Судья Ордина О.А. Дело № 2-95/2024
УИД 35RS0021-01-2024-000174-45
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 октября 2024 года № 33-5485/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Образцова О.В., Вахониной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Соболевой Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» на решение Тарногского районного суда Вологодской области от 22.07.2024 по иску Управления Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога», администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., судебная коллегия
установила:
Управление Роспотребнадзора по Вологодской области в лице территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах обратился в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» (далее ООО «Водоканал-Тарнога», общество), администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений.
В обоснование иска истец указал, что ООО «Водоканал-Тарнога» является эксплуатирующей организацией, оказывающей населению услуги по водоснабжению. В ходе согласования реестра источников централизованного водоснабжения установлено, что не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты зон санитарной охраны для артезианских скважин (подземных источников): артезианские скважины №... с. Тарногский Городок, №... д. Конец, №... д. Манюковская, №... д. Александровская, №... д. Никоновская, №... д. Корчажинская, №... д. Погоняевская, эксплуатацию которых осуществляет ООО «Водоканал-Тарнога». Обязанность по разработке проектов зон охраны источников питьевого и хозяйственно-питьевого назначения возложена на органы местного самоуправления в соответствии со статьями 27, 55 Водного кодекса РФ и статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В обоснование своей позиции истец ссылается на положения СанПиН 2.1.4.1110-2, ст.ст. 1, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, п.п. 14 п. 5 ст. 27 Земельного Кодекса Российской Федерации, ст. 55 ВК РФ, в качестве основания для обращения в суд с настоящим иском приводит положения п.п. 2 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, ст. 46 ГПК РФ
Истец просил признать бездействие ООО «Водоканал-Тарнога», администрации Тарногского муниципального округа в части неисполнения требований санитарного законодательства, незаконным, обязать ответчиков разработать и согласовать в установленном порядке проект установления границ зон санитарной охраны водоисточников для артезианских скважин (подземных источников) артезианская скважина без номера д. Слуда, скважина №... д. Пятовская, заборный колодец д. Окатовская Тарногского округа в соответствии с п. 1.6, 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-2 в срок до 01.03.2025.
Определением Тарногского районного суда Вологодской области от 04.07.2024, занесенным в протокол судебного заседания, в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации Тарногского муниципального округа.
Решением Тарногского районного суда Вологодской области от 22.07.2024 исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Тотемском, Бабушкинском, Нюксенском, Тарногском районах к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» (ОГРН №..., ИНН №...), администрации Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН №..., ИНН №...) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности совершить действия по устранению выявленных нарушений удовлетворены.
На ООО «Водоканал-Тарнога» (ОГРН №..., ИНН №...), администрацию Тарногского муниципального округа Вологодской области (ОГРН №..., ИНН №...) возложена обязанность в срок в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:
- разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников водоснабжения: артезианские скважины №... с. Тарногский Городок, №... д. Конец, №... д. Манюковская, №... д. Александровская, №... д. Никоновская, №... д. Корчажинская, №... д. Погоняевская в соответствии ст. ст. 11, 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В апелляционной жалобе ООО «Водоканал-Тарнога» просит отменить решение суда в части возложения на общество обязанности разработать и согласовать в установленном порядке проект зон санитарной охраны источников водоснабжения. В обоснование указывает, что не является собственником артезианских скважин. Указанные скважины переданы ООО «Водоканал-Тарнога» в соответствии с концессионным соглашением от 17.12.2018, согласно которому у общества отсутствует обязанность по разработке проекта зон санитарной охраны артезианских скважин. Реконструкция объекта концессионного соглашения не подразумевает разработку проектов зон санитарной охраны артезианских скважин. Правообладателем артезианских скважин является Тарногский муниципальный округ Вологодской области, который в силу положений статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, самостоятельно принимает решения о подготовке документации по планировке территории.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего гражданского законодательства.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно статье 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Пункты 1, 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривают, что водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты.
Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 № 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02», в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.
Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
В соответствии с пунктом 1.5. СанПиН 2.14.1110-02 ЗСО организуются в составе трех поясов; первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Согласно пунктам 1.6, 1.7 СанПиН 2.1.4.1110-02 организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.
Определение границ ЗСО и разработка комплекса необходимых организационных, технических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий находятся в зависимости от вида источников водоснабжения (подземных или поверхностных), проектируемых или используемых для питьевого водоснабжения, от степени их естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения.
В соответствии с п. 1.11, 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно-питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.12.2018 между муниципальным образование «Тарногский муниципальный район» (концедент), ООО «Водоканал-Тарнога» (концессионер) и Вологодской областью (субъект) заключено концессионное соглашение в отношении комплекса имущества для оказания услуг по водоснабжению на территории Тарногского сельского поселения Тарногского района Вологодской области, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в разделе 1 соглашения, подлежащие реконструкции (деятельность по оказанию услуг холодного водоснабжения потребителям с использованием объектов соглашения).
При исполнении соглашения концессионер обязан: осуществить в установленные сроки реконструкцию объекта соглашения; использовать (эксплуатировать) объект соглашения и иное имущество в целях и в порядке, которые установлены соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статье 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ; обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением; заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении соглашения, также оплачивать указанные энергетические ресурсы; достигнуть плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности, указанных в приложении 3; содержать объект соглашения в порядке, предусмотренном техническими, санитарными, противопожарными, экологическими и иными обязательными правилами и нормами; обеспечивать сохранность вверенного по соглашению имущества, его антитеррористическую и антивандальную защищенность; поддерживать объект соглашения и иное имущество в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание данного объекта (пункт 3.4).
Согласно пункту 5.1 Соглашения концессионер обязан за счет собственных средств реконструировать объекты имущества в составе объекта соглашения, технико-экономические показатели которого установлены в приложении 1 в сроки, указанные в пункте 10.2 соглашения. К реконструкции объекта соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению его частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения.
Концессионер обязуется за свой счет осуществить действия по подготовке территории, необходимой для реконструкции объектов имущества в составе объекта соглашения и осуществления деятельности, предусмотренной в разделе 1 соглашения (пункт 5.7).
В соответствии с пунктом 10.1 соглашения, оно вступает в силу с 17.12.2018 и действует по 31.12.2028.
Перечень и описание объектов, входящих в состав объекта соглашения, приведены в приложении №... к соглашению, в число, которых, в том числе входят подземные источник (артезианские скважины, водозаборные сооружения) - артезианские скважины №... с. Тарногский Городок, №... д. Конец, №... д. Манюковская, №... д. Александровская, №... д. Никоновская, №... д. Корчажинская, №... д. Погоняевская.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, в настоящее время собственником указанных объектов водоснабжения и водоотведения является Тарногский муниципальный округ Вологодской области.
Установлено, что проекты зон санитарной охраны для водоисточников: артезианских скважин №... с. Тарногский Городок, №... д. Конец, №... д. Манюковская, №... д. Александровская, №... д. Никоновская, №... д. Корчажинская, №... д. Погоняевская не разработаны и не согласованы в установленном порядке проекты зон санитарной охраны, что не оспаривается сторонами и подтверждается реестром источником централизованного водоснабжения Тарногского муниципального округа на 24.05.2024.
Руководствуясь вышеуказанными нормами права и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что на ООО «Водоканал-Тарнога», администрацию Тарногского муниципального района подлежат возложению обязанности по разработке и согласованию в установленном порядке проекта зон санитарной охраны источников водоснабжения: артезианские скважины №... с. Тарногский Городок, №... д. Конец, №... д. Манюковская, №... д. Александровская, №... д. Никоновская, №... д. Корчажинская, №... д. Погоняевская в соответствии со статьями 11, 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
При этом, возлагая вышеуказанные обязанности на ООО «Водоканал-Тарнога», суд верно исходил из того, что выполнение указанных мероприятий в соответствии с положениями статьей 11, 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1, 4, 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-2 возлагается на лицо, осуществляющее эксплуатацию источника водоснабжения и водопроводных сетей, которое обязано соблюдать и выполнять требования санитарно-эпидемиологического законодательства по обеспечению потребителей питьевой водой.
Судебная коллегия полагает данные выводы правильными, поскольку ООО «Водоканал-Тарнога» в настоящее эксплуатирует артезианскую скважину и водопроводные сети, расположенные на территории Тарногского района Вологодской области, является гарантирующим поставщиком услуг по холодному водоснабжению, а также является концессионером по соглашению от 17.12.2018, которое не расторгнуто и недействительным либо незаключенным не признано, и по условиям которого на него возложены обязанности по реконструкции (модернизации) переданного имущества, содержании объект соглашения в порядке, предусмотренном санитарными, правилами, осуществлении деятельность по водоснабжению потребителей.
Оснований для возложения указанных судом обязанностей единолично на администрацию Тарногского муниципального района, исходя из доводов апелляционной жалобы и установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия не усматривает.
Содержащиеся в апелляционной жалобе ссылки на нормы законодательства о том, что к полномочиям администрации относятся вопросы водоснабжения населения, не противоречат указанным выше нормам права, в силу которых такая обязанность возлагается и на ООО «Водоканал-Тарнога», а решение об определении гарантирующего поставщика и заключение концессионного соглашения является способом его реализации.
Сроки выполнения указанных мероприятий определены судом с учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с учетом последовательности их выполнения нормативных сроков разработки и принятия требуемых документов.
Тот факт, что условия концессионного соглашения не предусматривают обязанности по выполнению действий, возложенных судом, отсутствуют какие-либо договорные отношения с собственником имущества, не может являться основанием к освобождению ООО «Водоканал-Тарнога» от выполнения возложенных обязательств в связи с осуществлением юридическим лицом непосредственной деятельности по эксплуатации артезианской скважины и водопроводных сетей как исполнителя соответствующих услуг.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют возражения ООО «Водоканал-Тарнога» по предъявленному иску, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене решения суда, а также фактов, не проверенных и не учтенных судом при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение, а потому не влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
С учетом приведенных обстоятельств и доводов апелляционной жалобы постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тарногского районного суда Вологодской области от 22.07.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-Тарнога» – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В. Белозерова
Судьи: О.В. Образцов
А.М. Вахонина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.11.2024.