Решение по делу № 2а-993/2020 от 10.01.2020

Дело № 2а-993/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь                                18 марта 2020 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи                     Сомовой И.В.,

при секретаре                                Лисничей А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Екимова Владимира Михайловича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,

У С Т А Н О В И Л:

Екимов В.М. обратился в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, указав, что 07.12.2019 обратился с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> предоставленного ему в постоянное пользование для индивидуального жилищного строительства на основании решения исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 15.05.1990. 12.12.2019 Севреестром принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в связи с тем, что земельный участок является частью земельного участка с кадастровым номером , сведения о котором уже содержатся ЕГРН, внесены на основании заявления от 04.10.2016. С указанным решением административного ответчика истец не согласен, считает его незаконным и препятствующим осуществлению его прав, в том числе права на государственную регистрацию права собственности на земельный участок, а также считает неправомерным решение о кадастровом учете земельного участка, осуществленном на основании решения Севастопольского городского Совета от 18.05.2005 о даче согласия на передачу в собственность Котасоновой С.И. земельного участка по адресу: <адрес>, и разработку проекта отвода указанного земельного участка. Такое решение не может являться основанием для кадастрового учета земельного участка. Кроме того, границы указанного земельного участка не определены и не внесены в ЕГРН, в связи с чем неясно как административный ответчик установил, что участки пересекаются. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил:

1. Решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе во внесении сведений о ранее учтенных объекта недвижимости от 12.12.2019, принятое по результатам рассмотрения заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества от 07.12.2019, признать незаконным.

2. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя внести в государственный кадастр недвижимости сведения о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении земельного участка площадью 500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

3. Решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером , принятое по результатам рассмотрения заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости от 04.10.2016, признать незаконным.

4. Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя исключить из государственного кадастра недвижимости сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером .

В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель административного истца Товаченко А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Кузнецова Ж.В. возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на законность и обоснованность принятых решений, пояснила, что земельный участок является ранее учтенным объектом недвижимости и вносится в ГКН на основании любого заявления или сведений, поступивших в порядке информационного взаимодействия от органов власти.

Заинтересованные лица Котасонова С.И., представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще.

Представитель Котасоновой С.И. – Васильев И.В. в судебном заседании полагал, что основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку Екимов В.М. не имеет прав на земельный участок, который принадлежит Котасоновой С.И.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит, что административный иск Екимова В.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно архивной выписке из решения исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 15.05.1990 № 7/556 «О предоставлении земельных участков под строительство индивидуальных жилых домов членам Объединенного коллектива экспериментально-показательного молодежно-жилищного комплекса индивидуальных застройщиков «Гераклея» при СПОРП «Атлантика» Екимову В.М. в постоянное пользование предоставлен земельный участок площадью 0,05 га под строительство индивидуального жилого дома по <адрес> в г. Севастополе.

07.12.2019 Екимов В.М. обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес> К заявлению приложена выписка из указанного решения исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов от 15.05.1990.

Решением Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя от 12.12.2019 Екимову В.М. отказано во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 69 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», поскольку сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа …., если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Оценивая законность оспариваемого истцом решения, суд исходит из следующего.

Понятие ранее учтенных объектов недвижимости содержится в части 4 статьи 69 Федерального закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ).

Согласно указанной правовой норме технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества.

При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Частью 5 статьи 69 Закона № 218-ФЗ предусмотрено, что в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

По смыслу приведенных положений закона, сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть внесены в ЕГРН на основании любого документа, устанавливающего или подтверждающего право на соответствующий объект недвижимости, содержащего сведения, позволяющие считать такой земельный участок ранее учтенным, а также сведения о площади такого земельного участка, выданного уполномоченным органом (организацией), отвечающего требованиям законодательства, действовавшего в месте его издания на момент его издания.

В части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ предусмотрены основания для отказа во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Так, согласно пункту 3 части 8 статьи 69 орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении таких сведений в случае, если сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Из материалов дела следует, что на момент обращения Екимова В.М. в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, уже содержались в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), с указанием его площади – 1 000 кв.м., вида разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, особых отметок о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Иные сведения в ЕГРН не внесены, в том числе сведения о правообладателе земельного участка и правах на него.

Сведения о данном земельном участке были внесены в ЕГРН 25.10.2016 с присвоением земельному участку кадастрового номера -

При таких обстоятельствах Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя правомерно отказало Екимову В.М. в повторном внесении сведений о том же объекте недвижимости, что соответствует пункту 3 части 8 статьи 69 Закона № 218-ФЗ.

Суд не соглашается с доводами административного иска о том, что административный ответчик в оспариваемом решении от 12.12.2019 необоснованно указал, что земельный участок Екимова В.М. является частью земельного участка с кадастровым номером

Действительно, из материалов дела следует, что оба земельных участка не имеют описания местоположения их границ и характерных точек в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, одним из сведений, которые вносятся в кадастр недвижимости, является адрес объекта недвижимости (пункт 21 части 5 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Адрес земельного участка, о внесении сведений в отношении которого подал заявление Екимов В.М., полностью совпадает с адресом земельного участка, учтенного под кадастровым номером г. Севастополь, <адрес>, что является препятствием для повторного учета такого объекта недвижимости. При этом сведений о том, что участку истца присвоен иной адрес <адрес>), суду не представлено.

Административный истец оспаривает принятое 25.10.2016 Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя решение о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости – земельном участке по указанному адресу, с кадастровым номером .

В судебном заседании установлено, что внесение сведений в ЕГРН о ранее учтенном объекте недвижимости в отношении указанного земельного участка произведено по заявлению Васильева И.В. от 04.10.2016, представавшего копию решения Севастопольского городского Совета от 18.05.2005 , которым дано согласие на передачу в собственность Котасоновой С.И. земельного участка ориентировочной площадью 0,1 га по <адрес> для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек и разработку проекта отвода земельного участка.

Также установлено, что основанием для внесения сведений в ЕГРН о данном земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости послужила имеющаяся в распоряжении Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя землеустроительная документация, а именно проект землеустройства по отводу и установлению границ и площади земельного участка в натуре на местности по адресу: г. Севастополь, <адрес>, разработанный в соответствии с действовавшим ранее законодательством Украины и зарегистрированный 21.04.2006 в Севастопольском городском филиале государственного предприятия «Центр Государственного земельного кадастра при Государственном комитете Украины по земельным ресурсам».

Согласно штампу на проекте землеустройства земельному участку по адресу: г. Севастополь, <адрес>, был присвоен кадастровый .

В соответствии с частью 4 статьи 7 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее – Закон № 46-ЗС) в случае обращения заявителя с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости и (или) государственной регистрации ранее возникшего права исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, на основании такого заявления, в котором указаны реквизиты документов, являвшихся основанием для государственной регистрации земельных участков или государственного технического учета иных объектов недвижимости и хранящихся в государственном земельном кадастре, инвентарных делах, государственном фонде документации по землеустройству, и (или) реквизиты документов, являвшихся основанием для возникновения ранее возникшего права и хранящихся в органах и (или) организациях, осуществлявших регистрацию прав до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами, осуществляет внесение сведений о ранее учтенном на территории города Севастополя объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости и (или) государственную регистрацию ранее возникшего права в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Представление заявителями указанных документов требуется только в случае, если они отсутствуют в указанных органах и (или) организациях. Указанные в настоящей части документы включаются в состав реестрового дела соответствующего ранее учтенного объекта недвижимости, являющегося неотъемлемой частью Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно статье 8 Закона № 46-ЗС сведения об объектах недвижимости, учтенных на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтенные объекты недвижимости), вносятся в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном Законом о регистрации недвижимости и настоящей частью.

В срок до 1 января 2023 года исполнительный орган государственной власти города Севастополя, уполномоченный в сфере государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета, вносит в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, с учетом установленных настоящей частью особенностей, предусмотренного Законом о регистрации недвижимости состава сведений и содержащих такие сведения документов, в том числе документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, обеспечивая при этом:

1) внесение в реестр объектов недвижимости кадастрового округа «Севастопольский» сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости, с учетом изменения адреса (местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешенного использования земельных участков;

2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учет иных объектов недвижимости, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных на украинском языке.

Приведенные положения Закона № 46-ЗС разработаны в развитие правового регулирования, установленного статьей 69 Закона № 218-ФЗ, и предусматривают обязанность Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя по внесению сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории города Севастополя, на основании любых документов государственного земельного кадастра, инвентарных дел (инвентаризационных документов), государственного фонда документации по землеустройству, имеющихся в распоряжении Управления и позволяющих определить существование ранее сформированного земельного участка.

При таких обстоятельствах доводы административного иска о том, что административным ответчиком не могло быть удовлетворено заявление от Котасоновой С.И., ее представителя Васильева И.В. о внесении сведений о спорном земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости, являются необоснованными.

Сведения о земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости независимо от заявления заинтересованных лиц могли быть внесены в ЕГРН на основании лишь землеустроительной документации, имеющейся в архивах Главного управления Госземагентства в г. Севастополе, находящихся на хранении в Управлении государственной регистрации права и кадастра Севастополя.

По настоящему делу установлено, что в распоряжении административного ответчика имелась землеустроительная документация по отводу и установлению границ и площади спорного земельного участка, в которой содержатся сведения о присвоении земельному участку кадастрового номера, т.е. о его государственном учете, осуществленном уполномоченными органами власти Украины. На основании этой документации были внесены сведения в ЕГРН о ранее учтенном земельном участке. В этой связи решение ответчика о внесении указанных сведений не может быть признано незаконным.

В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом решения административного ответчика о внесении сведений в ЕГРН о земельном участке как ранее учтенном объекте недвижимости не на основании заявления Екимова М.В., а по иным основаниям, права истца не нарушают.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 1 Закона № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений, и включает в себя как реестр объектов недвижимости - кадастр недвижимости, так и реестр прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества - реестр прав на недвижимость (статья 7 Закона № 218-ФЗ).

При этом кадастр недвижимости формируется в соответствии со статьей 8 Закона № 218-ФЗ и состоит из основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, включаемых по результатам государственного кадастрового учета недвижимого имущества, который означает внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях… иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования (часть 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что в ЕГРН внесены сведения о ранее учтенном земельном участке по адресу: г. Севастополь, <адрес>, только в объеме сведений, необходимых для кадастрового учета объекта недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости. Сведения о правах на земельный участок в реестр прав на недвижимость не вносились, сведения о зарегистрированных правах на него отсутствуют в ЕГРН.

При этом сам Екимов В.М. 07.12.2019 обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о внесении сведений о земельном участке только в объеме, необходимом для его кадастрового учета. В этой связи доводы истца о нарушении его прав на государственную регистрацию права собственности на земельный участок необоснованны.

Наличие в кадастре недвижимости сведений о существовании ранее учтенного объекта недвижимости - земельного участка по адресу: г. Севастополь, <адрес>, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства, в данном случае права истца не нарушает. При этом суд учитывает, что правообладатель земельного участка имеет возможность на внесение отсутствующих в ЕГРН основных или дополнительных сведений или изменение существующих сведений в отношении земельного участка, в том числе о его характеристиках и площади.

Как установлено по делу, фактически нарушение прав истца связано с наличием решения Севастопольского городского Совета от 18.05.2005 о даче согласия на передачу в собственность Котасоновой С.И. земельного участка и разработку проекта его отвода.

Спор между Екимовым В.М. и Севастопольским городским Советом с привлечением к участию в деле Котасоновой С.И. ранее разрешался судом. Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 05.12.2013, вступившим в законную силу, в удовлетворении иска Екимова В.М. к Севастопольскому городскому Совету о признании незаконным и отмене решения от 18.05.2005 и признании права пользования земельным участком по <адрес> в г. Севастополе за Екимовым В.М. отказано.

Заявляя настоящий административный иск, содержащий требование об исключении из ЕГРН сведений в отношении земельного участка с кадастровым номером , Екимов В.М. в рамках административного дела, связанного с осуществлением судебного контроля за законностью осуществления государственных полномочий, фактически пытается разрешить имеющийся у него с Котасоновой С.И. гражданско-правовой спор о правах на земельный участок.

Судом не установлено оснований для признания оспариваемых истцом решений Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя и удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска Екимова Владимира Михайловича к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, решения о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                (подпись)        И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 25.03.2020.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья                                                                                                            И.В. Сомова

2а-993/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Екимов Владимир Михайлович
Ответчики
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Другие
Васильев Игорь Владимирович
Котасонова Светлана Ивановна
Товаченко Александр Викторович
Департамент имущественных и земельных отношений г. Севастополя
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Сомова Инна Викторовна
Дело на странице суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
10.01.2020Регистрация административного искового заявления
10.01.2020Передача материалов судье
21.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2020Подготовка дела (собеседование)
30.01.2020Рассмотрение дела начато с начала
30.01.2020Судебное заседание
19.02.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
11.06.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
18.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее