Решение по делу № 2-482/2024 (2-2951/2023;) от 22.12.2023

Дело № 2-482/2024                                    

УИД 33RS0003-01-2023-003501-73

                                     

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 мая 2024 года

Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:

председательствующего судьи                      Пруцковой Е.А.,

при секретаре Захаровой В.В.,

с участием

истца Ефремовой Г.Н.,

представителя истца Петрова А.Ю.,

представителя ответчика                  Денисовой А.Н.,

представителя ответчика Костиной Е.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску Ефремовой Галины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области о включении периодов в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» о корректировке сведений персонифицированного учета,

установил:

Ефремова Г.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области (далее ОСФР по Владимирской области) о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости и к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») о корректировке сведений персонифицированного учета и начислению и оплате страховых взносов по дополнительному тарифу.

В обоснование иска указала, что 14.03.2022 обратилась в ГУ ОПФР по Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ ОПФР по Владимирской области от 12.04.2022 № 48606 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

Не согласившись с данным решением, Ефремова Г.Н. обратилась в суд и, уточнив требования (т. 1 л.д. 88-89) просила:

- обязать ОСФР по Владимирской области включить в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды работы с 01.04.1991 по 18.10.2001 и с 16.12.2002 по 31.07.2016 в должности электрослесаря, занятого на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (паротурбинного) оборудования, оборудования пылеприготовления и обеспечивающего его работу средств измерений и автоматики в цехе тепловой автоматики и измерений во Владимирской ТЭЦ (в настоящее время - ПАО «Т Плюс» филиал «Владимирский»);

- признать за ней право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 14.03.2022;

- обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в связи с тяжелыми условиями труда с 14.03.2022;

- обязать ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета на истца, указав в графе «особые условия труда» код 2140000а-18455, за спорные периоды;

- обязать ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» определить базу для начисления, начислить и оплатить страховые взносы по дополнительным тарифам за период работы с 01.01.2013 по 31.07.2016.

Определением суда от 14.05.2024 принят отказ Ефремовой Г.Н. от иска к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Владимирской области в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда, периода работы с 01.01.2013 по 31.07.2016, от иска к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» в части обязания представить корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо Ефремову Галину Николаевну, указав в графе «особые условия труда» код 2140000а-18455, за периоды работы с 01.01.2013 по 31.07.2016, определить базу для начисления, начислить и оплатить страховые взносы по дополнительным тарифам за период работы с 01.01.2013 по 31.07.2016.

Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании истец Ефремова Г.Н. и ее представитель Петров А.Ю., действующий на основании устного ходатайства, поддержала заявленные требования в оставшейся части.

Представитель ответчика ОСФР по Владимирской области Денисова А.Н., действующая на основании доверенности (т. 2 л.д. 30), возражала против удовлетворения требований по основаниям, приведенным в решении об отказе в назначении пенсии (т. 1 л.д. 18-20).

Представитель ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» Костина Е.Ф., действующая на основании доверенности от 14.12.2022 (т. 1 л.д. 67-69), возражала против удовлетворения требований, указав, что должность истца не поименована в Перечнях рабочих мест с правом на льготное пенсионное обеспечение, согласованных с государственной экспертизой условий труда за 1998 и 2000 годы, в которых предусмотрены только электрослесари, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики. В картах аттестации рабочего места за 2008, 2010, 2014 г.г. право на льготное пенсионное обеспечение не установлено.

Кроме того, сведения о дате и времени судебного заседания были своевременно размещены на сайте суда (т. 2 л.д. 29).

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия досрочного назначения страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. В соответствии с данной правовой нормой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме Закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, и могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.ч. 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:

Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее – Список от 26.01.1991 № 10);

Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" (далее – Список от 22.08.1956 № 1173), - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Согласно п. 3 названного выше Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В силу пункта 4 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 5 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем, понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью основных трудовых функций.

Аналогичные положения содержались в п. 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 5, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29 и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 г. № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 г. № 235

Однако указанные положения Правил и разъяснений были утверждены после 01 января 1992 г., в связи с чем, данные требования могут быть предъявлены при оценке требования застрахованных лиц о включении в специальный стаж периодов работы только после 1 января 1992 г.

Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости после 1 января 1992 г., засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10, в том числе с учетом требований о занятости на льготной работе в течение полного рабочего дня, а периоды работы до 1 января 1992 г. могут также засчитываться в специальный стаж по Списку № 2 без предъявления требований о занятости на тяжелых работах в течение полного рабочего времени.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, установлено, что в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Позицией 2140000а-18455 раздела «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 1991г. предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для электрослесарей всех наименований, занятых на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

Судом установлено, что 14.03.2022 Ефремова Г.Н., ...... года рождения, обратилась в ГУ ОПФР по Владимирской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (т. 1 л.д. 70).

Решением ГУ ОПФР по Владимирской области от 12.04.2022 № 48606 в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение (т. 1 л.д. 18-20).

Разрешая требования истца о включении в специальный стаж заявленных периодов, суд исходит из следующего.

Согласно записям в трудовой книжке истца (т.1 л.д. 105-108) Ефремова (Герасимова) Г.Н. в спорный период:

- 01.04.1991 принята в цех тепловой автоматики и средств измерений электрослесарем 3 разряда по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции во Владимирскую ТЭЦ;

- 01.06.1995 присвоен 4 разряд электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений;

- 05.11.2013 переведена электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 7 разряда цеха тепловой автоматики и средств измерений;

- 01.08.2016 переведена в электрический цех электрослесарем по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции 7 разряда.

Сведения о периодах работы подтверждаются также копиями кадровых приказов и карточки формы Т-2 (т. 1 л.д. 32-36, 72, 103-104).

В период с 06.07.1995 по 15.01.1997 истец находилась в отпуске по уходу за ребенком.

В спорные периоды работы истца Владимирская ТЭЦ переименовывалась и реорганизовывалась в филиал «Владимирская теплоэлектроцентраль ОАО «Владэнерго», ОАО «Владимирская генерирующая компания», Владимирский филиал ОАО «ТГК № 6», филиал «Владимирский» ОАО «Т Плюс» (ПАО «Т Плюс»).

Ефремова Г.Н. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 17.02.1999, однако сведения персонифицированного учета в отношении истца представлены работодателем без указания кода особых условий (т. 1 л.д. 77-80).

Между тем, в силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют в органы СФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

СФР осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган СФР документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии лицу.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в СФР о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых СРФ вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6).

Для подтверждения льготного трудового стажа истцу была выдана справка филиала «Владимирский» ПАО «Т Плюс» от 14.04.2022 № 50100-52-32-2022 (т. 1 л.д. 27-28).

Письмом от 29.03.2022 филиала «Владимирский» ПАО «Т Плюс» вышеуказанная справка отозвана, как выданная ошибочно (т. 1 л.д. 29).

В обоснование доводов о том, что работа истца протекала в нормальных условиях, ответчик ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» ссылается на:

- карту аттестации рабочего места по условиям труда № 82, проведенной в 2010 году, которой установлен класс опасности 3.3, однако право на льготное пенсионное обеспечение по должности истца не установлено (т. 1 л.д. 109-138);

- карту специальной оценки условий труда № 53, проведенной в 2014 году, которой установлен класс опасности 3.1, однако право на льготное пенсионное обеспечение по должности истца не установлено (т. 1 л.д. 139-141);

- перечни рабочих мест с правом на льготное пенсионное обеспечение, согласованные с государственной экспертизой условий труда за 1998 и 2000 годы, в которых предусмотрены только электрослесари, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (т. 1 л.д. 149-154).

Кроме того, представитель ПАО «Т Плюс» указывала, что в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 9, Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 16.01.1985 N 18/2-55 утверждены разделы: "Эксплуатация оборудования электростанций и сетей, обслуживание потребителей энергии", "Ремонт оборудования электростанций и сетей", в которых поименованы отдельные должности:

- электрослесари по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (§ 69);

- электрослесари по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (§ 58).

Постановлением Минтруда РФ от 12.03.1999 N 5 "Об утверждении Тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих электроэнергетики" также были предусмотрены отдельные должности:

- электрослесари по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (§ 63);

- электрослесари по ремонту и обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций (§ 55).

По мнению представителя ПАО «Т Плюс» правом на досрочное пенсионное обеспечение имеют электрослесари, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и Ефремова Г.Н. работала в должности электрослесаря, занятого только на обслуживании котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики. Ремонтом же занимались иные электрослесари.

Между тем позицией 2140000а-18455 раздела «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство» Списка № 2 1991г. предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для электрослесарей всех наименований, занятых на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

Кроме того, в соответствии с п. 15 разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29 (далее – Разъяснение № 5), установлено, что рабочие из числа ремонтного персонала (слесари, электрослесари, электромонтеры) пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда независимо от того, заняты они ремонтом или обслуживанием оборудования в конкретном производстве, если их профессии предусмотрены в Списках без уточнения характера выполняемой ими работы. Работники, занятые ремонтом и обслуживанием контрольно - измерительных приборов и автоматики, могут пользоваться правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при выполнении работ только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками.

Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что занимаемая истцом должность не относится к ремонтному персоналу.

«Ремонтный персонал», это категория работников, связанных с техническим обслуживанием, ремонтом, наладкой и испытанием оборудования.

Из должностной инструкции электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции следует, что к характеристикам производимых работ относится: эксплуатационное обслуживание и обеспечение надежной работы элементов систем контроля и управления: автоматических устройств и регуляторов, устройств дистанционного управления на электростанции, включение и отключение систем контроля и управления, выявление и устранение дефектов обслуживаемых средств контроля и управления со всем относящимися к ним элементами; частичная настройка авторегуляторов, опробование технологических защит, блокировок и сигнализации, ремонт, монтаж, регулирование, наладка, испытание и тарировка сложной аппаратуры (т. 1 л.д. 155-171).

Как следует из пояснений истец весь рабочий день (смену) занималась обходом цехов, проверяла работу автоматики и средств измерений, в случае выявления мелких не исправностей, осуществляла ремонт на месте. При этом она обслуживала все цеха, а не только топливоподачи. Должность истца относилась к ремонтному персоналу. При выявлении крупной поломки, вызывались другие электрослесари, которые осуществляли ремонт оборудования в своих мастерских.

При этом в период рабочего дня (смены) истец подвергалась воздействию вредных факторов, таких как повышенный шум, высокие температуры, постоянная вибрация и взвеси в воздухе.

Суд принимает данные пояснения истца и оценивает их в совокупности с иными представленными доказательствами.

Таким образом, трудовая функция истца была связана с техническим обслуживанием, ремонтом, наладкой и испытанием оборудования, следовательно, занимаемая Ефремовой Г.Н. относилась к ремонтному персоналу.

Что касается карт аттестации рабочего места 2010, 2014 г.г. по должности, занимаемой истцом, то в 2010 году - класс опасности 3.3 (карта № 82), в 2014 году - 3.1 (карат № 53), однако право на льготное пенсионное обеспечение по должности истца не установлено.

Между тем, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного возраста мужчинам и женщинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда определенный законом период.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" по результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Статьей 14 данного закона определена классификация условий труда.

Так условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:

1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;

2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);

3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;

4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Таким образом, в соответствии с картами аттестации рабочего места Ефремова Г.Н. работала во вредных условиях труда, однако в связи с чем в картах отсутствует указание на право на досрочное пенсионное обеспечение представитель ответчика не смог пояснить.

В ходе судебного разбирательства стороной истца было заявлено ходатайство о проведении по делу судебной государственной экспертизы условий труда (т. л.д. 3-4).

Определением суда от 13.03.2024 по делу назначено проведение судебной государственной экспертизы условий труда, которая поручена Министерству труда и занятости населения Владимирской области) (т. 2 л.д. 8-10).

Пунктом 2.3.4 «Положений о Министерстве труда и занятости населения Владимирской области», утвержденных Указ Губернатора Владимирской области от 19.12.2022 N 262 и Постановлением Правительства Владимирской области от 20.03.2023 N 153, к полномочиям указанного Министерства отнесено осуществление на территории Владимирской области в установленном порядке государственной экспертизы условий труда.

Согласно заключению от 11.04.2024 № МТЗН-03-04-011ФС класс условий труда на рабочем месте «электрослесаря по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанции», установленный по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда и специальной оценки условий труда, определен как вредный, что соответствует условию досрочного назначения страховой пенсии по старости по статье 30 Федерального закона № 400-ФЗ, что подтверждается картами №№ 82, 53 и другими документами, представленными в деле.

Ефремова Г.Н. на рабочем месте электрослесарь цеха тепловой автоматики и измерений занята выполнением работ, предусмотренных Списком № 2, в течение полного рабочего дня (100% рабочего времени) с 01.04.1991 по 18.10.2001 и с 16.12.2002 по 31.07.2016, что соответствует требованиям пунктов 5, 15 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5 и подтверждается картами №№ 82, 53.

Условия труда на рабочем месте электрослесарь цеха тепловой автоматики измерений, на котором Ефремова Г.Н. работала с 01.04.1991 по 18.10.2001 и с 16.12.2002 по 31.07.2016, соответствует государственным нормативным требованиям, установленным для лиц, пользующихся правом на досрочное пенсионное обеспечение по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Суд считает данное заключение допустимым доказательством по делу и оценивает его в совокупности с иными представленными доказательствами.

Кроме того, как было установлено в ходе судебного заседания, карты специальной оценки условий труда (аттестации), проведенные в 2010 и 2014 годах по рабочему месту истца с Департаментом по труду и занятости населения Владимирской области не согласовывались, ввиду непредставления этих карт в указанный государственный орган на согласование.     

Кроме того, суд не может не учесть того факта, что проведенной в июле 2023 года специальной оценкой условий труда по рабочему месту истца в ПАО «Т Плюс» право на досрочное пенсионное обеспечение электрослесарю по обслуживанию автоматики и средств измерений электростанций установлено, что также косвенно подтверждает выводы экспертного заключения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о доказанности факта работы истца в тяжелых условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение.     

Одним из условий включения периодов работы в специальный стаж является условие о полной занятости в период с 01.01.1992.

При этом, как следует из письма ПФ РФ от 07.05.2009 N 25-18/4444, понятие полного рабочего дня в целях досрочного пенсионного обеспечения изложено в пункте 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 N 5. Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени, с включением в него вспомогательных, подготовительных и других работ, указанных в этом пункте. При этом 80 процентов рабочего времени определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, где за 100 процентов учитывается продолжительность ежедневной работы (смены), установленной в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом, и зафиксированная в правилах внутреннего трудового распорядка или в других локальных нормативных актах организации.

Ответчиком ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» представлены сведения о занятости Ефремовой Г.Н. в спорные периоды, а также подтверждающие документы (т. 1 л.д. 97-102, 172-279).

Оценив представленные сведения, принимая во внимание позицию ОСФР по Владимирской области (т. 2 л.д. 32), суд приходит к выводу о занятости истца в тяжелых условиях не менее 80% рабочего времени в период с 01.04.1991 по 31.03.1998, с 01.05.198 по 31.01.1999, с 01.03.1999 по 31.03.2000, с 01.08.2000 по 30.09.2000, с 01.12.2000 по 28.02.2001, с 01.03.2003 по 30.06.2003, с 01.08.2003 по 28.02.2007, с 01.04.2007 по 31.12.2012.

Указанные периоды подлежат включению в специальный стаж Ефремовой Г.Н.

Учитывая выводы данного решения, специальный стаж истца составит 18 лет 10 месяцев 26 дней (т. 2 л.д. 32), что дает ей право на досрочное пенсионное обеспечение по достижении 50 лет, то есть с 12.11.2020.

Между тем, в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьями 25.1, 25.2 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым назначить истцу страховую пенсию по старости с даты обращения 14.03.2022.

Что касается требования истца к ПАО «Т Плюс» о представлении корректирующих форм сведений персонифицированного учета на истца, с проставлением кодов в графе «особые условия труда» индивидуального лицевого счета о специальном стаже истца за спорные периоды и к ОСФР о принятии и разнесении на лицевой счет указанных корректирующих форм, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», зарегистрированное (застрахованное) лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы СФР или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией, либо в суд.

При этом, суд учитывает, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗИ-НВП, содержащие информацию о кодировании того или иного периода трудовой деятельности застрахованного лица не находятся в открытом доступе для указанного застрахованного лица, тем самым лишая его возможности своевременно обратиться с соответствующими требованиями как к страхователю, так и в органы СФР. Фактически, об отсутствии каких-либо сведений в своем индивидуальном лицевом счете относительно кодировки специального стажа застрахованному лицу становится известно лишь после получения решения пенсионного органа об отказе в назначении пенсии, либо непосредственно при рассмотрении дела в суде.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователь обязан в установленный срок представлять органам СФР сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.

Принимая во внимание, что по результатам рассмотрения дела суд пришел к выводу об обоснованности исковых требований Ефремовой Г.Н. в части включения в специальный стаж периодов работы с 01.04.1991 по 31.03.1998, с 01.05.198 по 31.01.1999, с 01.03.1999 по 31.03.2000, с 01.08.2000 по 30.09.2000, с 01.12.2000 по 28.02.2001, с 01.03.2003 по 30.06.2003, с 01.08.2003 по 28.02.2007, с 01.04.2007 по 31.12.2012, а также отказ ответчика ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Владимирский» в подаче корректирующих сведений в индивидуальный лицевой счет истца за спорные периоды работы, суд полагает необходимым удовлетворить требования Ефремовой Г.Н. в указанной части и обязать ПАО «Т Плюс» представить в ОСФР по Владимирской области корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо Ефремову Г.Н. за указанные периоды.

На основании положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в вышеуказанной части, а именно в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей, в равных долях, то есть по 150 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Ефремовой Галины Николаевны (СНИЛС ......) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области (ИНН 3328101238) удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области включить в специальный стаж Ефремовой Галины Николаевны, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи тяжелыми условиями труда, периоды работы электрослесарем, занятым на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики Владимирской ТЭЦ (филиал «Владимирский» ПАО «Т Плюс») с 01.04.1991 по 31.03.1998, с 01.05.198 по 31.01.1999, с 01.03.1999 по 31.03.2000, с 01.08.2000 по 30.09.2000, с 01.12.2000 по 28.02.2001, с 01.03.2003 по 30.06.2003, с 01.08.2003 по 28.02.2007, с 01.04.2007 по 31.12.2012.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области назначить Ефремовой Галине Николаевне досрочную страховую пенсию по старости с 14 марта 2022 года.

Исковые требования Ефремовой Галины Николаевны к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» (ОГРН 1056315070305) удовлетворить частично.

Обязать Публичное акционерное общество «Т Плюс» представить в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области корректирующие формы сведений персонифицированного учета на застрахованное лицо Ефремову Галину Николаевну, указав в графе «особые условия труда» код 2140000а-18455, за периоды с 01.04.1991 по 31.03.1998, с 01.05.198 по 31.01.1999, с 01.03.1999 по 31.03.2000, с 01.08.2000 по 30.09.2000, с 01.12.2000 по 28.02.2001, с 01.03.2003 по 30.06.2003, с 01.08.2003 по 28.02.2007, с 01.04.2007 по 31.12.2012 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования Ефремовой Галины Николаевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области и к Публичному акционерному обществу «Т Плюс» оставить без удовлетворения.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Владимирской области и с Публичного акционерного общества «Т Плюс» в пользу Ефремовой Галины Николаевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в равных долях, то есть по 150 (сто пятьдесят) рублей с каждого.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.

В окончательной форме решение суда изготовлено 21.05.2024.

Председательствующий судья                  Е.А. Пруцкова

2-482/2024 (2-2951/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Ефремова Галина Николаевна
Ответчики
ОСФР по Владимирской области
Филиал "Владимирский ПАО "Т Плюс"
Другие
Петров Андрей Юрьевич
Костина Елена Федоровна
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владимир
Судья
Пруцкова Елена Алексеевна
Дело на странице суда
frunzensky.wld.sudrf.ru
22.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.12.2023Передача материалов судье
26.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2024Подготовка дела (собеседование)
25.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
13.05.2024Производство по делу возобновлено
14.05.2024Судебное заседание
21.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
07.06.2024Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
14.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее