Гр.дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2017 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Власовой И.К., при секретаре судебного заседания Доржиевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Окинского района Республики Бурятия к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности по организации мероприятий по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами, утилизации и уничтожению биологических отходов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Окинского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, требуя обязать Правительство Республики Бурятия организовать мероприятия по приведению четырех скотомогильников, расположенных на территории Окинского района Республики Бурятия в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, а именно:
В обоснование требований истец указал, что по результатам проверки на территории Окинского района Республики Бурятия установлено четыре действующих бесхозяйных скотомогильника, за их техническим состоянием фактически никто не следит. Эксплуатация скотомогильников осуществляется с нарушением Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно чрезвычайных ситуаций. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст. 42 Конституции РФ.
Определением суда в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Администрация муниципального образования СП «Сойотское», Администрация муниципального образования СП «Орликское», Администрация муниципального образования СП «Саянское».
В судебном заседании прокурор Юрьева М.Н. требования поддержала по доводам, изложенным в иске, с учетом уточнения, пояснила, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлены указанные в иске нарушения, пояснила, что при удовлетворении иска необходимо определить ответчику срок для исполнения решения суда до 01 января 2019 года.
Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Борсоев С.Ц. требования не признал, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве, сославшись на бездоказательность доводов стороны истца. Также указал на то, что указанные скотомогильники являются бесхозяйными, и до их оформления в республиканскую собственность проведение работ по их содержанию приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, сослался на дорожную карту, утвержденную постановлением Правительства Республики Бурятия 03.06.2016г. №213-р, которой предусмотрены мероприятия на выполнение кадастровых работ, необходимых для постановки бесхозяйных скотомогильников на кадастровый учет и последующему оформлению в республиканскую собственность. Просил в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления ветеринарии Республики Бурятия Якимова А.А. пояснила, что Окинский район Республики Бурятия относится к районам вечной мерзлоты, в данном случае целесообразным будет не огораживать скотомогильники заборами по всему периметру, не устраивать валы из вынутого грунта, с установкой крышек, обеспечивающих плотное закрытие отверстий скотомогильников, и навесы, а ликвидировать указанные скотомогильники выкопав ямы глубиной 10м., как то предусмотрено п.7.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования СП «Саянское» по доверенности Иванова Т.А. в судебном заседании оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации муниципального образования СП «Орликское», Администрации муниципального образования СП «Сойотское» в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и Республике Бурятия по доверенности Баженова Н.В. полагала требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Дело рассмотрено судом в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на территории Окинского района Республики Бурятия имеетсячетыре скотомогильника (биотермические ямы), два из которых расположены на территории МО СП «Сойотское» - в трех км. юго-западнее от у.Сорок, кадастровый номер земельного участка ..., с 2008 года; в одном км. в юго-западном направлении от у.Боксон, кадастровый номер земельного участка ..., с 2010 года; один скотомогильник расположен на территории МО СП «Орликское» в трех км. в южном направлении от с.Орлик местности Петы на территории ТБО, кадастровый номер земельного участка ..., 2003 года; один расположен на территории МО СП « Саянское» в одном км. в северном направлении от с.Саяны, кадастровый номер земельного участка ..., с 2010 года.
Фактическое наличие скотомогильников ответчиком не оспаривается. Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы о ликвидации и закрытии скотомогильников, суд приходит к выводу, что вышеуказанные скотомогильники являются действующими.
В ходе проверки, прокуратурой Окинского района Республики Бурятия, установлено, что скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, а именно: в нарушение п.п. 5.6,5,7,5,8 Правил, территории скотомогильников не огорожены, не обвалованы, не имеют аншлагов, указателей расположения объектов, крышки скотомогильников не соответствуют требованиям, навесы над ямами в у.Боксон, у.Сорок, с.Саяны отсутствуют, навес над ямой в с.Орлик не соответствует требованиям Правил, отсутствуют помещения для хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды, инструментов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что подтверждено несоответствие скотомогильников ветеринарно – санитарным правилам.
В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от 14.05.1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от 26.03.2005 N 1054-III "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия" к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия относятся участие в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия; принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).
Ветеринарно – санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469 Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ (далее Правила) определяют требования к размещению, эксплуатации скотомогильников.
Как указано в п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
В кадастровых паспортах скотомогильников сведения о правах на них отсутствуют.
Из указанных выше норм права следует, что организация мер по устройству и содержанию скотомогильников, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ.
Довод представителя ответчика о том, что постановлением Правительства Республики Бурятия от 03 июня 2016 года № 312-р утвержден план мероприятий, в который включено заключение контрактов на выполнение кадастровых работ для постановки скотомогильников на учет не могут быть приняты судом во внимание. Мероприятия по постановке на кадастровый учет не свидетельствует о принятии исчерпывающих мер по организации мероприятий, связанных с устройством и содержанием, в том числе определением лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники.
Доводы представителя Управления ветеринарии о том, что устранить нарушения, выявленные проверкой прокуратуры, Окинском районе Республики Бурятия возможно альтернативным путем, выкопав ямы глубиной 10м., как то предусмотрено с.7.2 Правил, суд находит заслуживающими внимания, с учетом того обстоятельства, что скотомогильники расположены в районе вечной мерзлоты.
Суду представлены статистические сведения о падеже животных за период 2015-2017 г.г., согласно которым за отчетный период показатели падежа животных равны нулю. Однако, представленные статистические сведения не могут свидетельствовать об отсутствии биологических отходов и потребности в их захоронении.
Суду не представлено сведений о том, что принято решение о закрытии скотомогильников, и принятых в связи этим мерах.
Учитывая, что в ведении муниципальных образований скотомогильники не находится, принимая во внимание указанные выше нормы права, суд приходит к вводу о том, что организация мероприятий, связанных с устройством и содержанием скотомогильников, в том числе определение лиц, в ведении которых должны находиться скотомогильники, является обязанностью субъекта РФ – Республики Бурятия в лице Правительства Республики Бурятия.
Скотомогильники не соответствуют требованиям ветеринарно - санитарных правил, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, не исключает риск возникновения чрезвычайной ситуации, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ. Требования прокурора суд находит подлежащими удовлетворению.
В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок исполнения возлагаемой судом обязанности до 01 января 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Окинского района Республики Бурятия удовлетворить.
Обязать Правительство Республики Бурятия в срок до 01 января 2019 года организовать мероприятия по приведению в соответствие с Ветеринарно – санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными Главными Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04 декабря 1995 года № 13-7-2/469 четырех скотомогильников:
скотомогильник, расположенный в трех км. юго-западнее от у.Сорок, кадастровый номер земельного участка ...,
скотомогильник, расположенный в одном км. в юго-западном направлении от у.Боксон, кадастровый номер земельного участка ...,
скотомогильник, расположенный в трех км. в южном направлении от с.Орлик местности Петы на территории ТБО, кадастровый номер земельного участка ...,
скотомогильник, расположенный в одном км. в северном направлении от с.Саяны, кадастровый номер земельного участка ....
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья п/п Власова И.К.
Копия верна:
Судья Власова И.К.
...
...
...
...э