к административному делу №2 А-279/18 г.
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«19» июня 2018 года ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего - судьи Скоморохова С.В.,
при секретаре судебного заседания – Дауровой М.Б.,
c участием представителя административного истца - помощника прокурора Гиагинского района Туркова Р.Б., представителя административного ответчика – главы администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» Коваленко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Гиагинского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Айрюмовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Прокурор Гиагинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Айрюмовское сельское поселение» о признании незаконным бездействия администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» Гиагинского района, выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и возложении обязанности на администрацию «Айрюмовское сельское поселение» ликвидировать несанкционированное место размещения отходов по координатам <данные изъяты> Северной Широты <данные изъяты> Восточной Долготы.
В ходе судебного разбирательства помощник прокурора Турков Р.Б. уточнил исковое требование, просил: обязать администрацию МО «Айрюмовское сельское поселение» ликвидировать несанкционированное место размещения отходов в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Гиагинского района проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в части обращения с твердыми бытовыми отходами, на поднадзорной территории. В ходе проверки, в деятельности сельского поселения выявлен ряд грубых нарушений действующего законодательства в сфере обращения с бытовыми отходами. Так, прокуратурой Гиагинского района было установлено нарушение требований природоохранного и санитарно эпидемиологического законодательства администрацией МО «Айрюмовское сельское поселение», а именно не принятие надлежащих мер по ликвидации свалки коммунального мусора по координатам <данные изъяты> Северной Широты <данные изъяты> Восточной Долготы, с учетом того, что отходы размещены на открытом грунте земельного участка расположенного в границах МО «Айрюмовское сельское поселение», соответственно органом местного самоуправления не соблюдаются требования п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131, ст. 22 ФЗ №22 от 30.03.1999, ч. 2 ст. 12 ФЗ №89. При этом, место временного хранения отходов администрацией МО «Айрюмовское сельское поселение» не регистрировалось, размещение отходов является стихийным. Факт наличия на территории МО «Айрюмовское сельское поселение» указанной «стихийной свалки» в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131 не освобождает орган местного самоуправления поселения от обязанности по принятию мер к ее ликвидации. Бездействие администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» по ликвидации мест размещения отходов на территории поселения является одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, а также может привести в последующем к экологической катастрофе и в результате нарушения санитарно эпидемиологических норм к распространению различного вида заболеваний.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Гиагинского района Турков Р.Б, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» Коваленко О.А. уточненные административные исковые требования признал в полном объеме, не возражал против удовлетворения.
Суд, выслушав лиц участвующих по делу, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, несовершеннолетних или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.
В силу ст. 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды", с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Положениями ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокурорской проверки исполнения природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства по координатам <данные изъяты> Северной Широты <данные изъяты> Восточной Долготы расположена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов (строительные отходы, картонные коробки, старые доски, битое стекло, старая мебель, пластиковые и стеклянные бутылки, пищевые отходы). Отходы в беспорядке рассыпаныпо земле, специальные контейнеры для складирования отходов отсутствуют.
Данные факты стороной административного ответчика не оспорены.
Таким образом, бездействием администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» и ее должностных лиц допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью.
В соответствии с п. п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Причинами возникновения несанкционированной свалки могут являться как недостаточная организация на территории сельского поселения мест, предназначенных для сбора бытовых отходов, так и непринятие органами местного самоуправления надлежащих мер для профилактики, устранения и пресечения правонарушений в сфере загрязнения окружающей среды, а также для выявления и наказания лиц, совершивших такие правонарушения.
При этом, со стороны администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» не представлено доказательств принятия каких-либо мер к ликвидации данной свалки и принятия надлежащих и своевременных мер к установлению лиц допустивших правонарушение.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Таким образом, местное самоуправление осуществляет свои полномочия, в том числе по решению вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в границах муниципального образования независимо от форм собственности входящих в него территорий.
Учитывая установленные по делу обстоятельства и принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает необходимым требования прокурора Гиагинского района удовлетворить.
Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Руководствуясь ст. ст. 174–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Гиагинского района РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц Рє администрации муниципального образования «Айрюмовское сельское поселение» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» выразившееся в непринятии всех надлежащих мер по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов.
Обязать администрацию МО «Айрюмовское сельское поселение» ликвидировать несанкционированное место размещения отходов по координатам <данные изъяты> Северной Широты <данные изъяты> Восточной Долготы, в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Адыгея в течение месяца через Гиагинский районный суд.
Председательствующий С.В. Скоморохов