М.В., внук Евдокимов А.В.

В целях установления причин образования задолженности по взносам на капитальный ремонт судом истребованы выписки из медицинских карта указанных лиц. В течение 2017-2019 гг. ФИО2 неоднократно обращалась в ГБУ «Далматовская ЦРБ» за медицинской помощью, на стационарном лечении находилась в период с 22.06.2018 по 02.07.2018 с диагнозом «Данные Изъяты». Чуванева М.В., Евдокимов А.В. также неоднократно обращали за медицинской помощью, сведения о нахождении их на стационарном лечении отсутствуют. Установленные им диагнозы при обращении в медицинское учреждение не свидетельствует о невозможности по состоянию здоровья осуществлять гражданские права и нести обязанности.

По сообщению ОСФР по Курганской области от 20.11.2023 ФИО2 являлась получателем государственной пенсии по старости в период с 01.03.2005 по 29.05.2018; пенсии по старости в период с 30.05.2018 по 30.11.2021; единовременной выплаты пенсионерам в соответствии с Федеральным законом от 22.11.2016 № 385-ФЗ «О единовременной денежной выплате гражданам, получающим пенсию»; ежемесячной денежной выплаты по категории «лица, направленные на ликвидацию последствий аварии «МАЯК» в 1957-58 гг.» с 01.05.2005. Выплата пенсии осуществлялась с учетом ежегодных индексаций. В период 2017-2019 гг. К размеру страховой пенсии ФИО2 была установлена компенсационная выплата по уходу неработающему трудоспособному лицу в размере №*. Выплата пенсии и иных социальных выплат прекращена по причине смерти ФИО2 02.11.2021.

Чуванева М.В. являлась получателем страховой пенсии по старости с 18.05.2017; федеральной социальной доплаты к пенсии с 01.07.2017; единовременной выплаты за счет средств пенсионных накоплений в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений».

Евдокимов А.В. получателем пенсии не значится. В период с 01.06.2018 по 02.11.2021 значился лицом, осуществляющим уход за нетрудоспособным гражданином. Согласно выписке по лицевому счету сведения о его трудоустройстве отсутствуют.

В ГКУ ЦЗН Далматовского района Чуванева М.В. и Евдокимов А.В. в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 на учете в качестве безработных не состояли, пособие не получали.

Задолженность по иным видам коммунальных услуг (теплоснабжение, водоснабжение, энергоснабжение), которая могла послужить основанием для приостановления жилищно-коммунальной выплаты (более трех месяцев подряд), отсутствует.

Доказательств несения значительных расходов на приобретение дорогостоящих лекарственных препаратов, платные приемы в медицинских учреждениях, а также наличия иных обстоятельств, объективно препятствующих своевременной уплате взносов на капительный ремонт в течение двух лет, истцом не представлено.

Таким образом, обстоятельств, свидетельствующих о наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (состояние здоровья, материальное положение получателя жилищно-коммунальной выплаты и ее близких родственников) судом не установлено.

По сообщению НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» от 01.11.2023 многоквартирный жилой дом по адресу: Адрес Обезличен, включен в региональную Программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Курганской области, утвержденную постановлением Правительства Курганской области от 24.02.2014 № 79. Соглашение об уплате задолженности по взносам на капитальный ремонт в период с 2017-2019 гг. между региональным оператором и ФИО2 не заключалось. Региональный оператор не предлагал ФИО2 заключить соглашение о погашении задолженности. Между сторонами велась переписка по вопросу оплаты взносов на капитальный ремонт и пени. Взнос на капитальный ремонт - обязательный платеж, установленный Жилищным кодексом Российской Федерации. Порядок предоставления собственникам помещений многоквартирных домов отсрочки, рассрочки по погашению задолженности по оплате взносов на капитальный ремонт на региональном или внутреннем уровне отсутствует.

При установленных обстоятельствах, а именно при наличии у ФИО2 задолженности по оплате коммунальных услуг, отсутствии уважительных причин возникновения такой задолженности и соглашения о погашении задолженности с поставщиком услуги, действия ГКУ «УСЗН № 3» по приостановлению жилищно-коммунальной выплаты являются правомерными. Обязательное уведомление получателя о приостановлении жилищно-коммунальной выплаты действующими на 01.03.2017 Правилами предусмотрено не было.

Задолженность по взносам на капитальный ремонт перед НО «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области» в размере 8798,88 руб. погашена ФИО2 18.03.2019, что подтверждается квитанцией №*.

Истец ФИО2 пояснила, что квитанцию в ГКУ «УСЗН № 3» она представляла, о необходимости подачи заявления о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты ей не разъяснялось.

Данный довод истца опровергается пояснениями представителя ответчика, показаниями свидетеля ФИО8, письменными материалами дела.

Представитель истца Шашина Ю.А. пояснила, что порядок возобновления жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 был известен, т.к. выплата дважды приостанавливалась и соответственно возобновлялась. При предоставлении документов, подтверждающих погашение задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, и соответствующего заявления оснований для отказа в возобновлении ФИО2 выплаты не имелось. Однако, ни квитанция о погашении задолженности, ни заявление о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты в ГКУ «УСЗН № 3» не поступали.

Свидетель ФИО8 пояснила, что Чуванева М.В. обращалась по вопросу жилищно-коммунальной выплаты. Ей было разъяснено о необходимости погашения имеющейся задолженности. Все поступающие от граждан документы обязательно регистрируются в соответствующем журнале. От ФИО2 никаких квитанций и заявлений не поступало. Квитанции о погашении задолженности, которые она представляла в 2016 году, были в установленном порядке зарегистрированы и учтены. Разъяснительная работа ведется с гражданами при их личном обращении, при помощи средств массовой информации. В фойе в доступной форме размещена необходимая справочная информация.

Согласно журналу регистрации входящих документов по ЖКВ отдела по Далматовскому району ГКУ «УСЗН № 3» за период с 01.01.2018 по 31.12.2020 заявление ФИО2 о возобновлении жилищно-коммунальной выплаты и квитанция не поступали.

В личном деле ФИО2 указанные документы также отсутствуют. Одновременно с этим, в личном деле ФИО2 имеются две квитанции и два заявления за 2016 год, на основании которых жилищно-коммунальная выплаты дважды была возобновлена, из чего суд делает вывод, что порядок возобновления жилищно-коммунальной выплаты ее получателю был известен.

Решение об отказе в возобновление жилищно-коммунальной выплаты ФИО2 ответчиком не принималось, действие ответчика по не предоставлению жилищно-коммунальной выплаты в период с марта 2019 года по ноябрь 2021 года (более двух лет) не обжаловались. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих ФИО2 лично либо через представителя обратиться в ГКУ «УСЗН № 3» с соответствующим заявлением, не представлено.

Жилищно-коммунальная выплата относится к суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию. Федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта для указанной выплаты установлены условия и правила ее предоставления. Назначение компенсации расходов, как и возобновление ее выплаты, производится на основании соответствующего заявления лица, имеющего право на получение данной компенсации, иной порядок не предусмотрен.

Довод третьего лица Главного Управления социальной защиты населения Курганской области, о том, что требования о включении денежных средств жилищно-коммунальной выплаты в состав наследства ФИО2 для выплаты их наследникам не заявлено, при этом срок для принятия наследства, установленный пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации, истек суд отклоняет как не состоятельный.

В силу пункта 2 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Наследство после смерти ФИО2 в виде недвижимого имущества, денежных вкладов и компенсации истец приняла в установленный законом срок.

Оценив доказательства в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что нарушений закона ответчиком при приостановлении жилищно-коммунальной выплаты не допущено. Доказательств, подтверждающих обращениеФИО2в органы социальной защиты в целях возобновления выплаты с предоставлением платежных документов о погашении задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг истцом не представлено. Оснований полагать, что жилищно-коммунальная выплата не предоставлялась ФИО2 по вине органа социальной защиты населения, не имеется.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чуваневой М.В.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении исковых требований Чуваневой Марии Васильевны к государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения № 3» о возложении обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Далматовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья С.В. Пшеничникова

Мотивированное решение составлено 04.12.2023.

2-627/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Чуванева Мария Васильевна
Ответчики
Управление социальной защиты населения №3 по Далматовскому району
Другие
Главное Управление социальной защиты Курганской области
Евдокимов Артем Владимирович
НО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области"
Суд
Далматовский районный суд Курганской области
Судья
Пшеничникова С.В.
Дело на странице суда
dalmatovsky.krg.sudrf.ru
02.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
02.10.2023Передача материалов судье
19.10.2023Подготовка дела (собеседование)
19.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее