УИД 68RS0012-01-2024-000731-63
Дело №2а-453/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«10» июля 2024 г. г. Мичуринск
Мичуринский районный суд Тамбовской области в составе:
судьи Туровской М.В.,
при секретаре судебного заседания Строц О.М.,
с участием помощника прокурора Мичуринского района Тамбовской области Беляковой С.Е., представителя административного ответчика Управления образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области Малахова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Мичуринского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мичуринского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области, которым с учетом уточнения исковых требований просит признать незаконным бездействие Управления образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области по непринятию мер к организации проведения специальной оценки условий труда и обязать Управление образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию и финансирование проведения специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства, по результатам которой установлено, что в Управлении образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области обстоятельства влекут нарушение трудовых прав работников, прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 39 КАС РФ вынужден обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебном заседании помощник прокурора Белякова С.Е. административное исковое заявление с учетом уточнения поддержала.
Представитель административного ответчика Малахов А.В. против удовлетворения заявленных требований не возражал.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 15 Конституции Российской Федерации определено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (абзац 1 названной статьи).
Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни воздействия таких факторов не превышают установленных нормативов (абзац 3 статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации).
Так, в силу абзаца пятнадцатого статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Согласно представленному администрацией Мичуринского муниципального округа Тамбовской области ответу от 05.06.2024 на запрос прокурора, специальная оценка условий труда в Управлении образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области не проводилась, что представителем административного ответчика не оспаривается.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что работодателем Управлением образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области должны быть приняты меры по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством, поэтому административные исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
Против указанного в административном исковом заявлении срока исполнения обязанности – в течение двенадцати месяцев со дня вступления решения в законную силу административный ответчик не возражает.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Мичуринского района Тамбовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области по непринятию мер к организации проведения специальной оценки условий труда.
Обязать Управление образования администрации Мичуринского муниципального округа Тамбовской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить организацию и финансирование проведения специальной оценки условий труда в соответствии с действующим законодательством.
Сообщить в течение одного месяца с момента исполнения решения суда об исполнении данного решения в суд и административному истцу прокурору Мичуринского района Тамбовской области.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Мичуринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья <данные изъяты> М.В.Туровская
Мотивированное решение изготовлено 16 июля 2024 г.
Судья <данные изъяты> М.В.Туровская
<данные изъяты>
<данные изъяты>