Судья <данные изъяты> № 33-2001/2020
Дело № 2-202/2020
УИД 77RS0016-01-2020-004351-51
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2020 года гор. Псков
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
В составе:
председательствующего: Сладковской Е.В.
судей: Белоноговой Н.Ю., Дмитриевой Ю.М.
при секретаре: Жуковой К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Великолукского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров,
по апелляционному представлению Великолукского транспортного прокурора на решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 25 сентября 2020 года.
Выслушав доклад судьи Дмитриевой Ю.М., объяснения представителя истца-прокурора Фетисова В.Г., представителя ответчика Ращупкиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Великолукский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров.
В обоснование иска указано, что Великолукской транспортной прокуратурой на железнодорожном вокзале Локня производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург - Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», проведена проверка соблюдения требований законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов.
Проверкой установлено, что в нарушение требований части 3 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», части 5 статьи 80.1 Устава железнодорожного транспорта, пункта 3 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, на железнодорожном вокзале станции «Локня» не имеется работников, прошедших инструктирование и обучение по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов. Кроме того, в нарушение вышеперечисленных норм, вокзал станции «Локня» не оборудован низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи. Наряду с этим, на вокзале станции «Локня» не производится дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозок багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс, чем нарушены требования части 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», части 2 статьи 80.1 Устава железнодорожного транспорта, подпункта «з» пункта 5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров.
Также проверкой установлено, что вопреки требованиям части 2 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ, части 1 статьи 80.1 Устава железнодорожного транспорта, подпункта «а, б» пункта 5.1 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров, пункта 6.2.3 Свода Правил СП 59.13330.2016 в помещении вокзала отсутствуют тактильно-контрастные предупреждающие указатели, обеспечивающие беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющие самостоятельно передвигаться по территории вокзала.
Помимо этого, в нарушение статьи 80 Устава железнодорожного транспорта, пунктов 3.1.17, 3.5.7, 3.5.10 Санитарных правил СП 2.5.1198-03, пункта 6.3.1 СП 59.13330.2016 на железнодорожном вокзале станции «Локня» отсутствует туалет, оборудованный специальной кабиной для инвалидов. Выявленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении действующего федерального законодательства, прав пассажиров и инвалидов на качественное обслуживание на железнодорожном вокзале и на беспрепятственное пользование транспортными услугами. В целях устранения данных нарушений 17 апреля 2019 года Великолукской транспортной прокуратурой в адрес начальника производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург - Витебского регионального участка пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» внесено представление об устранении нарушений законодательства, регулирующего вопросы защиты прав пассажиров на железнодорожном транспорте. Из ответа на представление установлено, что выявленные Великолукской транспортной прокуратурой нарушения нашли свое подтверждение, однако надлежащие меры по их устранению не предприняты. В связи с изложенным, Великолукский транспортный прокурор просил суд обязать ОАО «Российские железные дороги» устранить нарушения законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, на железнодорожном вокзале станции «Локня» Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД», для чего организовать проведение инструктирования и обучения ответственного работника железнодорожного вокзала станции «Локня» по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов; обеспечить на железнодорожном вокзале станции «Локня» дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс; оборудовать железнодорожный вокзал станции «Локня» низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; оборудовать помещение железнодорожного вокзала станции «Локня» тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала; оборудовать на железнодорожном вокзале станции «Локня» туалет специальной кабиной для инвалидов, а также установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определением Бежаницкого районного суда Псковской от 25 сентября 2020 года производство по делу в части обязания ОАО «Российские железные дороги» организовать проведение инструктирования и обучения ответственного работника железнодорожного вокзала станции «Локня» по вопросам, связанным с обслуживанием пассажиров из числа инвалидов; обеспечить на железнодорожном вокзале станции «Локня» дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации, в том числе о времени отправления и прибытия поездов, стоимости проезда пассажиров и перевозки багажа, грузобагажа, времени работы железнодорожных билетных касс; оборудовать на железнодорожном вокзале станции «Локня» туалет специальной кабиной для инвалидов прекращено, в связи с отказом от иска.
Представитель ответчика - ОАО «Российские железные дороги» Ращупкина Н.А. иск не признала, предоставив письменные возражения относительно заявленных требований, которые фактически озвучила в ходе рассмотрения дела по существу. Позиция ОАО «Российские железные дороги» основывалась на том, что здание железнодорожного вокзала станции «Локня» построено в 1952 г. Положения части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в части обеспечения доступности для инвалидов к объектам связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. Требования по обеспечению условий для инвалидов и других маломобильных групп населения, сформулированные в СП 59.13330.2016, относятся ко вновь создаваемым объектам или объектам, подлежащим реконструкции. Доказательств проведения после 1 июля 2016 года реконструкции железнодорожного вокзала станции «Локня», либо его капитального ремонта в материалах дела не имеется и прокурором не представлено. ОАО «Российские железные дороги» принимаются меры по соблюдению требований законодательства в части обеспечения прав инвалидов, что свидетельствует об отсутствии бездействия, в частности, ответчиком разработан и утвержден корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров, который согласован с Всероссийским обществом инвалидов; разработаны программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан; на железнодорожный вокзал станции «Локня» 15 февраля 2017 года составлен паспорт доступности, который согласован с администрацией Локнянского района Псковской области; создан и функционирует Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме, без выходных дней осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказание им помощи. Кроме того, указала, что в деле отсутствуют доказательства фактического нарушения прав инвалидов, доводы транспортного прокурора носят предположительный характер, направлены на недопущение нарушения прав инвалидов в будущем, что свидетельствует об отсутствии на момент разрешения дела нарушенного права.
Решением Бежаницкого районного суда Псковской области от 25 сентября 2020 года постановлено:
Великолукскому транспортному прокурору в удовлетворении искового заявления, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «РЖД» об обязании в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать железнодорожный вокзал станции «Локня» низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи, а также оборудовать помещение железнодорожного вокзала станции «Локня» тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала отказать.
В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене судебного акта, ссылаясь на допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права. Апеллянт полагает, что вывод суда о том, что ОАО «Российские железные дороги» до проведения реконструкции, модернизации или капитального ремонта железнодорожного вокзала станции «Локня» не обязано проводить перечисленные в иске прокурора мероприятия, является необоснованным, поскольку законодательно закреплено, что вне зависимости от времени постройки зданий и сооружений, а также вне зависимости от необходимости проведения реконструкции объектов или капитального ремонта, ответчик обязан принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги, а также для обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного пользований указанными средствами.
Кроме того, апеллянт считает, что оборудование железнодорожного вокзала «Локня» низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, телефонами для связи со службами информации, экстренной помощи, оборудование тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала, не требует капитального ремонта или реконструкции здания.
Апеллянт также выражает несогласие с выводом суда относительно того, что отсутствие фактов обращений граждан, являющихся инвалидами, а также общественных объединений инвалидов на предмет нарушения их прав не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Таким образом, прокурор просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об обязании ОАО «Российские железные дороги» оборудовать железнодорожный вокзал станции «Локня» низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами для связи со службами информации, экстренной помощи; оборудовать помещение железнодорожного вокзала «Локня» тактильно-контрастными предупреждающими указателями, обеспечивающими беспрепятственный вход и выход из вокзала, а также позволяющими самостоятельно передвигаться по территории вокзала.
В возражениях на апелляционное представление ответчик выражает согласие с постановленным судебным актом.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционного представления и возражений относительно него.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, пришел к выводу, что требования пункта 2 части 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств, применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам. В этой связи ОАО «Российские железные дороги»» до проведения реконструкции, модернизации или капитального ремонта железнодорожного вокзала станции «Локня» не обязано было проводить перечисленные в иске прокурора мероприятия, в том числе, предусмотренные требованиями СП 59.13330.2016.
Кроме того, суд пришел к выводу, что поскольку материалы дела не содержат сведений о фактах обращений граждан, являющихся инвалидами, а также общественных объединений инвалидов к ответчику, в структурные подразделения ОАО "РЖД", транспортную прокуратуру на предмет нарушения их прав, то, соответственно, у суда отсутствуют основания для удовлетворения иска.
Судебная коллегия вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований находит правильным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Данная норма Федерального закона действует в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ, согласно части 3 статьи 26 которого положения части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Частью 7 статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что организации, осуществляющие производство транспортных средств, а также организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование указанных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными объектами.
Из приведенного выше правового регулирования следует, что с 1 июля 2016 года организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, в том числе перевозку пассажиров железнодорожным транспортом, обеспечивают оборудование вокзалов и других объектов транспортной инфраструктуры такого транспорта специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для их беспрепятственного использования исключительно в отношении вновь вводимых в эксплуатацию или прошедших реконструкцию, модернизацию указанных объектов.
Это же следует и из пункта 9 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов пассажирских вагонов, вокзалов, поездов дальнего следования и предоставляемых услуг на вокзалах и в поездах дальнего следования, утвержденного Приказом Минтранса от 6 ноября 2015 г. № 329 во исполнение Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов».
Пункт 1 части 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривает, что требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014г. № 419-ФЗ в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами установлен переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг. Порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем предусмотрен переходный период, в течение которого обеспечиваются условия для беспрепятственного пользования инвалидами железнодорожным транспортом и объектами транспортной инфраструктуры, введенными в эксплуатацию до изменения указанного выше правового регулирования и не прошедшими реконструкцию, модернизацию.
Согласно пункту 1.1 СП 59.13330.2016, данный свод правил предназначен для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).
Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения (пункт 1.2 СП 59.13330.2016).
Пункт 4.1 СП 59.13330.2016 предусматривает, что требования настоящих правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения следует осуществлять мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».
Исходя из данных положений СП 59.13330.2016, данный свод правил применяется для разработки проектных решений при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений транспортной инфраструктуры.
Из материалов дела усматривается, что железнодорожный вокзал станции «Локня» является частью сооружения - комплекса Новосокольническая дистанция пути, находится в собственности ОАО «Российские железные дороги» с 22 марта 2004г., что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права (л.д.33).
Согласно техническому паспорту, железнодорожный вокзал станции «Локня», построен в 1952г., имеет площадь 256,2 кв. метра (л.д.43-51, 190-196).
На основании решения заместителя Великолукского транспортного прокурора Л.А. от 15 апреля 2019 года № (****) в производственном участке пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург -Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств - структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» с 15 апреля по 30 апреля 2019 года проводилась прокурорская проверка, целью которой являлось исполнение требований законодательства, в том числе о защите прав пассажиров из числа инвалидов (л.д.176).
Ввиду того, что транспортным прокурором выявлены нарушения законодательства о защите прав пассажиров, 17 апреля 2019 года в адрес начальника производственного участка пассажирских обустройств № 3 (Новосокольники) Санкт-Петербург - Витебского регионального участка пассажирских обустройств Октябрьской дирекции пассажирских обустройств -структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО «РЖД» Русаковой В.В. внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите прав пассажиров, в том числе инвалидов, а также причин и условий, им способствующих (л.д.13-17).
Указанное представление рассмотрено 14 мая 2019 года, при этом ответчиком разработан ряд мероприятий, направленных на приведение пассажирской инфраструктуры в соответствие с требованиями государственных нормативных актов (л.д.18, 19-22, 23-26).
И в то же время, суд при разрешении спора учел, что ответчиком до проведения реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предприняты меры для обеспечения доступа к ним инвалидов, и предоставлению инвалидам надлежащих транспортных услуг.
А именно, ОАО «Российские железные дороги» разработаны программы адаптации объектов инфраструктуры для маломобильных граждан со сроком исполнения до 2030г., согласованные с общественными объединениями инвалидов.
На объекты инфраструктуры составлены паспорта доступности.
Распоряжением ОАО «Российские железные дороги» от 10 апреля 2018 года № (****) утвержден «Корпоративный порядок обеспечения условий доступности для маломобильных пассажиров и пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры, пассажирских поездов и предоставляемых услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом», согласованный с общественными объединениями инвалидов.
В ОАО «Российские железные дороги» создан Центр содействия мобильности (ЦСМ), операторы которого в круглосуточном режиме осуществляют прием, регистрацию, передачу участникам перевозочного процесса и мониторинг исполнения заявок на сопровождение маломобильных пассажиров и оказанием им помощи.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком приняты меры, которые обеспечили удовлетворение минимальных потребностей данной категории граждан.
Указанные меры позволяют гражданам с ограниченными возможностями иметь беспрепятственный доступ к объектам инфраструктуры железнодорожной станции «Локня» и пользоваться транспортными услугами.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о необходимости обязать ответчика выполнить указанные в иске прокурора мероприятия в установленный им срок, до проведения реконструкции или капитального ремонта здания, не основаны на нормах материального права.
Несогласие апеллянта с выводом суда первой инстанции по поводу отсутствия обращений маломобильных граждан на нарушение их прав, не является основанием, влекущим отмену судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционного представления.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Бежаницкого районного суда Псковской области от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционное представление Великолукского транспортного прокурора - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Третий кассационный суд обшей юрисдикции со дня вынесения через суд первой инстанции.
Председательствующий: Е.В. Сладковская
Судьи: Н.Ю. Белоногова
Ю.М. Дмитриева