УИД: 11RS0001-01-2022-008216-51 Дело № 2а-6576/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 июля 2022 года в г.Сыктывкар административное дело по административному иску Полугрудова Максима Владимировича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении,
установил:
Полугрудов М.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми в размере 2 000 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец в период с 06.05.2014 по 10.06.2015 содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, где условия его содержания являлись ненадлежащими. ...
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми.
Административный истец, извещенный надлежащим образом, участие в судебном заседании не принимал, ходатайства о рассмотрении дела с его участием не заявил.
Представитель административных ответчиков ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, заинтересованного лица УФСИН России по Республике Коми Оплеснина В.В. с требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения лица, явившего в судебное заседание, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично.
Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осуждённое к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В то же время, разрешая поданное стороной ответчика ходатайство о пропуске административным истцом срока обращения, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, изложенные в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», о том, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ трехмесячного срока для обращения в суд, необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Изложенное свидетельствует о том, что за компенсацией, установленной Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ в порядке, предусмотренном статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ, вправе обратиться любое лицо, оспаривающее условия содержания и находящееся на момент вступления в силу указанного Закона в местах лишения свободы, а также в течение трех месяцев после освобождения (но не ранее 27.01.2020), либо независимо от указанных обстоятельств в течение 180 дней, начиная с 27.01.2020, в случае подачи в Европейский Суд по правам человека жалоб на нарушение условий содержания, по которым не принято решение.
В этой связи, принимая во внимание, что административный истец с соответствующим заявлением в Европейский Суд по правам человека не обращался, на дату обращения с исковым заявлением находился в местах лишения свободы, ненадлежащее условия содержания в которых явилось поводом обращения в суд с настоящим иском, правовых оснований для применения при разрешении заявленных требований пропуска срока на обращение в суд, что в соответствии с пунктом 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, суд не усматривает.
В соответствии с положениями ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Компенсация за нарушение условий содержания осуждённого в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учётом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2 Конституции).
На основании с ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
Частью 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается возможность ограничения федеральным законом прав человека и гражданина как средство защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 2 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально- бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий (пункт 14 приведенного Постановления Пленума).
При рассмотрении настоящего дела установлено, что административный истец Полугрудов М.В. в период с 06.05.2014 по 10.06.2015 содержался в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, откуда освободился в связи с отбытием срока наказания.
Материалами дела установлено, что по прибытии в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми административный истец был распределен в карантинное отделение, с 12.05.2014 переведен в отряд № 1, располагавшийся на 2 этаже в общежитии № 3, и находился на данном отряде до освобождения.
Общежитие № 3 – двухэтажное здание в кирпичном исполнении 1970 года постройки. Общая площадь здания составляет 896,3 кв.м.
Спальные помещения располагаются в помещениях №№ 2, 3, 5, общая площадь которых составляет 242,7 кв.м. из них № 2 – 71,87 кв.м., № 3 – 86,5 кв.м., № 5 – 84,4 кв.м.
Также на этаже располагаются ПВР – помещение № 6 площадью 35,4 кв.м., помещение для хранения личных вещей (каптерка) № 9 площадью 6,4 кв.м., комната для хранения продуктов питания № 1 площадью 19,9 кв.м., сушилка № 8 площадью 12,7 кв.м.
Согласно сведений из журнала учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных, в отряде № 1 содержалось: в период с 12.05.2014 по 10.06.2015 – от 82 до 139 человек, из них периодически отсутствовали в связи с водворением в ШИЗО – от 1 до 5 человек, в связи с убытием в комнату длительного свидания – 1 человек, в связи с привлечением к труду – 1 человек.
С учетом изложенного, даже при наличии в отряде всех осужденных, площадь на 1 человека составляла не менее 2 кв.м.
Указанное свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны административного ответчика в части требований, установленных ч.1 ст.99 УИК РФ.
Также установлено, что спальные помещения обеспечены мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода (имущества) в соответствии с приказом Минюста РФ от 27.07.2006 № 512, а именно: металлические кровати в отрядах расположены вдоль стены и установлены в один или два яруса с соблюдением строго равнения. Каждому осужденному предоставляется индивидуальное спальное место. Кровати устанавливаются так чтобы, между рядами было свободное место для тумбочки, каждый осужденный обеспечен табуретом на одного человека и тумбочкой на двух человек.
Доводы административного истца о том, что площадь комнаты для хранения продуктов быта очень маленькая, суд находит несостоятельными и не влекущими за собой нарушения прав истца.
Так, в соответствии с п.8 Приложения №1 Приказа Минюста России от 16.12.2016 №295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая и кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения или варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи.
Таким образом, данное помещение является вспомогательным, предназначено для приготовления чая, кофе, бутербродов и т.п., ввиду того, что основной прием пищи осужденных осуществляется в столовой.
Помещение столовой расположено в жилой зоне учреждения на 1 этаже общежития № 1 и состоит из следующих помещении: обеденный зал, раздевалка, мясной цех, рыбный цех, овощной цех, горячий цех, хлеборезка, крупяной склад, санитарный узел, кабинет заведующего столовой. Площадь обеденного зала столовой составляет 400,00 кв.м., который оборудован 24 обеденными столами, каждый стол оснащен двумя скамейками на 10 посадочных мест каждая, посуда в столовой пластиковая, пища выдается на раздаче в пластиковых подносах согласно норме питания. Общее количество посадочных мест - 240. Помещение столовой (раздевалка) оборудована вешалками на 180 осужденных. Прием пищи осужденными осуществляется в столовой колонии, согласно распорядку дня.
Приготовление пищи спецконтингента организовано в соответствии с нормами питания постановления правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РоссийскойФедерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Приём пищи довольствующимися производится по распорядку дня, утверждённому начальником учреждения.
Поставка продуктов питания для спецконтингента производиться в централизованном порядке с базы ФКУ ЖКУ УФСИН России по Республике Коми. На все продукты, завозимые в столовую, имеются сертификаты соответствия и удостоверения качества. Пища готовится по утвержденным меню-раскладкам отдельно по каждой норме. Обработка продуктов и приготовление пищи производится с соблюдением обязательных правил и санитарных требований.
В учреждении организуется трехразовое питание, на обед выдается компот из сухофруктов или кисель. Согласно приложения №5 примечания 2 приказа Минюста Российской Федерации от 17.09.2018 № 189 дополнительно к повышенной норме питания для больных выдается сок - 100мл. Выдача фруктов в соответствии вышеуказанными нормативными требованиями не предусмотрено.
Качество пищи, соответствие приготовленных блюд раскладкам продуктов ежедневно контролируется оперативным дежурным и медицинским работником, о чем свидетельствуют записи в книгах «Учета контроля за качеством приготовления пищи».
Согласно акту проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 14.03.2014 проведена проверка столовой для осужденных, согласно данной проверки в столовой для спецконтингента канализационная, водопроводная и вентиляционная системы функционируют исправно. Технологическое оборудование в исправном состоянии. Поточность технологического процесса соблюдается на всех этапах приготовления и реализации пищи. Анализ меню- раскладок, бракеражного журнала показал, что питание осужденных организовано по 4 нормам: минимальная норма (на 1110 чел.), минимальная норма с дополнительным питанием (4 чел.), норма для больных и норма для больных с дополнительным питанием (86 чел.). По набору продуктов нормы соответствуют приказу МЮ РФ Минюста № 125 от 02.08.2005 «Об утверждении норм питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время». Согласно Инструкции по организации питания осужденных, содержащихся в ИТУ, и лиц, находящихся с СИЗО, ЛТП МВД СССР, утверждённой первым зам. министра внутренних дел СССР от 6.11.88 (п. 4.4), блюда не повторяются более 3-х раз в неделю и одни и те же продукты в составе суточного рациона. Бракеражный журнал, журнал «Здоровья» заполняются регулярно и по утвержденной форме.Санитарное состояние цехов удовлетворительное.
В отряде № 1 общежития № 3 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми имеется санитарный узел площадью 33 кв.м., который оборудован: 8 унитазами, 10 раковинами для мытья рук, 1 раковиной для мытья ног.
Все оборудование находится в удовлетворительном исправном состоянии, ежедневно проводятся уборка с применением дезинфицирующих средств. Посторонние запахи в санитарном узле отсутствуют. Для обеспечения приватности между унитазами оборудованы перегородки с дверями, при выходе из строя дверей или задвижек своевременно производится ремонт.
Согласно примечаний № 7 к пункту 32 таблицы 14.3 Свода правил 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр, которым утвержден «СП (в двух частях)» (далее - Свод правил) санитарные помещения следует оборудовать одним унитазом и одним писсуаром на 15 осужденных, рукомойниками из расчета 1 рукомойник на 10 осужденных.
Аналогичная норма содержалась в пункте 34 Таблицы № 13 Приказа МЮ РФ от 06.02.2003 № 130-ДСП «Об утверждении Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации».
Таким образом, количество унитазов и умывальников относительно количества человек содержащихся одновременно с административным истцом в отряде № 1 в период 12.05.2014 по 10.06.2015 при максимальном количестве осужденных 139 человек не соответствовало действующему законодательству.
Помещение банно-прачечного комбината расположено в жилой зоне учреждения и состоит из следующих помещений: раздевалка, площадью 54,7 кв.м., оборудована 23 деревянными лавками с высокими изголовьями, на которых на достаточной высоте располагаются крючки для одежды; моечное отделение, площадью 128,1 кв.м., оснащено 6 лейками-смесителями, общее количество тазов 45 штук, для мытья в душевых кабинках 6 тазов, для мытья ног 12 тазов, вдоль стен стоят бетонные скамьи для помывки; парикмахерская; прачечная (по экспликации машинный зал), площадью 47,7 кв.м., оборудована 2 стиральными машинами, гладильным оборудованием, ванной для дезинфекции (замачивания); сушилкой, площадью 24,7 кв.м., санитарным узлом, помещение для ремонта вещевого имущества.
Разовая пропускная способность помывки 60 человек. Помывка осужденных составляет не менее 20 минут. Как правило одновременно осуществляется помывка не более 30-40 человек. После каждой помывки осужденных проводится дезинфекция моечного отделения и раздевалки. При ежедневном обходе БПК проверяется исправность оборудования и санитарное состояние помещений. Следов плесени, грибка, грязи на стенах и полах не обнаружено.
Учитывая изложенное, довод о переполненности раздевалки БПК при пропускаемости до 40 человек, является несостоятельным.
Инструкцией по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утв. приказом Минюста Российской Федерации от 08.11.2001 N 18/29-395, предназначенной для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, установлено, что помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с обязательной одновременной сменой полного комплекта белья (пункт 5.1).
Согласно акту проверки ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 14.03.2014 помывка спецконтингента осуществляется по графику (прилагается), утвержденному начальником учреждения. Для проведения уборки и дезинфекции между отрядами моющихся предусмотрены перерывы не менее 0,5 часа. Пропускная способность бани позволяет обеспечить помывку всего спецконтингента по установленному графику. Смена постельного белья осуществляется 1 раз в неделю в дни помывки. Дезкамера работает по воздушному и паро - воздушному режимам. Журнал учета работы дезкамеры ведется в соответствии с требованиями. В прачечной оборудование исправное, в достаточном количестве. Моющих и дезинфицирующих средств достаточно.
Искусственное и естественное освещения в помещениях общежитий соответствует гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Согласно акту ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 14.03.2014 учреждением заключен договор на оказание услуг от 30.12.2013 № 254 с ФГУП «Дезинфекция», предметом которого является предоставление услуг по проведению дезинфекционных мероприятий (дезинсекция помещений) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми.
Вентиляционная система в жилых секциях находится в исправном состоянии, что обеспечивает качественное проветривание помещения. Все жилые секции в общежитиях оборудованы окнами с исправными форточками, что позволяет при необходимости проветривать помещения и вентиляционными шахтами в перекрытиях во избежание появления переувлажнённости. В спальных помещениях отрядов следы плесени и затхлый запах отсутствует.
Согласно справки по соблюдению требований пожарной безопасности на объекте здание общежития №3 (отряд №1 II этаж) начальника ПЧ 2 разряда ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми здание общежития №3 1970г. постройки, 2-х этажное, III степени огнестойкости, стены кирпичные, перегородки железобетонные. В соответствии с п. 4.1.1 Приказа ФСИН России №214 от 30.03.2005г. «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов ФСИН» в здании общежития №3 предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов на каждом этаже. Двери эвакуационных выходов свободно открываются по направлению выхода.
Эвакуационный выход с помещения второго этажа оборудован металлической лестницей, обеспечивающей безопасную эвакуацию людей при пожаре, до земли.
В период с 2014 года по 2016 год соблюдение требований пожарной безопасности на объектах учреждения неоднократно проверялись, как сотрудниками аппарата ФСИН России (в рамках проведения комплексной проверки в 2014 год), так и сотрудниками аппарата ФСИН России (в рамках проведения контрольной проверки в 2015 год). Так же неоднократно проведены проверки сотрудниками прокуратуры Республики Коми, с привлечением (в качестве специалистов) сотрудников ОНД ГУ МЧС России по г. Сыктывкару. В рамках проведения проверок, нарушения по состоянию и эксплуатации эвакуационных выходов здания общежития №3, не выявлено.
На постоянной основе обеспечено соблюдение максимально возможных мер пожарной безопасности в помещениях отряда, а именно: обеспечен круглосуточный контроль сотрудников администрации учреждения; объект оборудован системой автоматической пожарной сигнализации и звуковом оповещении людей при пожаре, с передачей светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной части учреждения, без участия работников объекта или транслирующей этот сигнал организацией;
Объект укомплектован: первичными средствами пожаротушения (огнетушители ОП-5 в количестве 4 шт.); планами эвакуации и инструкциями по мерам пожарной безопасности, утвержденных начальником учреждения; системой тревожной сигнализации; для подачи огнетушащих веществ к месту возможного возникновения пожара, предусмотрено использование пожарного водоема объемом 50 куб.м., расположенного в 15 м. от здания.
Для обеспечения бесперебойной работы системы автоматической пожарной сигнализации и звукового оповещения людей при возникновении пожара, а также для проведения планового и внепланового технического обслуживания и ремонта, между ФКУ ИК-1 и ФКУ ЦИТОВ У ФСИН России по РК заключен договор №3 от 29.01.2021.
Довод административного истца об отсутствии комнаты для уединения для написания писем является несостоятельным, поскольку в отряде имеется помещение воспитательной работы, которое оборудовано письменным столом, стулом для работы с письмами, телевизором, занавесками с карнизом для каждого окна, стеллажом для книг, скамейками в количестве 11 шт., тумбочкой.
Доводы истца о том, что он необоснованно содержался совместно с курящими лицами, основаны на его собственном представлении об условиях содержания под стражей, так как действующее законодательство РФ не предусматривает обязательного раздельного содержания курящих и некурящих лиц, содержащихся под стражей, при отсутствии в соответствующем учреждении возможности раздельного содержания курящих и некурящих граждан.
Места для курения в ФКУ ИК-1 организованы в соответствии с приказом МЮ РР от 03.09.2007 № 177 «Об утверждении наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», Федеральной службы исполнения наказаний от 30.03.2005 № 214 «Об утверждении правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний».
На основании ч.3 ст.101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден и введен в действие Свод правил «308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях)»
Пунктом 19.2.1 главы 19 приведенного Свода правил предусмотрено, что здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, (4), а также других действующих нормативных документов.
В соответствии с пунктом 19.2.5 Свода Правил подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях были предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации (далее - Инструкция СП 17-02), утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 № 130-ДСП, утратившей силу на основании приказа Минюста России от 22.10.2018 № 217-ДСП.
Согласно пункту 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 10.06.2010 № 64, в жилых зданиях предусмотрено хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, а также канализация и водостоки.
В силу положений Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
С учетом выше приведенных положений законодательства, обеспечение помещений исправительных учреждений горячим водоснабжением является обязательным.
С учетом изложенного судом, принимаются во внимание доводы административного истца об отсутствии горячего водоснабжения в отряде, в котором он содержался, поскольку как следует из сведений представленных стороной административного ответчика горячая вода до 2020 года действительно отсутствовала в отрядах ФКУ ИК-1 и была подведена в разное время в течение 2020 года.
Следовательно, нарушение прав административного истца отсутствием горячего водоснабжения в исправительном учреждении имело место в течение более 12-ти месяцев.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания незаконным действий (бездействия) ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республики Коми в период содержания административного истца с 12.05.2014 по 10.06.2015, что выразилось в не обеспечении истца горячим водоснабжением, нарушением нормы количества умывальник, унитазов, как то предусмотрено требованиями действующего законодательства.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пп. 12.1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание требования Полугрудова М.В., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие установленных по делу ненадлежащих условий содержания административного истца в ФКУ ИК-1, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца и значимость последствий для него, а также требования разумности и справедливости, суд, определяя размер компенсации, полагает возможным определить размер такой компенсации равной сумме 16 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Полугрудова Максима Владимировича к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в отряде № 1 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми за период с 12 мая 2014 года по 10 июня 2015 года, удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Полугрудова Максима Владимировича компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 16 000 рублей (шестнадцать тысяч) рублей.
Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на счет Полугрудова Максима Владимировича по следующим реквизитам:
...
В удовлетворении административного искового заявления Полугрудова Максима Владимировича к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания, отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Прилепова
Мотивированное решение составлено 25 июля 2022 года.