Решение по делу № 2-1741/2018 от 16.05.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 июня 2018 года.                            ....

    Иркутский районный суд .... в составе: председательствующего судьи Коткиной О.П., при секретаре Юровой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляков О.А. к Министерству имущественных отношений .... о признании незаконным отказа в заключении о перераспределении земельного участка, признании права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с иском к Министерству имущественных отношений ...., истец Поляков О.А. указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером на основании договора купли – продажи земельного участка (купчая) от **/**/****, категория земель: земли населенных пунктов, вид использования: под жилую застройку (индивидуальную).

Указанный земельный участок граничит с земельным участком, находящимся в государственной собственности, право на который не разграничено, в кадастровом квартале . Распоряжение указанным участком осуществляет Министерство имущественных отношений .....

Поскольку действующим законодательством гражданину предоставлено право на перераспределение земельных участков, истец обратился с письменным заявлением в Министерство имущественных отношений .... о заключении с ним соглашения о перераспределении земельных участков, к заявлению был приложен необходимый пакет документов.

Письмом от **/**/**** Министерство имущественных отношений .... отказало истцу в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, находящегося в государственной собственности и земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: ...., находящийся в частной собственности, ссылаясь на п.п.11, 12 п.9 ст. 39.29, п.п.1,3 ст. 11.10, п.6 ст. 11.9 ЗК РФ.

С указанным отказом истец не согласен, полагает, что отказ создает ему препятствие в осуществлении прав.

При обращении с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельного участка, истцом были приложены документы: копия свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок, схема расположения участка, схема расположения земельного участка, в границах которого осуществляется перераспределение. Предоставление иных документов законодательством не требуется.

В статье 37 Правил землепользования и застройки Смоленского муниципального образования ...., утвержденных решением .... от **/**/**** установлены основные виды разрешенного использования для зоны, в которой находится испрашиваемый земельный участок – зоны застройки индивидуальными жилыми домами.

В соответствии с п.1.2 ст. 37 Правил землепользования и застройки минимальные размеры земельного участка составляют 400 кв.м., максимальные размеры земельного участка – 2 000 кв.м.

Испрашиваемый истцом земельный участок соответствует указанным требованиям.

Спорный земельный участок расположен между земельным участком по адресу: .... «в», земельным участком по адресу: ...., Самоцветная, 7 «а», земельным участком по адресу: .... «а», .... «а», с которых имеется самостоятельный выход.

В соответствии с картой градостроительного зонирования проезд либо проход в месте расположения испрашиваемого земельного участка не предусмотрен. В связи с чем права иных лиц в случае передачи земельного участка истцу, нарушены не будут.

Кроме того, на испрашиваемом земельном участке имеется возможность размещения строений без нарушения строительных норм.

Ссылка Министерства на пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.20018 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», пункту 4.14 указанного свода правил, где указано противопожарное расстояние от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м., а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участках до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 м., не применима к случаю истца, поскольку указанные нормы регулируют правила застройки территории поселений по границам образований, тогда как испрашиваемый земельный участок территориально расположен в центре муниципального образования и с границами лесных насаждений не соприкасается.

В порядке межведомственного взаимодействия Министерство не направило запросы в соответствующие органы для проверки расположения земельного участка, а довольствовалось сведениями публичной кадастровой карты, которая не содержит сведений о границах лесных насаждений, границ зон с особыми условиями использования территории, тогда как Правила землепользования и застройки Смоленского муниципального образования ...., утвержденные решением .... от **/**/**** содержит информацию о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами и не граничит с иными зонами пользования.

Просит: признать незаконным решение Министерства имущественных отношений .... об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка от **/**/****, признать за Поляков О.А. право на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале в результате которого образуется земельный участок площадью 1853 кв.м. в границах характерных точек в системе координат МСК38, обязать .... в лице Министерства имущественных отношений повторно, с учетом изложенных в решении обстоятельств, рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью 1853 кв.м. в границах характерных точек в системе МСК38 с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале .

В судебном заседании истец Поляков О.А., представитель истца по устному заявлению Богданов Л.В. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Министерства имущественных отношений .... Сокольникова Е.А., действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, подержала основания, по которым истцу было отказано в перераспределении земельного участка.

Представитель администрации Смоленского муниципального образования в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Исследовав письменные доказательства, выслушав пояснения участников процесса, и оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.     

Статьей 46 Конституции РФ предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу ч. 3 ст. 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

В соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1).

В заявлении о перераспределении земельных участков указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить; реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем (ч.2).

К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются: копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости; схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя; заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо (ч.3).

Заявитель вправе представить документы, которые должны быть получены уполномоченным органом посредством межведомственного информационного взаимодействия (ч.4).

В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков (ч.7).

В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий (п.8):

1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;

2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;

3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности и зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (пп.5 п.9).

Судом установлено, что **/**/**** Поляков О.А. обратился в Министерство имущественных отношений .... с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ...., находящегося в частной собственности.

Письмом от **/**/**** в заключении соглашения о перераспределении земельного участка было отказано по тем основаниям, что по сведениям публичной кадастровой карты образуемый земельный участок расположен в границах лесных насаждений. В обоснование отказа сослалось на пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.20018 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», пункту 4.14 указанного свода правил, где указано противопожарное расстояние от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м., а от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участках до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) не менее 30 м. Кроме того, указанный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории (охранные зоны водных объектов, водоохранные зоны, частично в санитарно – защитных зонах и разрывах).

Суд находит, что основания, указанные ответчиком в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, являются несостоятельными, а оспариваемое решение нарушающим права и законные интересы истца по следующим основаниям.

Одним из оснований, приведенных в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков указано, что по сведениям публичной кадастровой карте образуемый земельный участок расположен в границах лесных насаждений. Рассматривая данное основание, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не усматриваются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно ст. 37 Правил землепользования и застройки Смоленского муниципального образования ...., утвержденных решением .... от **/**/****, установлены основные виды разрешенного использования для зоны, в которой расположен испрашиваемый истцом земельный участок – зоны застройки индивидуальными жилыми домами (ЖЗ-1).

Так, согласно информации, предоставленной администрацией Смоленского муниципального образования- Администрации сельского поселения, земельный участок с кадастровым номером находится в зоне ЖЗ-1, по указанному месторасположению в данное зоне исторически и фактически размещаются индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками.

Согласно ответу Министерства лесного комплекса .... испрашиваемый истцом земельный участок расположен вне границ земель лесного фонда.

При этом, Министерство в рамках межведомственного взаимодействия вправе обращаться с запросами в соответствующие органы с целью получения необходимой и достоверной информации, необходимой при осуществлении своей деятельности, однако такового ответ, данный при рассмотрении заявления Поляков О.А. не содержит.

Таким образом, суд полагает, что ссылка ответчика на данные из публичной кадастровой карты, которые указывают на расположение вновь образуемого земельного участка в границах лесных насаждения, не состоятельна. Кроме того, расположение земельного участка вне границ земель лесного фонда нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства.

Рассматривая довод ответчика, указанный в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.20018 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты», пункт 4.14 указанного свода правил, суд приходит к следующему.

Пункт 4.14 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (утв.приказом МЧС России от **/**/**** ) определяет нормативное противопожарное расстояние от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках), а также от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройки, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках).

Как ранее указано, что по сведениям Министерства лесного комплекса .... испрашиваемый истцом земельный участок также расположен вне границ земель лесного фонда.

Поскольку испрашиваемый истцом земельный участок расположен вне границ земель лесного фонда, имеет категорию земли населенных пунктов, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, ссылки ответчика на пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.20018 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», свод правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты» несостоятельны.

Кроме того, данный вывод прослеживается и в ответе Отдела надзорной деятельности и профилактиктической работы по .... ГУ МЧС России по .... от **/**/**** .

Рассматривая довод Министерства в отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков о том что, указанный земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории (охранные зоны водных объектов, водоохранные зоны, частично в санитарно – защитных зонах и разрывах), суд приходит к следующему.

Согласно представленной администрацией Смоленского муниципального образования выкопировке схемы расположения образуемого земельного участка усматривается отражение круговой границы санитарно-защитной зоны затрагивающей образуемый земельный участок.

Из ответа администрации Смоленского муниципального образования- Администрации сельского поселения следует, что земельный участок с кадастровым номером находится в зоне ЖЗ-1, по указанному месторасположению в данное зоне исторически и фактически размещаются индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками. Санитарно –защитная зона была образована в связи с образованием организации, осуществляющей деятельность по переработке древесины уже после установления зоны ЖЗ-1.

В материалы дела представлено постановление администрации Смоленского муниципального образования от **/**/****г. «О придании статуса несоответствия территориальным зонам производственных и иных объектов», согласно которому было постановлено: 1. придать статус несоответствия территориальным зонам производственных объектов расположенных по адресу: ...., 8/1, 9, 11А, чьи санитарно-защитные зоны распространяются за пределы территориальной зоны расположения этих объектов (согласно карте градостроительного зонирования) и функционирование которых наносит несоразмерный ущерб владельцам соседних объектов недвижимости, то есть значительно снижает стоимость этих объектов. 2. Размеры санитарно-защитных зон производственных объектов расположенных по адресу: ...., 8/1, 9, 11А ограничить границами территориальных зон (ПЗ-1) расположения этих объектов.

Таким образом, учитывая, что указанным выше постановлением администрации Смоленского муниципального образования размеры санитарно-защитных зон производственных объектов ограничены границами территориальных зон (ПЗ-1) расположения этих объектов, истребуемый земельный участок не расположен в санитарно-защитной зоне.

Кроме того, то обстоятельство, что разрешенное использование указанных земельных участков не относится к основным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в территориальной санитарно-защитной зоне, не может служить препятствием в перераспределении земельных участков, поскольку при таком перераспределении существующее разрешенное использование земельных участков (ЖЗ-1 зоны застройки индивидуальными жилыми домами) не изменяется.

Кроме того, по сведениям Министерства лесного комплекса .... испрашиваемый истцом земельный участок также расположен вне границ земель лесного фонда, что подтверждается письмом от **/**/**** .

Таким образом, суд приходит к выводу о законности требований истца о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений .... об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка от **/**/****, что является основанием для возложения на ответчика обязанности повторного рассмотрения заявления.

При этом не находит суд оснований для удовлетворения требований о признании за Поляков О.А. право на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью 1853 кв.м. в границах характерных точек в системе координат МСК38, поскольку вопрос наличия права на заключение данного соглашения является производным от результата рассмотрения заявления о перераспределении земельного участка, относящегося к компетенции Министерства имущественных отношений .....

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Исковое заявление Поляков О.А. к Министерству имущественных отношений .... о признании незаконным отказа в заключении о перераспределении земельного участка, признании права на заключение соглашения о перераспределении земельного участка – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Министерства имущественных отношений .... об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка и утверждения схемы расположения земельного участка от **/**/****

Обязать .... в лице Министерства имущественных отношений повторно, с учетом изложенных в решении обстоятельств, рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка в кадастровом квартале в результате которого образуется земельный участок площадью 1853 кв.м. в границах характерных точек в системе МСК38 с целью заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале .

В удовлетворении требований Поляков О.А. о признании за ним права на заключение соглашения о перераспределении земельных участков с кадастровым номером и земель, находящихся в государственной собственности, право на которые не разграничено, в кадастровом квартале , в результате которого образуется земельный участок площадью 1853 кв.м. в границах характерных точек в системе координат МСК38 - отказать.

    Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Иркутский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья:

2-1741/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Поляков О. А.
Поляков Олег Анатольевич
Ответчики
Министерство имущественных отношений Иркутской области
Суд
Иркутский районный суд Иркутской области
Судья
Коткина О.П.
Дело на странице суда
irkutsky.irk.sudrf.ru
16.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
16.05.2018Передача материалов судье
16.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2018Судебное заседание
15.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
10.05.2020Передача материалов судье
10.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2020Судебное заседание
10.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее