Решение по делу № 33-1816/2024 от 15.05.2024

    УИД 14RS0014-01-2024-000115-51

    Дело №2-221/2024                                                                           №33-1816/2024

    Судья Попова Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                                                             13 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего     Топорковой С.А.,

судей                 Протодьяконова В.С., Холмогорова И.К.,

при секретаре             Алексеевой М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зыскиной Е.В. к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница» о признании права на специальную социальную выплату

по апелляционной жалобе главного врача государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница» Куц С.В. на решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2024 года.

Заслушав доклад судьи Холмогорова И.К., изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Зыскина Е.В. обратилась в суд к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница» (далее – ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ») с иском о признании права на специальную социальную выплату, указывая на то, что истец работала в противотуберкулезном диспансере ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» в должности участкового врача-фтизиатра с 26 января 2012 года, в должности заведующего диспансером врача-фтизиатра с 04 декабря 2023 года по настоящее время. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568) установлена специальная социальная выплата для врачей центральных районных больниц, которая производится Социальным фондом России по реестрам работников, составляемым медицинскими организациями. Зыскиной Е.В. данная специальная социальная выплата не производится в связи с тем, что ответчиком не внесены сведения о ней в реестр работников для специальной страховой выплаты. Ответчик обосновывает свой отказ тем, что работники противотуберкулезного диспансера не оказывают медицинскую помощь, входящую в базовую и территориальную программу обязательного медицинского страхования. Истец считает, что имеет право на специальную социальную выплату, предусмотренную подпунктом «а» пункта 3 указанного постановления, поскольку в соответствии с пунктом 5.1.114 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденных Приказ Минздрава России от 02 марта 2023 года №205н, врач-фтизиатр участковый относится к врачам специалистам, а в соответствии с пунктом 3.2 указанной Номенклатуры заведующий диспансером врач-фтизиатр относится к должностям руководителей структурных подразделений медицинских организаций, а ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» относится к медицинским организациям, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования. Зыскина Е.В. просит признать ее право на вышеуказанную специальную социальную выплату, на ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» возложить обязанность включить данные об истце в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, и направить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) для осуществления выплат с 01 января 2023 года.

Определением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 19 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены – Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия).

Решением Ленского районного Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2024 года исковые требования Зыскиной Е.В. удовлетворены. Судом постановлено признать за Зыскиной Е.В. право на получение специальной социальной выплаты медицинским работникам, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568. Возложить на ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» обязанность включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, Зыскину Е.В. с 01 января 2023 года, с учетом суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) для осуществления выплат. Взыскать с ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» в доход муниципального образования «Ленский район» Республики Саха (Якутия) государственную пошлину в размере 300 рублей.

Не согласившись с решением суда, представитель ответчика обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» является государственным учреждением и финансируется из различных уровней бюджета, в том числе из средств обязательного медицинского страхования. Согласно пункту 1 части 6 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в следующих случаях инфекционных и паразитарных болезней, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита. Зыскина Е.В. является медицинским работником противотуберкулезного диспансера ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ», ее трудовая функция связана с профилактикой и лечением туберкулеза, то есть истец в силу занимаемой должности не участвует в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программа обязательного медицинского страхования. В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программа обязательного медицинского страхования. Ключевым моментом данного пункта является то, что данная выплата полагается только медицинским работникам, участвующим в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программа обязательного медицинского страхования, имеющим высшее (немедицинское) образование. Аналогичные нормы содержатся в разъяснении по применению постановления, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года №99н. Учитывая изложенное, истец Зыскина Е.В. не обладает обязательными признаками получателя указанных специальных социальных выплат, поскольку не является медицинским работником, участвующим в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программа обязательного медицинского страхования, и имеет высшее медицинское образование, тогда как данная выплата предусматривает наличие высшего немедицинского образования. Правильность данного утверждения также подтверждается постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года №343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Подпунктами «а», «б» пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации рекомендовано установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), а также для медицинских работников отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи взрослым и отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи детям; установить критерии выполнения трудовой функции медицинскими работниками, которым предоставляется специальная социальная выплата. Исходя из вышеизложенного, вывод суда о том, что все медицинские работники государственных учреждений имеют право на получение специальной социальной выплате, поскольку каждое государственное медицинское учреждение реализует базовую и территориальную программы обязательного медицинского страхования, является ошибочным суждением, а решение суда об удовлетворении исковых требований Зыскиной Е.В. незаконно.

Истец, ответчик и третьи лица о месте и времени судебного заседания надлежаще извещены, о причинах неявки в суд апелляционной инстанции не сообщили, представитель ответчика по доверенности Мыреев А.С. просил рассмотреть дело в их отсутствие.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела своевременно размещена в порядке, установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.

Частью 2 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» утверждены Правила осуществления Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации специальной социальной выплаты отдельным категориям медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования (далее - Правила осуществления выплат СФР РФ ССВ).

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 №2568 с 01 января 2023 года установлена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области: а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц; б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию); в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 №2568 максимальный месячный размер специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику составляет: а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением медицинских работников, указанных в подпунктах «б» - «г» пункта 2 настоящего постановления, - 18500 рублей; б) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «б» пункта 2 настоящего постановления, за исключением медицинских работников, указанных в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, - 14500 рублей; в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, указанные в подпункте «в» пункта 2 настоящего постановления, - 11500 рублей.

Подпунктом «а» пункта 14 вышеуказанного постановления рекомендовано высшим исполнительным органам субъектов Российской Федерации установить за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации специальные социальные выплаты для медицинских работников, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2023 года №1336 внесены изменения, вступившие в силу со дня официального опубликования 18 августа 2023 года, распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 01 июля 2023 года, в пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, в частности, подпункты «а» - «в» изложены в следующей редакции:

а) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием центральных районных, районных и участковых больниц;

б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);

в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» - «б» настоящего пункта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года №343 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» абзац 1 пункта 2 постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 изложен в следующей редакции: «Установить с 1 января 2023 года специальную социальную выплату следующим категориям медицинских работников, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» и распространяется на правоотношения, возникшие с 01 марта 2024 года.

Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах осуществления выплат СФР РФ ССВ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, а также в Разъяснениях по применению названного Постановления, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года №99н.

В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления выплат СФР РФ ССВ для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Социального фонда России по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Согласно пункту 3 Разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года № 99н, должности медицинских работников, а также должности руководителей медицинских организаций и их заместителей определены в номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

В соответствии с Номенклатурой №1183н должность врач-фтизиатр и врач-фтизиатр участковый относятся к должностям специалистов с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врачи) (пункт1.2); заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист относится к должностям руководителей (пункт 1.1).

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года №1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» утратил силу с 01 сентября 2023 года в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02 марта 2023 года №205н, утвердившего новую номенклатуру.

Согласно новой Номенклатуре №205н к должностям специалистов с высшим медицинским образованием (врачи) относится врач-фтизиатр участковый (пункт 5.1.114); заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации - врач-специалист, специалист (пункт3.2).

На основании пункта 4 разъяснений по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 марта 2023 года №99н, при осуществлении специальной социальной выплаты, в том числе, учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:

указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 постановления №2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;

указанным в подпунктах «б»,«е» и «и» пункта 2 постановления №2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);

указанным в подпунктах «б» и «е» пункта 2 постановления №2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Зыскина Е.В. на основании трудового договора от 26 января 2012 года № ... работала в ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» врачом-фтизиатром участковым противотуберкулезного диспансера города Ленска.

С 04 декабря 2023 года Зыскина Е.В. на основании трудового договора № ... работает в ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» заведующей диспансером – врачом-фтизиатром противотуберкулезного диспансера города Ленска.

Согласно справке ГБУ РС (Я) «Ленской ЦРБ» от 08 февраля 2024 года Зыскина Е.В. работает в должности заведующего диспансером – врача-фтизиатра противотуберкулезного диспансера с 04 декабря 2023 года по настоящее время. В период с 05 февраля 1996 года по 31 октября 2023 года работала в должности заведующего диспансером – врача-фтизиатра противотуберкулезного диспансера (была уволена по инициативе работника в связи с выходом на пенсию).

Приказом ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» от 22 января 2023 года № ... установлены специальные социальные выплаты с 01 января 2023 года отдельным категориям медицинских работников, Зыскина Е.В. в реестр работником, которым полагается специальная социальная выплата не включена, социальную выплату не получает, что не оспаривается ответчиком и подтверждается отзывом Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).

Согласно пункту 1.12 Устава ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» от 2020 года противотуберкулёзный диспансер является обособленным подразделением учреждения.

В соответствии с разделом 2 Устава учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности:

а) доврачебная медицинская помощь: амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь; первичная медико-санитарная помощь; медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов; специализированная медицинская помощь;

б) стационарная медицинская помощь: первичная медико-санитарная помощь; медицинская помощь женщинам в период беременности, во время и после родов; специализированная медицинская помощь;

в) скорая и скорая специализированная (санитарно-авиационная) медицинская помощь.

Из выписки из реестра лицензий по состоянию на 11 мая 2023 года следует, что ГБУ РС (Я) «Ленская ЦРБ» осуществляет медицинскую деятельность, в том числе лицензируемую деятельность при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по фтизиатрии.

Согласно штатному расписанию заработная плата персонала противотуберкулезного диспансера на 14 коек суточного пребывания, 10 коек дневного стационара, 30 посещений финансируется из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) (л.д.70 т.1).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Зыскина Е.В. оказывает специализированную медицинскую помощь, в стационарных условиях и в условиях дневного стационара. При этом такое условие как оказание медицинским работниками медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования введено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2024 года № 343, подлежащим применению к правоотношениям, возникшим с 01 марта 2024 года, что не исключает производство соответствующих специальных социальных выплат до внесения указанных изменений.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и обстоятельствам дела.

Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно части 2 статьи 32 и частям 1 - 4 статьи 33 указанного Федерального закона к видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.

В силу части 3 статьи 32 Федерального закона №323-ФЗ медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);

2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;

3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);

4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (пункт 5 статьи 33 Федерального закона №323-ФЗ).

В соответствии с части 6 статьи 33 Федерального закона №323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.

В части 1 и части 2 статьи 34 Федерального закона №323-ФЗ установлено, что специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара.

В соответствии с пунктом 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н (далее - Положения N 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями №1 - 27 к названному Положению, при этом согласно пункту 9 Положения N 543н в зависимости от численности прикрепленного населения в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать следующие отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты): до 30 тыс. человек - кабинеты кардиологический, урологический, оториноларингологический, офтальмологический, фтизиатрический, кабинет врача-эндокринолога, кабинет врача-хирурга, кабинет врача-невролога, кабинет травматологии и ортопедии, кабинет неотложной травматологии и ортопедии, отделение (кабинет) инфекционных заболеваний, отделение (кабинет) медицинской профилактики для взрослых, клинико-диагностическая лаборатория, биохимическая лаборатория, отделение (кабинет) функциональной диагностики, отделение (кабинет) ультразвуковой диагностики, отделение рентгенодиагностики, которое может включать рентгеновский кабинет, рентгеновский кабинет для рентгенографии легких (флюорографии), кабинет рентгеновский маммографический.

Подпунктом «а» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, как в редакции от 31 декабря 2022 года, так и в действующей редакции, установлено, что специальная социальная выплата медицинским работникам, указанным в пункте 2 настоящего постановления и занимающим штатные должности по состоянию на 01 января 2023 года, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени, а также впервые пришедшим в 2023 году и последующих годах на вакантные должности в медицинские организации, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Исходя из вышеуказанной нормы права, осуществление специальной социальной выплаты медицинским работникам, указанным в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.

Из материалов дела следует, что в период с 05 февраля 1996 года по 31 октября 2023 года, с 04 декабря 2023 года по настоящее время Зыскина Е.В. работает в должности заведующего диспансером – врача-фтизиатра противотуберкулезного диспансера, финансируемой за счет государственного бюджета, и не относится к какой-либо категории врачей и медицинских работников, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года №2568.

С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) находит, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для исхода дела, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Зыскиной Е.В. в полном объеме.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 21 марта 2024 года по иску Зыскиной Е.В. к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница» о признании права на специальную социальную выплату отменить и вынести новое решение.

В удовлетворении исковых требований Зыскиной Е.В. к государственному бюджетному учреждению Республики Саха (Якутия) «Ленская центральная районная больница» о признании права на специальную социальную выплату отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Определение изготовлено 18 июня 2024 года.

33-1816/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Зыскина Елена Владимировна
Ответчики
Государственное бюджетное учреждение Республики Саха (Якутия) Ленская центральная районная больница
Другие
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РС (Я); Министерство здравоохранения РС (Я).
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РС (Я)
Министерство здравоохранения РС (Я)
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
15.05.2024Передача дела судье
13.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2024Передано в экспедицию
13.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее