Решение по делу № 2а-524/2019 от 20.06.2019

Административное дело № 2а-524/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Шира                              28 августа 2019 года

Ширинский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю.,

при секретаре судебного заседания Капчигашевой В.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Хакасия к Ермилову Н.А. о взыскании задолженности по налогам и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России по Республике Хакасия (далее по тексту МИФНС № 3 по Республике Хакасия) обратилась в суд к Ермилову Н.А. с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по налогам и пени. Требования мотивированы тем, что Ермилов Н.А. является плательщиком земельного налога. Об обязанности оплатить налог административный ответчик был уведомления посредством уведомления в личном кабинете. По истечении срока по уплате налогов Ермилову Н.А. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 17 декабря 2018 года . Недоимка по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельными участками, расположенными в границах сельских поселений за 2017 год составила 58 070 рублей. Общая сумма задолженности составила 58 070 рублей. На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Ермилова Н.А. недоимки по земельному налогу за 2017 года в сумме 58 070 рублей.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 3 по Республике Хакасия не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, в административном исковом заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

12 августа 2019 года от административного истца в суд поступили письменные пояснения, согласно которым сторона административного истца уточняет, что сумма 58 070 рублей является недоплаченной суммой земельного налога за 2017 год . В расчет земельного налога взята кадастровая стоимость земельных участков с учетом их изменения, она составила – 173 857 рублей. Ермилов Н.А. произвел частичную оплату – 115 787 рублей. Таким образом, с административного ответчика в пользу МИФНС № 3 по Республике Хакасия подлежат взысканию недоимки по земельному налогу за 2017 года в сумме 58 070 рублей.

Административный ответчик Ермилов Н.А. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении, о рассмотрении дела по существу в его отсутствие в суд не направил, возражал против удовлетворения заявленных требований, указывая, что инспекцией при расчете налога неверно применена кадастровая стоимость, что, по мнению ответчика, привело к неверному определению сумм земельного налога. В обоснование своей позиции ответчик указал, что исходя из постановления главы администрации сельсовета изменен вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: Х, с категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с «для ведения дачного хозяйства» на «для сельскохозяйственного использования», кроме того, согласно данных изменений также была изменена кадастровая стоимость объекта недвижимости с 57 608 234 рублей 9 копеек на 888 638 рублей 48 копеек. Отмечает, что из расчета, представленного административным истцом, следует, что произведена выплата налога (с учетом изменения кадастровой стоимости) в установленный законом сроком.

Руководствуясь ст. 289 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и размера взыскиваемой денежной суммы.

Статьей 57 Конституции Российской Федерации установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу частей 2, 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Согласно ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Исходя из положений ст. 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного ее исполнения в порядке, предусмотренном ст.ст.45, 70 и 48 НК РФ.

Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в частности, жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства иные здания, строения, сооружения, помещения (ст.401 НК РФ). Кроме того, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 402 НК РФ.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (п. 2 ч. 1 ст. 402 НК РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 НК РФ).

В соответствии со ст. 405 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Исходя из ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений п. 5 настоящей статьи.

Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ч. 1 ст. 408 НК РФ).

Согласно ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

На основании подпункта 33 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации земельный налог является местным налогом (ст. 15 НК РФ), устанавливается данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт – Петербурга и Севастополя) (п. 1 ст.387 НК РФ); устанавливая налог, эти органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных данным Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Из ст. 362 НК РФ следует, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения; в свою очередь, кадастровая стоимость определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ); налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п.п. 1 и 4 ст. 391 НК РФ), налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393 НК РФ); сумма земельного налога, подлежащая уплате налогоплательщиком в бюджет, исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что налоговая база, в том числе на основе которой формируется итоговый размер налогового обязательства налогоплательщика по земельному налогу, тесно связана с такими элементами налогообложения, как налоговый период и налоговая ставка.

Согласно абзацу 1 п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В целях обеспечения учета интересов всех участников рассматриваемых правоотношений федеральными законами от 4 октября 2014 года № 284 – ФЗ и от 30 ноября 2016 года № 401 – ФЗ в ст. 391 НК РФ были внесены изменения, согласно которым изменение кадастровой стоимости действует на будущее время, то есть не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев когда имеет место исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка, а также когда его кадастровая стоимость была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что изменение кадастровой стоимости земельных участков, произошедшее в текущем налоговом периоде в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, может быть учтено только со следующего налогового периода по земельному налогу. Это относится ко всем случаям изменения вида разрешенного использования земельного участка, произошедшего в течение налогового периода, независимо от того, привели данные изменения к улучшению или ухудшению положения налогоплательщика, что свидетельствует о соблюдении законодателем принципа равенства и определенности налоговой нормы.

Ставка по земельному налогу устанавливается исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, учтенных при определении кадастровой стоимости (п. 2 ст. 394 НК РФ).

Исходя из п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать размеров, предусмотренных указанной нормой.

Срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков – физических лиц установлен ст. 397 НК РФ, то есть на основании налогового уведомления.

В соответствии с п. 4 ст. 391 НК РФ для налогоплательщиков – физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Вместе с тем согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщить сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что при исчислении земельного налога за конкретный налоговый период применяется налоговая ставка с учетом кадастровой стоимости земельного участка исходя из категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка, установленных на 1 января налогового периода. При этом положение ст. 391 НК РФ, устанавливающее общий порядок определения налоговой базы по земельному налогу, не регламентирует вопросы, связанные с применение такого элемента налогообложения, как налоговая ставка, в том числе при изменении вида разрешенного использования земельного участка, а потому названное законоположение не нарушает конституционные права административного ответчика в указанном им аспекте.

В соответствии с п. 2 пп. 2.1. решения Совета депутатов сельсовета «Об установлении земельного налога на территории сельсовета» установлен и введен в действие с 1 января 2017 года на территории сельсовета земельный налог в размере 0, 3 процента в отношении земельных участков.

В силу ч. 11 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде.

Как следует из материалов дела, административному ответчику в отчетном периоде (2017 год) принадлежало на праве собственности имущество в виде земельных участков, что следует из налоговых уведомлений, расчета налога и не оспаривалось стороной административного ответчика.

Из представленных суду материалов дела следует, что налоговым органом по адресу ответчика направлялось налоговое уведомление от 23 августа 2018 года, устанавливающее срок оплаты налога на имущество за 2017 год.

Поскольку обязанность по уплате налога на имущество в установленные законом сроки не была исполнена, налоговым органом на основании ст.ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика заказным письмом направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 17 декабря 2018 года. Списками внутренних почтовых отправлений подтверждается факт отправки требований в адрес Ермилова Н.А.

На основании вышеприведенных норм права МИФНС № 3 по Республике Хакасия произведен расчет земельного налога по земельным участкам Ермилову Н.А.

2017 год кадастровый номер земельного участка 19:11:140405:48

57 608 234 (налоговая база) * 0, 3 % (налоговая ставка) = 172 825 рублей

Таким образом, сумма земельного налога за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером 19:11:140405:48 составила 172 825 рублей.

2017 год кадастровый номер участка 19:11:140402:226

274 (налоговая база) * 0, 3 % (налоговая ставка) = 823 рубля

Таким образом, сумма земельного налога за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером 19:11:140402:226 составила 823 рубля.

2017 год кадастровый номер участка 19:11:140401:3

69 806 (налоговая база) * 0, 3 % (налоговая ставка) = 209 рублей

Таким образом, сумма земельного налога за 2017 год по земельному участку с кадастровым номером 19:11:140401:3 составила 209 рублей.

Итого по ОКТМО 95635455 налогоплательщику Ермилову Н.А. начислено:

172 825 рублей + 823 рубля + 209 рублей = 173 857 рублей

Таким образом, сумма земельного налога по ОКТМО 95635455 составила 173 857 рублей.

Расчет земельного налога произведен налоговым органом на основании кадастровой стоимости, представленной регистрирующими органами в порядке п. 4 ст.85 НК РФ, суд находит его арифметически верным.

Из представленных суду документов следует, что ответчиком произведена оплата налога п/п № б/н от 13 февраля 2019 года на сумму 117 960 рублей. Из указанной суммы произведено погашение задолженности за 2014 год в сумме 2 173 рубля.

Принимая во внимание, что задолженность в полном объеме по земельному налогу в установленные законом сроки административным ответчиком оплачена не была, суд признает требования административного истца в части взыскания с административного ответчика недоимки по земельному налогу обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины, от которых при подаче иска административный истец освобожден, подлежат взысканию с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям (аналогичное положение закреплено в п. 8 ч. 1 ст.333.20 НК РФ). В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, государственная пошлина уплачивается в размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащих оценке, при цене иска от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей.

Таким образом, с административного ответчика Ермилова Н.А. подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 1 942 рублей 10 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Хакасия к Ермилову Н.А. о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить.

Взыскать с Ермилова Н.А., проживающего по адресу: Х, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия недоимки по земельному налогу за 2017 года в сумме 58 070 (пятидесяти восьми тысяч семидесяти) рублей.

Взыскать с Ермилова Н.А., проживающего по адресу: Х, в доход государства государственную пошлину в размере 1 942 (одной тысячи девятисот сорока двух) рублей 10 копеек.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                             Журавлева Н.Ю.

Справка: мотивированное решение изготовлено и подписано 2 сентября 2019 года.

Судья                                          Журавлева Н.Ю.

2а-524/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Межрайонная ИФНС России №3 по РХ
Ответчики
Ермилов Николай Александрович
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Дело на странице суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
28.03.2020Регистрация административного искового заявления
28.03.2020Передача материалов судье
28.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2020Подготовка дела (собеседование)
28.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Судебное заседание
28.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.12.2019Дело оформлено
28.12.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее