Решение от 30.03.2023 по делу № 2-125/2023 (2-1482/2022;) от 05.12.2022

Дело № 2-125/2023                                                                              65RS0005-02-2022-001835-25

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 марта    2023 года                                                                          г. Корсаков

Корсаковский городской суд Сахалинской области

под председательством судьи                                                       Меркуловой Е.Н.,

при секретаре                                               Хисамутдиновой А.А..

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Корсаковского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Корсаковского городского округа о возложении обязанности организовать проведение капитального ремонта (замену) части объекта водоотведения,

установил:

Корсаковский городской прокурор обратился в Корсаковский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к администрации Корсаковского городского округа, с учётом уточнений, о возложении обязанности организовать проведение замены аварийного участка сети водоотведения в г. Корсакове, расположенного по адресу <адрес>, протяженностью 200 м.

В обоснование заявленных требований указано, что по результатам проведенной проверки было установлено, что в целях исполнения полномочий по организации водоснабжения и водоотведения в городском округе органом местного самоуправления создано муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» Корсаковского городского округа. Распоряжением комитета по управлению имуществом от 31.08.2018 года за этим предприятием закреплены городские сети на праве хозяйственного ведения. При проверке эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения было установлено, что наладка переданных МУП «Водоканал» сетей и их безаварийная эксплуатация не осуществляются. Указанный участок сети имеет высокий процент износа. В настоящее время мер к его ремонту ответчиком не предпринимается. Наличие аварийных коммунальных сетей в жилищно-коммунальной инфраструктуре городского округа создает угрозу возникновения техногенных аварий, нарушения прав граждан на бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества. Между тем обязанность по содержанию объектов городской инфраструктуры возложена на собственника, то есть на орган местного самоуправления.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании поддержал заявленные требования с учётом уточнений.

Представитель ответчика администрации Корсаковского городского округа В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что обязанность по содержанию сетей водоснабжения и водоотведения возложена на МУП «Водоканал», при этом администрацией принимаются меры к поэтапной замене ветхих сетей путем включения объектов в соответствующие программы, заключения муниципальных контрактов на выполнение работ. Считает, что установленный прокурором срок не соответствует реальности. Указывает на невозможность одновременного выполнения всех работ по причине технологических особенностей реконструкции сетей водоснабжения и водоотведения.

Представители МУП «Водоканал» в судебном заседании не возражали по существу иска, однако указывали на необходимость определения последовательности выполнения работ.

Представители третьих лиц без самостоятельных требований на стороне ответчика, а именно департамента имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, привлеченного к участию в деле определением судьи от 23 января 2023 года, МКУ «Управление капитального строительства» администрации Корсаковского городского округа, привлеченного к участию в деле определением судьи от 8 февраля 2023 года, о рассмотрении дела извещены, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 4 и 8 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должны принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

В соответствии со статьей 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом.

Статьей 295 ГК РФ установлено, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

Пунктом 2 статьи 295 ГК РФ установлены пределы осуществления полномочий в отношении имущества, переданного в полное хозяйственное ведение.

Так, предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными приказом Госстроя России от 30 декабря 1999 года N 168 (далее - Правила).

Согласно пункту 2.10.1 Правил водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает требованиям стандарта.

В соответствии с пунктом 2.10.20 Правил к капитальному ремонту сетей водоснабжения относятся работы по сооружению новых либо полной или частичной реконструкции колодцев (камер), прокладке отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб, замене гидрантов, водозаборных колонок, задвижек, поворотных затворов, вантузов, другого оборудования или их изношенных частей, а также ремонту отдельных сооружений на сети, устройств и оборудования по очистке и защите трубопроводов от обрастания внутренних поверхности труб и т.д.

Приказом Минстроя России от 5 августа 2014 года N 437/пр утверждены Требования к проведению технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения и водоотведения, включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей (далее - Требования).

На основании пункта 19 Требований износ трубопроводов и других, недоступных для осмотра сооружений, определяется по срокам службы как соотношение фактически прослуженного времени к средненормативному сроку службы.

В тех случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а предположительный (остаточный) срок службы сооружения, определяемый экспертным путем, превышает нормативный срок, то процент износа определяется отношением фактически прослуженного времени к сумме прослуженного и предположительного (остаточного) срока службы.

В случаях, когда фактически прослуженное время приближается к нормативному или превышает его, а трубопроводы и другие объекты и сооружения доступны для осмотра и инструментального обследования, физический износ трубопровода и других объектов определяется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", и подлежат согласованию с органом местного самоуправления.

По итогам инвентаризации составляется акт (пункт 30 Требований).

Отсюда следует, что проверка технического состояния сетей и оценка их пригодности к эксплуатации относится к компетенции эксплуатирующей организации.

При этом орган местного самоуправления обязан согласовать перечень объектов, эксплуатация которых не соответствует нормативным требованиям.

В материалы дела представлена выписка из муниципального имущества муниципального образования Корсаковский городской округ, из которой следует что данный объект отнесен к объектам муниципальной собственности, так как указан в строке 9 раздела 2.1 реестра в составе всех канализационных сетей <адрес>. В этом же реестре указан год ввода сетей в эксплуатацию – ДД.ММ.ГГГГ.

Данный объект указан в акте инвентаризации, утвержденном распоряжением департамента имущественных отношений от 06.12.2021 года, с включением этого объекта в перечень муниципального имущества как учтённого.

Согласно акту осмотра технического состояния сетей водоотведения по <адрес> расценивается как аварийное. Нормативный срок при правильной эксплуатации для чугунных труб 70 лет, проблемой является большая чувствительность к подвижкам грунта. Фактическое состояние сетей (оборудования) – неудовлетворительное. Износ сетей, исходя из нормативного срока эксплуатации, составляет 79%, капитальный ремонт трубопроводов не проводился. Участки сетей канализации пересекающие проезжую часть не защищены от динамических воздействий (футляры). Для предотвращения разгерметизации стыков раструбных соединений необходимо, при строительстве выполнять требования «СП 32.13330ю2018. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» (утвержден и введен в действие Приказом Минстроя России от 25.12.2018 №860/пр.) п.12.1 Сейсмические районы. В момент строительства вышеуказанных сетей не выполнялись мероприятия по защите канализационных сетей от подвижек грунта. Канализационную сеть, проходящую под автомобильными дорогами следует строить в футлярах согласно п.11.51, СП13.13330.2021 «СНМП 2.04.02-84» Водоотведение. Наружные сети и сооружения. Протяженность аварийного участка, подлежащего реконструкции от баков до <адрес>, указана 200м.

В выписке из реестра муниципального имущества балансодержателем данного объекта указан департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа.

В соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, утвержденным 01.04.2022 года № 584, департамент является структурным подразделением администрации Корсаковского городского округа со статусом юридического лица.

Задачей департамента является реализация полномочий в области имущественных отношений в муниципальном образовании «Корсаковский городской округ» (п. 2.1.1), обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом в части возложенных на департамент полномочий (п. 2.1.4).

Полномочия департамента оговорены в разделе 4 «Права департамента», к ним относятся: представительство в судах, в органах государственной власти и местного самоуправления; закрепление и изъятие имущества, переданного муниципальным предприятиям; истребование имущества из чужого незаконного владения; совершение сделок с имуществом в пределах компетенции; контроль за деятельностью подведомственных департаменту предприятий и учреждений; заключение договоров с руководителями муниципальных предприятий, учреждений; контроль за предоставлением отчетности подконтрольных предприятий, учреждений.

Департамент также вправе осуществлять иные права, необходимые для выполнения возложенных на департамент функций (п. 4.1.13).

К функциям департамента (раздел 3) относятся управление и распоряжение муниципальным имуществом; разработка проектов муниципальных правовых актов; ведение реестра муниципального имущества; создание, ликвидация, реорганизация муниципальных предприятий; закрепление имущества за муниципальными предприятиями; организация и осуществление приватизации муниципального имущества; контроль за использованием муниципального имущества, включая контроль за поступлением платежей от его использования; сдача муниципального имущества в аренду; прием имущества из федеральной собственности; совершение сделок с муниципальным имуществом; осуществляет полномочия собственника в соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», статьей 18 которого ограничено распоряжение владельцем на праве хозяйственного ведения имуществом собственника, если оно отнесено к недвижимому имуществу.

Анализ положений вышеуказанного документа приводит к выводу о том, что департамент имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа не наделён функциями по содержанию муниципального имущества и, являясь структурным подразделением органа местного самоуправления, не имеет денежных средств на осуществление капитального ремонта городских сетей водоснабжения и водоотведения.

МУП «Водоканал» в соответствии с его уставом, утвержденным 14.08.2018 года оказывает услуги по сбору, очистке и распределению воды, производству общестроительных работ, в том числе по прокладке трубопроводов (раздел 2 устава).

Предприятие не вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения движимым и недвижимым имуществом без согласия собственника этого имущества (п. 3.7). Самостоятельно предприятие вправе распоряжаться только результатами своей деятельности (п. 3.9 устава).

Отсюда следует, что замена сетей водоснабжения и водоотведения как производство работ капитального характера к компетенции МУП «Водоканал» не относится.

Несмотря на то, что передача муниципального имущества по договорам муниципальным предприятиям для целей их деятельности отнесено к компетенции департамента имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа, такой договор с МУП «Водоканал» в материалы дела не представлен.

Отсюда следует, что при передаче имущества не оговорены условия об обязанностях по ремонту и содержанию этих объектов, о порядке их инвентаризации и согласования её результатов.

Отсутствуют также и иные муниципальные правовые акты, возлагающие на МУП «Водоканал» или на другую организацию, включая структурные подразделения администрации Корсаковского городского округа, обязанности по капитальному ремонту (замене) объектов водоснабжения и водоотведения и их частей.

Так, распоряжением комитета по управлению имуществам администрации Корсаковского городского округа от 07.05.2013 городские сети водоснабжения и водоотведения закреплены за МУП «Водоканал» на праве хозяйственного ведения.

Распоряжением комитета по управлению имуществом администрации Корсаковского городского округа от 31.01.2018 также в полное хозяйственное ведение переданы сети, дополнительно к ранее закрепленным распоряжением .

Распоряжениями департамента имущественных отношений администрации Корсаковского городского округа от 06.12.2021 и от 14.12.2022 утверждены результаты инвентаризации городских сетей водоснабжения и водоотведения, и все выявленные объекты также переданы в хозяйственное ведение МУП «Водоканал».

В то же время оценка состояния указанных объектов в установленном порядке не произведена.

При этом в вышеуказанных распоряжениях не оговорены обязанности МУП «Водоканал» по капитальному ремонту сетей и других сооружений, обеспечивающих водоснабжение и водоотведение на территории Корсаковского городского округа.

Таким образом, определяя балансодержателем городских сетей водоснабжения и водоотведения структуру администрации, а также передавая их в эксплуатацию МУП «Водоканал», орган местного самоуправления не определил лицо, ответственное за состояние этих сетей, обязанное производить ремонт и их восстановление.

Учитывая то, что иск прокурора направлен на восстановление имущества, используемого для жизнеобеспечения населения Корсаковского городского округа, что подразумевает в первую очередь затраты на его содержание, а также то, что ответчиком не принято никаких мер к организации контроля за состоянием муниципального имущества и проведению капитального ремонта, обращение прокурора с настоящим иском является обоснованным.

При этом, как следует из материалов дела, в МУП «Водоканал» велся реестр объектов системы водоснабжения и водоотведения Корсаковского городского округа, в котором отражены данные об износе сетей и других объектов и их техническом состоянии.

Отсутствие составленного в установленном порядке акта технической инвентаризации объектов водоснабжения и водоотведения не является основанием для отказа в иске, поскольку состояние этих объектов установлено компетентной организацией, сомнения у суда не вызывает, а отсутствие такого акта расценивается как неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по надлежащему и своевременному контролю с ревизией и обоснованной оценкой возможности дальнейшей эксплуатации сетей.

Доводы стороны ответчика судом оцениваются критически. Так, из материалов дела следует, что администрацией МУП «Водоканал» и администрацией Корсаковского городского округа в ходе прокурорской проверки предоставлялись сведения о состоянии водопроводной и канализационной сетей Корсаковского городского округа, показывающие высокую степень износа и неспособность к безаварийной эксплуатации.

Прокурор, заявивший иск в защиту прав потребителей, обоснованно ссылается на право граждан, проживающих на территории Корсаковского городского округа, на бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение, тогда как износ, образовавшийся в результате повышенной эксплуатации на трубопроводы, установленные без учёта современных технических требований, не позволяет избежать утечек воды, предназначенной для потребителей, а также утечек загрязнённых стоков в грунт с последующим загрязнением окружающей среды.

Анализ представленных в материалы дела документов показывает, что система водоснабжения и водоотведения в Корсаковском городском округе находится в ненадлежащем состоянии на протяжении длительного времени, в связи с чем прокурор обратился с иском.

Само по себе включение объектов водоснабжения и водоотведения органом местного самоуправления в планы ремонта и реконструкции является по существу признанием факта необходимости замены не пригодных для эксплуатации её элементов.

При этом иск прокурора не содержит требований определённого порядка или последовательности замены не пригодных к эксплуатации участков, в связи с чем суд находит необоснованными доводы стороны истца о невозможности исполнения судебных решений вне плана реконструкции, принятого в Корсаковском городском округе в связи с технологическими особенностями производственных работ такого характера.

Иск прокурора направлен на исполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по содержанию муниципального имущества.

Наряду с этим орган местного самоуправления вправе в пределах своих полномочий определять как источники финансирования, так и последовательность проведения необходимых работ.

Учитывая общий объем работ по реконструкции системы водоснабжения и водоотведения в Корсаковсом городском округе, прокурором обоснованно указан срок исполнения судебного решения, поскольку в ходе прокурорской проверки, а также при рассмотрении данного дела, стороной ответчика обоснованных аргументов для применения иных сроков не заявлено, и соответствующих доказательств суду не представлено.

Как следует из пояснений стороны ответчика, планы реконструкции, представленные суду, учитывают сроки, связанные с финансированием работ, в то время как обязанность по надлежащему содержанию системы водоснабжения и водоотведения не исполняется органом местного самоуправления длительное время и существенно затрагивает права граждан.

Отсутствие денежных средств не может быть юридическим основанием для освобождения органа местного самоуправления от выполнения своих обязанностей по содержанию муниципального имущества в интересах населения данной территории.

Иные вопросы технического характера, касающиеся невозможности исполнения решения по объективным причинам, могут быть разрешены на стадии исполнительного производства.

Доводы стороны ответчика о сроках разработки схем водоснабжения и водоотведения, установленных, по мнению ответчика, пунктом 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», суд находит не соответствующими содержанию приведённых ответчиком норм, поскольку данным Постановлением, в частности пунктом 6 этого Постановления утверждены сроки, в течение которых будут действительными разработанные органом местного самоуправления схемы водоснабжения и водоотведения, в том числе в соответствии с планируемой нагрузкой на сети.

Сроки утверждения самих схем рекомендовано установить до 31 декабря 2013 года.

Вопреки нормам указанного Постановления работа по утверждению схем водоснабжения и водоотведения в Корсаковском городском округе до настоящего времени не завершена, а несоответствие устаревших сетей водоснабжения и водоотведения современным нормативам и требованиям послужили причиной обращения прокурора в суд с вышеуказанными исковыми требованиями.

При таких обстоятельствах иск прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░:

- ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ 200 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                        ░.░. ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 3 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                    ░.░. ░░░░░░░░░.

2-125/2023 (2-1482/2022;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Корсаковская городская прокуратура в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация Корсаковского городского округа
Другие
МУП "Водоканал" Корсаковского городского округа
Суд
Корсаковский городской суд Сахалинской области
Судья
Меркулова Е.Н.
Дело на сайте суда
korsakovskiy.sah.sudrf.ru
05.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2022Передача материалов судье
07.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2022Подготовка дела (собеседование)
18.01.2023Подготовка дела (собеседование)
08.02.2023Подготовка дела (собеседование)
08.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Судебное заседание
03.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее