Решение по делу № 2-109/2023 от 27.03.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 мая 2023 года село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Кокотовой Е.И.

при секретаре судебного заседания Судариковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (Архангельской обл., с. Лешуконское, ул. Победы, д. 16) с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» о понуждении к проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

установил:

Пинежский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» о понуждении к проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что согласно схемам водоснабжения и водоотведения источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> в <адрес> являются :

1. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

2. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

3. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н);

4. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

5. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н);

6. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

7. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

8. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

9. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

10.Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

11.Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

12.Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н/);

13.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

14.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

15.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

16.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> кор. А (арт. скважина );

17.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> А (арт. скважина );

18.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

19.Артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт скважина );

20.Артезианская скважина, адрес : 164761,<адрес>( арт. скважина );

21.Артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт. скважина );

22.Артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес>А (арт. скважина );

23.Артезианская скважина адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина );

24.Артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина ).

Собственником перечисленных источников централизованного питьевого водоснабжения является администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области. Постановлением администрации муниципального образования «Мезенский район» №713 от 09.11.2020 года «О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение, статусом гарантирующей организации» статусом гарантирующего поставщика, осуществляющим холодное водоснабжение и эксплуатацию водопроводных сетей на территории МО «Мезенский муниципальный район» наделён ООО « Районный водоканал». Ссылаясь на положения ст.210 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст.11, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ч.1 ст.55, п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодексаРФ, п.4 ч.1 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6, ч.1, ч. 2 ст. 10, ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» считает, что администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области обязана обеспечить условия, необходимые для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, осуществлять меры по охране водных объектов источников питьевого водоснабжения, а также размещать информацию о качестве питьевой воды на своем официальном сайте в сети «Интернет». В настоящее время санитарно- эпидемиологические заключения на проекты ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения в <адрес> на территории Мезенского муниципального округа Архангельской области для ООО «Районный водоканал», осуществляющего эксплуатацию артезианских скважин и водопроводных сооружений, либо для собственника объектов централизованного питьевого водоснабжения - администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, а также для иных лиц Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области не выдавалось и в наличии не имеется. Ответчиками не исполняются требования ч.3 и ч. 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, а также требования ч.10 ст.23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», а именно, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области санитарным правилам; в нарушение действующего законодательства водные объекты используются как источники питьевого водоснабжения без санитарно-эпидемиологических заключений; в средствах массовой информации и на официальном сайте Мезенского муниципального округа Архангельской области в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») не размещаются сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. В связи с чем, просил обязать администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Обязать администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области, ООО «Районный водоканал» провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков, в границах таких зон санитарным правилам.

В отзыве на исковое заявление генеральный директор ООО «Районный водоканал» ФИО3 указал, что ООО «Районный водоканал» эксплуатирует объекты холодного водоснабжения на территории Мезенского района Архангельской области. Для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта необходимо представить полный пакет документов, одним из которых является проект ЗСО, который не разработан собственником водных объектов. ООО «Районный водоканал» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалось в адрес администрации с письмами о проведении работ по разработке проекта зон ЗСО и ограждении территории первого пояса водозаборов. В связи с невозможностью представления полного пакета документов для санитарно-эпидемиологической экспертизы из-за отсутствия проекта зон ЗСО, обязанность разработки которого возложена на собственника водных объектов просил установить срок для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов до ДД.ММ.ГГГГ.

Извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области, общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд с учетом мнения начальника Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО4, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Начальник Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований полностью по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Из положения о Пинежском территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области следует, что начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам (п.16).

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация водоснабжения населения и водоотведения, поэтому, органы местного самоуправления в соответствии со ст.27 Водного кодекса РФ, осуществляют меры по охране водных объектов.

В силу требований ст. 6 Федерального закона №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416 от 07.12.2011) органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

На основании ч.2 ст.23 Закона №416 от 07.12.2011 органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Из положений ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ следует, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1).

При этом, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ч.5).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п.1.6, п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.11, п.1.12, п. 1.12.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно - питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов п.1.12.2).

В соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что объекты водоснабжения: артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> А (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н/); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> ( арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> кор.А ( арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> А (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт скважина ); артезианская скважина, адрес: 164761,<адрес>( арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес>А (арт. скважина ); артезианская скважина адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина ) принадлежат Мезенскому муниципальному округу и согласно схемам водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) являются источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории Мезенского муниципального округа в <адрес> (л.д. 116, 117-124, 125-138, 139, 140-142,143, 144-145, 146-160, 161-170).

На основании постановления администрации муниципального образования «Мезенский район» №713 от 09.11.2020 года «О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение, статусом гарантирующей организации» ООО «Районный водоканал» наделен статусом гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и эксплуатирующей водопроводные сети на территории МО «Мезенский район», установлена зона деятельности гарантирующей организации - МО «Мезенский муниципальный район» (л.д.115).

По соглашению «О передаче объектов водоснабжения, расположенных на территории Мезенского муниципального округа Архангельской области» от 11.11.2022 года (далее- Соглашение) в соответствии с актом приема- передачи объектов водоснабжения указанные источники централизованного питьевого водоснабжения в <адрес> администрацией «Мезенского муниципального района » Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ были переданы ООО «Районный водоканал» (л.д.46-68).

В Мезенском муниципальном округе ООО «Районный водоканал», являясь гарантирующей организацией, приняло указанные в акте-приема передачи объекты водоснабженияна территории Мезенского муниципального округа в <адрес>для их эксплуатации и обслуживания в производственных целях по выработке и передаче воды потребителям, должно обеспечивать надлежащую эксплуатацию принятого имущества, поддерживать в исправном состоянии и обеспечивать его сохранность.

Таким образом, собственником системы водоснабжения и водоотведения в Мезенском муниципальном округе является администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области, а использует данное имущество - ООО «Районный водоканал», осуществляющее на территории Мезенского муниципального округа деятельность по водоснабжению и водоотведению, поскольку именно этому юридическому лицу переданы эти объекты водоснабжения.

Как следует из полученных в судебном заседании объяснений истца, содержания отзыва ООО «Районный водоканал» на исковое заявление и не оспорено ответчиками, что в отношении всех вышеуказанных централизованных источников водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных объектов, используемых в качестве источников централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зоны санитарной охраны.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суд считает, что обязанность по разработке проектов ЗСО и получение санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты ЗСО источников водоснабжения, лежит на администрации Мезенского муниципального округа, которая действует от имени собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Из содержания п. 6.5 Соглашения следует, что эксплуатирующая организация имеет право на предоставление услуг водоснабжения, производить своевременное начисление и сбор финансовых средств за предоставленные услуги.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.11.2022 года № 94-в/58 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Районный водоканал» на территории городского поселения «Мезенское», сельских поселений «Каменское», «Долгощельское», «Зареченское», «Совпольское», «Соянское», «Целегорское» Мезенского муниципального района Архангельской области» установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Районный водоканал» на территории городского поселения «Мезенское», сельских поселений «Каменское», «Долгощельское», «Соянское» для населения и прочих потребителей на период 2023 -2025.

Судом установлено, что ООО «Районный водоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и водоотведению на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской областипосредством эксплуатации водоисточников, собирает плату за предоставленные услуги, однако, это осуществляется в нарушение вышеперечисленных требований закона, без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.

При этом, ООО «Районный водоканал», как юридическое лицо, пользующееся объектами водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, а также получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.

Суд считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования к администрации Мезенского муниципального округа и ООО «Районный водоканал», возложив на них обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов и разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Суд считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок с учетом времени, в течение которого администрации Мезенского муниципального округа и ООО «Районный водоканал» необходимо совершить вышеуказанные действия по устранению нарушений законодательства, будет являться разумным и достаточным. Оснований для увеличения такого срока до ДД.ММ.ГГГГ вопреки доводам руководителя гарантирующей организации не имеется.

При разрешении исковых требований, заявленных к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.10 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Таким образом, обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области в соответствии с установленными требованиями возлагается на администрацию Мезенского муниципального округа, в адрес которой в соответствии с требованиями производственной программы проверки качества воды ООО «Районный водоканал» обязан направлять сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Судом установлено и не оспаривается администрацией Мезенского муниципального округа Архангельской области, что обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, ею в предусмотренном законом объеме не исполняется.

Заявленное истцом исковое требование подлежит удовлетворению, поскольку обязанность органа местного самоуправления по ежегодному информированию населения о качестве питьевой воды в муниципальном округе прямо предусмотрена законом, при этом нет необходимости дополнительно возлагать обязанность на гарантирующую организацию предоставлять органу местного самоуправления такие сведения, поскольку эту обязанность предусматривает для ООО «Районный Водоканал» производственная программа контроля качества воды, согласованная Пинежским территориальный отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (л.д. 203-213).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, удовлетворив заявленные требования и в указанной части.

В со­от­вет­ст­вии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ из­держ­ки, по­не­сён­ные су­дом в свя­зи с рас­смот­ре­ни­ем де­ла, и го­су­дар­ст­вен­ная по­шли­на, от уп­ла­ты ко­то­рых ис­тец был ос­во­бо­ж­ден, взы­ски­ва­ют­ся с от­вет­чи­ка, не ос­во­бо­ж­ден­но­го от уп­ла­ты су­деб­ных рас­хо­дов в фе­де­раль­ный бюд­жет про­пор­цио­наль­но удов­ле­тво­рен­ной час­ти ис­ко­вых тре­бо­ва­ний.

Из п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, взысканию с ответчиков не подлежит.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц (ИНН 2901133673) к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» о понуждении к проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить полностью.

Возложить на администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области (ИНН 2917126449) обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Возложить на администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области (ИНН 2917126449) и на общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ИНН 2901302219) обязанность по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области (село Лешуконское, ул. Победы, дом 16) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 15 мая 2023 года.

Председательствующий Е.И. Кокотова

Дело

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

10 мая 2023 года село Лешуконское

Лешуконский районный суд Архангельской области в составе

председательствующего судьи Кокотовой Е.И.

при секретаре судебного заседания Судариковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лешуконского районного суда Архангельской области (Архангельской обл., с. Лешуконское, ул. Победы, д. 16) с использованием систем видеоконференц-связи гражданское дело по иску Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» о понуждении к проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства,

установил:

Пинежский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» о понуждении к проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства.

В обоснование заявленных исковых требований указал, что согласно схемам водоснабжения и водоотведения источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> в <адрес> являются :

1. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

2. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

3. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н);

4. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

5. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н);

6. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

7. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

8. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

9. Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

10.Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

11.Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина );

12.Артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н/);

13.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

14.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

15.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

16.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> кор. А (арт. скважина );

17.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> А (арт. скважина );

18.Артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина );

19.Артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт скважина );

20.Артезианская скважина, адрес : 164761,<адрес>( арт. скважина );

21.Артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт. скважина );

22.Артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес>А (арт. скважина );

23.Артезианская скважина адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина );

24.Артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина ).

Собственником перечисленных источников централизованного питьевого водоснабжения является администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области. Постановлением администрации муниципального образования «Мезенский район» №713 от 09.11.2020 года «О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение, статусом гарантирующей организации» статусом гарантирующего поставщика, осуществляющим холодное водоснабжение и эксплуатацию водопроводных сетей на территории МО «Мезенский муниципальный район» наделён ООО « Районный водоканал». Ссылаясь на положения ст.210 ГК РФ, п. 2 ст. 2, ст.11, ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», ч.1 ст.55, п. 3 ч. 1 ст. 27 Водного кодексаРФ, п.4 ч.1 ст.14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.6, ч.1, ч. 2 ст. 10, ч. 10 ст. 23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» считает, что администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области обязана обеспечить условия, необходимые для подачи питьевой воды, соответствующей установленным требованиям, осуществлять меры по охране водных объектов источников питьевого водоснабжения, а также размещать информацию о качестве питьевой воды на своем официальном сайте в сети «Интернет». В настоящее время санитарно- эпидемиологические заключения на проекты ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения в <адрес> на территории Мезенского муниципального округа Архангельской области для ООО «Районный водоканал», осуществляющего эксплуатацию артезианских скважин и водопроводных сооружений, либо для собственника объектов централизованного питьевого водоснабжения - администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, а также для иных лиц Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области не выдавалось и в наличии не имеется. Ответчиками не исполняются требования ч.3 и ч. 5 статьи 18 Закона № 52-ФЗ, п.п. 1.1, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02, а также требования ч.10 ст.23 Федерального закона № 416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении», а именно, отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии проектов ЗСО источников централизованного питьевого водоснабжения <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области санитарным правилам; в нарушение действующего законодательства водные объекты используются как источники питьевого водоснабжения без санитарно-эпидемиологических заключений; в средствах массовой информации и на официальном сайте Мезенского муниципального округа Архангельской области в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») не размещаются сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. В связи с чем, просил обязать администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов. Обязать администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области, ООО «Районный водоканал» провести мероприятия, направленные на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов; разработать проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков, в границах таких зон санитарным правилам.

В отзыве на исковое заявление генеральный директор ООО «Районный водоканал» ФИО3 указал, что ООО «Районный водоканал» эксплуатирует объекты холодного водоснабжения на территории Мезенского района Архангельской области. Для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов, используемых в качестве источников хозяйственно-питьевого водоснабжения для населения и иных потребителей, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта необходимо представить полный пакет документов, одним из которых является проект ЗСО, который не разработан собственником водных объектов. ООО «Районный водоканал» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращалось в адрес администрации с письмами о проведении работ по разработке проекта зон ЗСО и ограждении территории первого пояса водозаборов. В связи с невозможностью представления полного пакета документов для санитарно-эпидемиологической экспертизы из-за отсутствия проекта зон ЗСО, обязанность разработки которого возложена на собственника водных объектов просил установить срок для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водных объектов до ДД.ММ.ГГГГ.

Извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области, общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд с учетом мнения начальника Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО4, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Начальник Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по указанным в исковом заявлении основаниям.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований полностью по следующим основаниям.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» главные государственные санитарные врачи и их заместители вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Из положения о Пинежском территориальном отделе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области следует, что начальник территориального отдела является главным государственным санитарным врачом по Пинежскому, Мезенскому и Лешуконскому районам (п.16).

На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

Согласно ст.14 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится, в том числе, организация водоснабжения населения и водоотведения, поэтому, органы местного самоуправления в соответствии со ст.27 Водного кодекса РФ, осуществляют меры по охране водных объектов.

В силу требований ст. 6 Федерального закона №416 от 07.12.2011 «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон №416 от 07.12.2011) органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

На основании ч.2 ст.23 Закона №416 от 07.12.2011 органы местного самоуправления поселений, городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Из положений ч. 1 ст. 43 Водного кодекса РФ следует, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч. 2).

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека (ч.1).

При этом, использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта (ч.3).

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам (ч.5).

Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г. №10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Данные правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

ЗСО организуются на всех водопроводах вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Организации ЗСО должна предшествовать разработка её проекта, в который включаются:

а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;

б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника;

в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО (п.1.6, п.1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно п.1.11, п.1.12, п. 1.12.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.

В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями.

Текстовая часть должна содержать:

а) характеристику санитарного состояния источников водоснабжения;

б) анализы качества воды в объеме, предусмотренном действующими санитарными нормами и правилами;

в) гидрологические данные (основные параметры и их динамика во времени) - при поверхностном источнике водоснабжения или гидрогеологические данные - при подземном источнике;

г) данные, характеризующие взаимовлияние подземного источника и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними;

д) данные о перспективах строительства в районе расположения источника хозяйственно - питьевого водоснабжения, в том числе жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов;

е) определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, индивидуальных предпринимателей, с определением источников финансирования;

ж) правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в зону санитарной охраны всех поясов.

Картографический материал должен быть представлен в следующем объеме:

а) ситуационный план с проектируемыми границами второго и третьего поясов ЗСО и нанесением мест водозаборов и площадок водопроводных сооружений, источника водоснабжения и бассейна его питания (с притоками) в масштабе: при поверхностном источнике водоснабжения - 1:50000 - 1:100000, при подземном - 1:10000 - 1:25000;

б) гидрологические профили по характерным направлениям в пределах области питания водозабора - при подземном источнике водоснабжения;

в) план первого пояса ЗСО в масштабе 1:500 - 1:1000;

г) план второго и третьего поясов ЗСО в масштабе 1:10000 - 1:25000 - при подземном водоисточнике и в масштабе 1:25000 - 1:50000 - при поверхностном водоисточнике с нанесением всех расположенных на данной территории объектов п.1.12.2).

В соответствии с п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.

В судебном заседании установлено, что объекты водоснабжения: артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> А (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164750, <адрес> (арт. скважина б/н/); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> ( арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> кор.А ( арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> А (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164762, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт скважина ); артезианская скважина, адрес: 164761,<адрес>( арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164761, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес>А (арт. скважина ); артезианская скважина адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина ); артезианская скважина, адрес: 164773, <адрес> (арт. скважина ) принадлежат Мезенскому муниципальному округу и согласно схемам водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Мезенский район» от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) являются источниками централизованного питьевого водоснабжения на территории Мезенского муниципального округа в <адрес> (л.д. 116, 117-124, 125-138, 139, 140-142,143, 144-145, 146-160, 161-170).

На основании постановления администрации муниципального образования «Мезенский район» №713 от 09.11.2020 года «О наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение, статусом гарантирующей организации» ООО «Районный водоканал» наделен статусом гарантирующей организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и эксплуатирующей водопроводные сети на территории МО «Мезенский район», установлена зона деятельности гарантирующей организации - МО «Мезенский муниципальный район» (л.д.115).

По соглашению «О передаче объектов водоснабжения, расположенных на территории Мезенского муниципального округа Архангельской области» от 11.11.2022 года (далее- Соглашение) в соответствии с актом приема- передачи объектов водоснабжения указанные источники централизованного питьевого водоснабжения в <адрес> администрацией «Мезенского муниципального района » Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ были переданы ООО «Районный водоканал» (л.д.46-68).

В Мезенском муниципальном округе ООО «Районный водоканал», являясь гарантирующей организацией, приняло указанные в акте-приема передачи объекты водоснабженияна территории Мезенского муниципального округа в <адрес>для их эксплуатации и обслуживания в производственных целях по выработке и передаче воды потребителям, должно обеспечивать надлежащую эксплуатацию принятого имущества, поддерживать в исправном состоянии и обеспечивать его сохранность.

Таким образом, собственником системы водоснабжения и водоотведения в Мезенском муниципальном округе является администрация Мезенского муниципального округа Архангельской области, а использует данное имущество - ООО «Районный водоканал», осуществляющее на территории Мезенского муниципального округа деятельность по водоснабжению и водоотведению, поскольку именно этому юридическому лицу переданы эти объекты водоснабжения.

Как следует из полученных в судебном заседании объяснений истца, содержания отзыва ООО «Районный водоканал» на исковое заявление и не оспорено ответчиками, что в отношении всех вышеуказанных централизованных источников водоснабжения отсутствуют санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии данных объектов, используемых в качестве источников централизованного водоснабжения, санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта, не разработаны и соответственно не оформлены санитарно-эпидемиологические заключения на проекты, а также не разработаны проекты зоны санитарной охраны.

При таких обстоятельствах, учитывая вышеперечисленные правовые нормы, суд считает, что обязанность по разработке проектов ЗСО и получение санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты ЗСО источников водоснабжения, лежит на администрации Мезенского муниципального округа, которая действует от имени собственника в отношении них, независимо от того, кому и на каком основании переданы данные объекты в пользование и владение.

Из содержания п. 6.5 Соглашения следует, что эксплуатирующая организация имеет право на предоставление услуг водоснабжения, производить своевременное начисление и сбор финансовых средств за предоставленные услуги.

Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.11.2022 года № 94-в/58 «Об утверждении производственной программы, установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов и тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Районный водоканал» на территории городского поселения «Мезенское», сельских поселений «Каменское», «Долгощельское», «Зареченское», «Совпольское», «Соянское», «Целегорское» Мезенского муниципального района Архангельской области» установлены тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение), отпускаемую ООО «Районный водоканал» на территории городского поселения «Мезенское», сельских поселений «Каменское», «Долгощельское», «Соянское» для населения и прочих потребителей на период 2023 -2025.

Судом установлено, что ООО «Районный водоканал» осуществляет деятельность по водоснабжению населения и водоотведению на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской областипосредством эксплуатации водоисточников, собирает плату за предоставленные услуги, однако, это осуществляется в нарушение вышеперечисленных требований закона, без разработанных в установленном порядке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, обустройство которых призвано не допустить возможность загрязнения данных источников.

При этом, ООО «Районный водоканал», как юридическое лицо, пользующееся объектами водоснабжения, обязано принять меры по разработке проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон, а также получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов.

Суд считает необходимым удовлетворить заявленные истцом требования к администрации Мезенского муниципального округа и ООО «Районный водоканал», возложив на них обязанность по получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов и разработке в соответствии с санитарным законодательством проектов зон санитарной охраны и получению санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.

Суд считает необходимым установить ответчикам срок для исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ. Указанный срок с учетом времени, в течение которого администрации Мезенского муниципального округа и ООО «Районный водоканал» необходимо совершить вышеуказанные действия по устранению нарушений законодательства, будет являться разумным и достаточным. Оснований для увеличения такого срока до ДД.ММ.ГГГГ вопреки доводам руководителя гарантирующей организации не имеется.

При разрешении исковых требований, заявленных к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области о возложении обязанности размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального округа в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствии с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч.10 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления обязаны не реже одного раза в год размещать в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Согласно статье 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства (пункт 1). Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (пункт 2).

Из приведенных положений законодательства следует, что обязанность по обеспечению качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, возложена на организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения.

Таким образом, обеспечение качества питьевой воды, поставляемой с использованием централизованных систем холодного водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области в соответствии с установленными требованиями возлагается на администрацию Мезенского муниципального округа, в адрес которой в соответствии с требованиями производственной программы проверки качества воды ООО «Районный водоканал» обязан направлять сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Судом установлено и не оспаривается администрацией Мезенского муниципального округа Архангельской области, что обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведений о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, ею в предусмотренном законом объеме не исполняется.

Заявленное истцом исковое требование подлежит удовлетворению, поскольку обязанность органа местного самоуправления по ежегодному информированию населения о качестве питьевой воды в муниципальном округе прямо предусмотрена законом, при этом нет необходимости дополнительно возлагать обязанность на гарантирующую организацию предоставлять органу местного самоуправления такие сведения, поскольку эту обязанность предусматривает для ООО «Районный Водоканал» производственная программа контроля качества воды, согласованная Пинежским территориальный отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (л.д. 203-213).

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым возложить на администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов, удовлетворив заявленные требования и в указанной части.

В со­от­вет­ст­вии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ из­держ­ки, по­не­сён­ные су­дом в свя­зи с рас­смот­ре­ни­ем де­ла, и го­су­дар­ст­вен­ная по­шли­на, от уп­ла­ты ко­то­рых ис­тец был ос­во­бо­ж­ден, взы­ски­ва­ют­ся с от­вет­чи­ка, не ос­во­бо­ж­ден­но­го от уп­ла­ты су­деб­ных рас­хо­дов в фе­де­раль­ный бюд­жет про­пор­цио­наль­но удов­ле­тво­рен­ной час­ти ис­ко­вых тре­бо­ва­ний.

Из п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ следует, что органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина, от уплаты которой был освобожден истец при подаче иска, взысканию с ответчиков не подлежит.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Пинежского территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц (ИНН 2901133673) к администрации Мезенского муниципального округа Архангельской области, обществу с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» о понуждении к проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния объектов водоснабжения, возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства удовлетворить полностью.

Возложить на администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области (ИНН 2917126449) обязанность размещать не реже одного раза в год в средствах массовой информации и на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет» (в случае отсутствия такого сайта на сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») сведения о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем питьевого водоснабжения на территории <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.

Возложить на администрацию Мезенского муниципального округа Архангельской области (ИНН 2917126449) и на общество с ограниченной ответственностью «Районный водоканал» (ИНН 2901302219) обязанность по проведению мероприятий, направленных на улучшение санитарного состояния источников централизованного питьевого водоснабжения, расположенных на <адрес> Мезенского муниципального округа Архангельской области, а именно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ:

- получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии водных объектов санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водных объектов;

- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны и получить санитарно-эпидемиологические заключения о соответствии санитарным правилам разработанных проектов зон санитарной охраны и ограничений использования земельных участков в границах таких зон.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде путем подачи апелляционной жалобы через Лешуконский районный суд Архангельской области (село Лешуконское, ул. Победы, дом 16) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме принято 15 мая 2023 года.

Председательствующий Е.И. Кокотова

2-109/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пинежский территориальный отдел УФС по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по АО
Ответчики
ООО "Районный водоканал"
Администрация Мезенского муниципального округа
Суд
Лешуконский районный суд Архангельской области
Судья
Кокотова Евгения Игоревна
Дело на странице суда
leshksud.arh.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.03.2023Передача материалов судье
28.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.05.2023Судебное заседание
15.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее