Решение по делу № 33-17002/2016 от 09.12.2016

Судья: Маркова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Гражданское дело № 33-17002/2016

27 декабря 2016 года Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Яковлевой В.В.,

судей – Набок Л.А. и Панковой М.А.,

при секретаре – Татариновой Г.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя мэрии городского округа Тольятти Самарской области по доверенности Ушакова Р.А. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 01 ноября 2016 года, которым постановлено:

«Исковые требования удовлетворить.

Обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Савиной О.А., **.**.**** года рождения, жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требования на состав семьи 1 человек»,

    

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда – Панковой М.А., заключение прокурора – Гуляевой Е.С., полагавшей необходимым оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Центрального района г.Тольятти в интересах Савиной О.А., обратился в суд с иском о предоставлении жилого помещения к Мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, в обоснование своих требований указав, что истец – Савина О.А., **.**.**** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. С **.**.**** по **.**.**** Савина О.А. находилась на полном государственном обеспечении в детских учреждениях. Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от **.**.**** № * Савина О.А. принята на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с составом семьи 1 человек с **.**.****. **.**.**** Савина О.А. окончила Колледж <данные изъяты>. Однако до настоящего времени исполнительным органом местного самоуправления жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Савиной О.А. не предоставлено, чем нарушаются ее права. На основании изложенного прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Савиной О.А. на состав семьи один человек жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, с учетом состава семьи один человек, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

Судом постановлено вышеуказанное решение, которое ответчик – мэрия г.о.Тольятти считает неправильным, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворение исковых требований отказать в полном объеме.

Разрешив вопрос о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание Савиной О.А., представителя ответчика Мэрии г.о.Тольятти в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора на апелляционную жалобу, заслушав пояснения прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу части 8 статьи 8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Положениями статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона РФ о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В силу ч. 4,5 ст.2 Закона Самарской области от 28.12.2012 г. № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области», органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

Согласно части 9 статьи 3 указанного выше Закона Самарской области, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру или жилой дом.

Из материалов дела видно, что истец – Савина О.А., **.**.**** года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. <данные изъяты>.

Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от **.**.**** № *, Савинова О.А. с составом семьи 1 человек включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Также судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что ответчик не оспаривает факт нуждаемости истца в жилом помещении муниципального специализированного жилищного фонда, однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена. Савина О.А. зарегистрирована и проживает в однокомнатной не приватизированной квартире, общей площадью 27,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

С учетом указанного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований прокурора в полном объеме - возложении на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения из муниципального специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец имеет право на обеспечение жилым помещением в порядке очередности судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку действующим законодательством момент предоставления лицам указанной категории жилого помещения определен фактом наступления определенного события (достижении возраста 18 лет, приобретения полной дееспособности до достижения совершеннолетия и т.д.), то есть, по смыслу закона обязанность государства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений, не может ставиться в зависимость от наличия очереди среди лиц указанной категории.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 01 ноября 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу - мэрии городского округа Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи -

33-17002/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Савина О.А.
Прокурор Центрального района г. Тольятти
Ответчики
Мэрия г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
27.12.2016Судебное заседание
28.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее