Решение по делу № 11-14/2023 от 27.03.2023

Дело № 11-14/2023

Дело в суде первой инстанции № 2-3/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«19» мая 2023 года                                              город Туапсе

Туапсинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего Курбакова В.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кретовой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кашаев Ю.А. на решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от 10.02.2023 года по гражданскому делу ,

при участии в судебном заседании:

от истца: Шолоховой П.М. – представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

от ответчика: Кашаева Ю.А. – паспорт;

от третьего лица: Нюнькиной И.А. – представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

У С Т А Н О В И Л:

АО «Крайжилкомресурс» в лице филиала «Туапсинский» (далее – общество) обратилось в судебный участок № <адрес> с иском к Кашаеву Ю.А. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 764 рублей 56 копеек, пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 2536 рублей 20 копеек, а также судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу иска 572 рублей 03 копеек.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Небугского сельского поселения <адрес> (далее – администрация).

Решением мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования общества удовлетворены частично, с ответчика в пользу истца взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно в размере 7564 рублей 70 копеек, пени за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включительно в размере 2367 рублей 93 копеек, а также судебные расходы по оплате за подачу иска государственной пошлины в размере 400 рублей.

Полагая, что решение является незаконным, поскольку вынесено с нарушением норм материального права, Кашаев Ю.А. обратился в Туапсинский районный суд с апелляционной жалобой. Податель жалобы указывает, что при рассмотрении дела мировой судья не исследовал должным образом обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, дана неверная оценка доказательствам и доводам ответчика, суд пришел к ошибочному выводу об оказании обществом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ответчику в указанный период. Истец фактически не оказывал услуг по вывозу твердых бытовых отходов по <адрес> в а<адрес>. В спорный период у ответчика отсутствовала возможность проезда к улице (дому) к проживал ответчик. Площадка для централизованного сбора мусора отсутствует.

Заявитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил отменить решение мирового судьи и принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения. Дополнительно отметил, что истец является единственной уполномоченной организацией, оказывающей на территории <адрес> услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>, а<адрес> и является потребителем указанной услуги, так как в процессе жизнедеятельности граждан образуются отходы, которые необходимо собирать, транспортировать и утилизировать, за что и взимается плата. Довод ответчика о том, что поскольку им не заключен договор на оказание услуг, в связи с чем отсутствуют основания для оплаты оказанных услуг, является ошибочным, так как данный договор носит публичный характер и его незаключение не освобождает потребителя услуги от оплаты за оказанные услуги.

Представитель истца заявил ходатайство о приобщении дополнительных документов – контракта, заключённого с подрядной организацией, которая осуществляла вывоз твердых коммунальных отходов, акты об оказании услуг.

Дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными (часть 1 статьи 327.1 ГПК РФ). При этом, вопрос о процессуальной необходимости таких доказательств принимается судом самостоятельно и инициативными процессуальными действиями сторон не предопределяется.

В качестве обоснования невозможности представления данных документов представитель истца в судебном заседании указал, что суд не затребовал данные доказательства (3 минута 30 секунда – 3 минута 45 секунда судебного заседания, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ).

Оценив причины, положенные в обоснование уважительности непредставления доказательств, суд пришел к выводу, что они не отвечают таковым, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 56 ГПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (часть 1 статьи 57 ГПК РФ). При этом суд не вправе осуществлять сбор доказательственной базы за какую-либо сторон, поскольку в таком случае будет нарушен принцип состязательности сторон.

С учетом изложенных обстоятельствах основания для приобщения дополнительных документов отсутствуют.

Представитель третьего лица в судебном заседании указал, что фактически истец не оказывал ответчику услуги по адресу местожительства в спорный период. Как в спорный период, так и в настоящее время отсутствует техническая возможность проезда транспорта подрядной организации, у которой с истцом заключен договор на вывоз твердых бытовых отходов, по месту, который ведет к домовладениям по <адрес> в а<адрес>. Все машины подрядных организация должны быть оборудованы системой отслеживания в целях проверки фактического оказания услуг по тому или иному адресу, однако представленными в материалы дела распечатками не подтверждается выезд специализированных машин на <адрес> в а<адрес> для сбора твердых коммунальных отходов.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, суд полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судье в ходе рассмотрения дела, на основании заключенного между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и обществом соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , региональным оператором, оказывающим услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту проживания ответчика является общество в лице филиала «Туапсинский», который фактически приступил к деятельности на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в котором постоянно проживают два человека.

Договор в письменной форме между сторонами не заключен, вместе с тем, в соответствии с требованиями действующего законодательства, региональный оператор – общество в лице филиала «Туапсинский» разместил предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора на своем официальном сайте: www.kgkr.ru, а также в средствах массовой информации (Туапсинские вести от ДД.ММ.ГГГГ ).

Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением, следовательно, ответчик, как потребитель, обязан оплачивать данную услугу, в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.

В ауле Агуй-<адрес>, где проживает ответчик, не определены места складирования (накопления) отходов, поскольку из-за стесненных условий существующей застройки отсутствует возможность выделения места для организации контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. В связи с отсутствием контейнерных площадок в ауле Агуй-<адрес>, сбор и транспортирование ТКО осуществляется бестарным или «мешковым» способом сбора ТКО 2 раза в неделю (среда, суббота).

Указывая, что ответчик в отсутствии правовых оснований не вносит плату за фактически оказанные услуги по вывозу твердых коммунальных отходов обратился в суд с настоящим иском.

Удовлетворяя частично исковые требования, мировой судья пришел к выводу, что акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фото-таблицей, а также письма общества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ подтверждают, что мусоровозы на <адрес> направлялись нерегулярно, поскольку к этой улице ведет мост через реку, который имеет не достаточную ширину для проезда спецтранспорта истца. При этом мусоровозы небольшого тоннажа, для которых ширина моста была достаточной для проезда, истцом направлялись, как до даты составления указанного акта, так и после его составления. Проверив представленный истцом расчет задолженности суд пришёл к выводу о том, что расчет необходимо производить исходя из двух проживающих лиц, за исключением периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с отсутствием согласованных графиков вывоза твердых коммунальных отходов между администрацией и обществом.

Вместе с тем принимая указанное решение судом не учтено следующее.

Одной из процессуальных гарантий правильного рассмотрения и разрешения судом гражданских дел является норма части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определяющая, что решение суда должно быть законным и обоснованным. В силу пункта 2 статьи 195 ГПК РФ суд может основывать свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Из положений статей 56, 195 ГПК РФ и разъяснений по их применению, содержащихся в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О судебном решении», а также в пунктах 5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству», следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании.

Частью 4 статьи 198 ГПК РФ предусмотрено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.

Согласно части 1, пункта 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно частей 3, 4 статьи 154 Жилищного кодекса собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

На основании частей 1, 9, 11, 14 статьи 155 Жилищного кодекса плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ » утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила), которыми установлено, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) Правил.

Так, в соответствии с пунктами 8 (4), 8 (5), 8 (17) – 8 (19) раздела I (1) Правил, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) – 8(16) Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

На основании частей 1 – 5 статьи 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Пунктами 148 1, 148 2, 148 21 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148 4 – 148 6 Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами.

При этом частью 15.1 статьи 161 Жилищного кодекса предусмотрено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, начиная от места накопления твердых коммунальных отходов, если иное не установлено договором.

Пунктами 148 (45) - 148 (48) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах предусмотрены случаи снижения платы за коммунальную услугу вплоть до полного освобождения от ее оплаты при предоставлении услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, при перерывах в предоставлении услуги для проведения ремонтных и профилактических работ.

Следовательно, законодатель привязывает факт оплаты услуги к факту ее фактического оказания надлежащего качества и предоставление региональным оператором доказательств объема и качества фактически оказанных услуг.

Мировым судье установлено и стороны в судебном заседании подтвердили, что на основании заключенного между Министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и обществом соглашения по обращению с твердыми коммунальными отходами по Белореченской зоне деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, а также приказа министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , региональным оператором, оказывающим услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, по месту проживания ответчика является общество в лице филиала «Туапсинский», который фактически приступил к деятельности на территории <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, в котором постоянно проживают два человека.

Договор на вывоз твердых коммунальных отходов в письменной форме между сторонами не заключен.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В пункте 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ указано, что под контейнером понимается мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов.

Контейнерной площадкой является место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно статье 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Полномочиями в области обращения с отходами наделены органы местного самоуправления.

Мировым судьей установлено, и представитель общества и администрации в судебном заседании подтвердили, что в ауле Агуй-<адрес>, где проживает ответчик, не определены места складирования (накопления) отходов, поскольку из-за стесненных условий существующей застройки отсутствует возможность выделения места для организации контейнерной площадки в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. В связи с отсутствием контейнерных площадок в ауле Агуй-<адрес>, сбор и транспортирование ТКО осуществляется бестарным или «мешковым» способом сбора твердых коммунальных отходов – 2 раза в неделю (среда, суббота).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно пункт 27 которых транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до ДД.ММ.ГГГГ, при этом в целях обеспечения национальной безопасности, проведения независимой политики в области спутниковой навигации, повышения эффективности управления движением транспорта, уровня безопасности перевозок пассажиров, специальных и опасных грузов, а также совершенствования геодезических и кадастровых работ Правительство Российской Федерации постановило оснастить аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS следующие транспортные, технические средства и системы: автомобильные и железнодорожные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, специальных и опасных грузов, транспортирования твердых коммунальных отходов (подпункт «г» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Таким образом, факт вывоза/невывоза твердых бытовых отходов подтверждаются данными спутниковой системы ГЛОНАСС, которая должна быть установлена на всех мусоровозах общества.

Мировой судья установил, что общество не представило полного комплекта отчетов мониторинга его транспорта из системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, при этом судом приняты в качестве доказательства оказания услуг (за исключением периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год) акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ с фото-таблицей, а также письма общества от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ . Судом также отмечено, что мусоровозы на <адрес> направлялись нерегулярно, поскольку к этой улице ведет мост через реку, который имеет недостаточную ширину для проезда спецтранспорта истца. При этом мусоровозы небольшого тоннажа, для которых ширина моста была достаточной для проезда, истцом направлялись, как до даты составления указанного акта, так и после его составления.

Вместе с тем, как указано ранее, в обязательном порядке подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, в том числе транспортные средства для транспортирования твердых коммунальных отходов, то есть законодатель предусмотрел данную обязанность, в том числе для возможности отслеживания транспортного средства и подтверждения факта оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов, однако, как видно из представленных в материалы распечаток (информация по заданию) из системы ГЛОНАСС, в спорный период транспортные средства, предназначенные для транспортирования твердых коммунальных отходов, на <адрес> не приезжали; все распечатки содержат указания о приезде специализированной машины по другим улицам, которые находятся на другой стороне реки.

Указание мирового судьи о том, что мусоровозы небольшого тоннажа, для которых ширина моста была достаточной для проезда, истцом направлялись, как до даты составления указанного акта, так и после его составления, не подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, а также опровергаются представленными в судебном заседании пояснениями как представителя администрации, так и представителя истца, указавших, что машины, способные проехать по мосту, в распоряжении истца отсутствуют.

В судебном заседании представитель администрации пояснил, а представитель истца подтвердил, что все услуги по вывозу твердых коммунальных отходов осуществляются истцом с привлечением подрядных организаций, при этом не одна из данных организация не имела в своем распоряжении транспортного средства, которое имело возможность проезжать по мосту к <адрес>.

Согласно письму общества от ДД.ММ.ГГГГ, адресованного главе администрации, последний сообщил, что ширина автотранспорта регионального оператора составляет не менее 2 м 46 см, а учитывая габариты моста, которые составляют 2 м 20 см, проезд специализированной техники к <адрес> не представляется возможным. Кроме того, в филиал поступают жалобы от населения, проживающего по <адрес>, по вопросу организации мест накопления твердых коммунальных отходов и сбора твердых коммунальных отходов на указанной улице. В связи с отсутствием подъездного пути, общество полагает, что бестарный способ нецелесообразен и предлагает организовать площадку (место) накопления ТКО, ориентировочно перед заездом на мост. В рамках взаимодействия и решения данного вопроса региональный оператор готов предоставить администрации евроконтейнеры для накопления твердых коммунальных отходов (т. 1, л. д. 71 – 72).

Вместе с тем как указали все стороны спора, до настоящего времени площадка для сбора твердых коммунальных отходов не оборудована, евроконтейнеры или иные контейнеры отсутствуют, в связи с чем жители улицы лишены возможности выкидывать твердые коммунальные отходы.

Представитель истца пояснил, что согласно заключенным с подрядными организациями договорам, распечатки из системы ГЛОНАСС хранятся в течение 6 месяцев, вместе с тем обращаясь в суд с настоящим иском у истца отсутствовали распечатки и за указанный период. На вопрос суда о том, почему установлен такой короткий срок хранения отчетных документов, при условии того, что срок исковой давности составляет три года, представитель истца обоснованных пояснений не дал.

В судебном заседании представитель администрации указал, что контрактами предусматривается фотофиксация факта оказания услуг, однако, данные фотофиксации, как и данные с системы данными спутниковой системы ГЛОНАСС, в материалы дела не представлены, представитель истца указал, что они не сохранились в связи коротким хранением документов,

На основании части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поскольку истец не представил относимых, допустимых и достаточных доказательств для удовлетворения исковых требований, мировой судья пришел к ошибочному выводу о взыскании с ответчика задолженности.

Довод подателя жалобы о том, что отсутствие договора лишает общество возможности требовать платы за вывоз твердых коммунальных отходов, основан на ошибочном понимании норм материального права. Как указывалось ранее договор на оказание услуги по обращению с твердыми коммунальным отходам носит характер публичной оферты, и обязанность по его заключению лежит на всех собственниках, при этом законодатель привязывает факт оплаты услуг к факту их фактического оказания надлежащего качества, которые региональный оператор в рамках настоящего гражданского дела не доказал.

Ссылка истца на то, что общество является единственной уполномоченной организацией, оказывающей на территории <адрес> услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, а ответчик зарегистрирован по адресу: <адрес>, а<адрес> и является потребителем указанной услуги, так как в процессе жизнедеятельности граждан образуются отходы, которые необходимо собирать, транспортировать и утилизировать, за что и взимается плата, не принимается судом в качестве безусловного основания для взыскания платы, поскольку как указывалось ранее законодатель привязывает факт оплаты услуг к факту фактического оказания услуг надлежащего качества, однако при рассмотрении дела таких доказательств не представлено. Кроме того, как пояснил ответчик, он и соседние дома мусор сжигают, а часть выкидывают в речку; нарушение данных требований при наличии состава правонарушения влечет административную или иную ответственность и подлежит рассмотрению компетентными органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Частью 1 статьи 330 ГПК установлены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Поскольку выводов суда первой инстанции не соответствуют, изложенным в решении суда обстоятельствам дела, решение мирового судьи подлежит отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статье 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

ходатайство АО «Крайжилкомресурс» о приобщении дополнительных документов оставить без удовлетворения.

    Решение мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев.

Судья Туапсинского районного суда                        В.Ю. Курбаков

11-14/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
АО "Крайжилкомресурс в лице филиала "Туапсинский"
Ответчики
Кашаев Юрий Алексеевич
Другие
Администрация Небугского сельского поселения
Суд
Туапсинский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
tuapse.krd.sudrf.ru
27.03.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
27.03.2023Передача материалов дела судье
28.03.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
18.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Судебное заседание
19.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2023Дело оформлено
14.06.2023Дело отправлено мировому судье
19.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее