Дело № 2-837/2019
Принято в окончательной форме
10 июня 2019 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2019 года ЗАТО г. Североморск
Североморский районный суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Моховой Т.А.,
при секретаре Павловой В.К.,
с участием представителя ответчика Акиловой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куренкова Федора Владимировича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения», Министерству социального развития Мурманской области о предоставлении жилищной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Куренков Ф.В. обратился в Североморский районный суд Мурманской области с исковым заявлением к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» (далее по тексту – ГОКУ «Североморский МЦСПН») о предоставлении жилищной субсидии.
В обоснование иска указал, что до 10 марта 2015 года проходил военную службу по контракту в войсковой части 81265, в связи с отсутствием жилого помещения был зарегистрирован (и остается зарегистрированным до настоящего времени) при войсковой части, при этом фактически проживал и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: ***, по договору коммерческого найма, заключенному с Комитетом имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск.
После увольнения в запас оставлен в списках граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, войсковой части 81265.
С апреля 2015 года периодически обращается в суд для признания его права на субсидию, но, несмотря на положительные решения судебных инстанций, ГОКУ «Североморский МЦСПН» продолжает отказывать ему в предоставлении субсидии при каждом новом обращении.
Так, 11 апреля 2019 года он в очередной раз обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» по вопросу предоставления жилищной субсидии, однако получил уведомление об отказе в предоставлении субсидии от 17.04.2019 № 2038 в связи с тем, что истец не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, зарегистрированным по месту жительства по адресу войсковой части.
Полагая данное решение незаконным, просит суд признать решение ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 17.04.2019 № 2038 об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг незаконным, признать за ним право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2019 года, обязать ГОКУ «Североморский МЦСПН» предоставить ему субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: *** с 01 апреля 2019 года и взыскать с ГОКУ «Североморский МЦСПН» расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Определением суда от 13.05.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство социального развития Мурманской области.
Истец Куренков Ф.В., надлежаще извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие в связи с нахождением за пределами Мурманской области.
Представитель ответчика – ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» Акилова Е.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, по доводам, подробно изложенным в письменном отзыве.
Указала, что ГОКУ «Североморский межрайонный ЦСПН», рассмотрев поступившие к ним 11 апреля 2019 года заявление и документы Куренкова Ф.В., приняло решение об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, поскольку Куренков Ф.В. не является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и зарегистрированным по месту жительства по адресу войсковой части.
Ссылаясь на приведенные обстоятельства, просила отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика - Министерства социального развития Мурманской области, - в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, мнение по иску не представил.
Заслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что Куренков Ф.В. и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений в избранном после увольнения с военной службы месте жительства, до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен, фактически он и члены его семьи имеют регистрацию по месту жительства при войсковой части 81265.
Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (наймодатель), действующий от имени собственника жилого помещения муниципального образования ЗАТО г. Североморск, заключил с Куренковым Ф.В. (наниматель) договор коммерческого найма жилого помещения № 390 от 15.11.2018 о передаче нанимателю и членам его семьи на срок по 15.10.2019 в пользование изолированного жилого помещения, площадью 66,40 кв.м. по адресу: ***, для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены следующие члены семьи: жена – ФИО1., сын – ФИО2., дочь ФИО3., дочь – ФИО4.
В связи с увольнением с военной службы и изменением материального положения истец обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки» с целью предоставления субсидии на оплату коммунальных услуг и жилого помещения по адресу: ***.
11 апреля 2019 года истец обратился в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки» заявлением о предоставлении социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Согласно решению от 17 апреля 2019 № 4943 Куренкову Ф.В. отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на основании пункта 8 Правил предоставления субсидий.
Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд.
Ранее апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 09.12.2015 признано незаконным решением ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 14.05.2015 №1430 об отказе Куренкову Ф.В. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» возложена обязанность предоставить Куренкову Ф.В. субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: *** с 01.05.2015.
В дальнейшем решениями Североморского районного суда от 05.07.2016, 16.01.2017, 05.02.2018, 27.02.2019 за Куренковым Ф.В. признано право на получение субсидии.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется указанным гражданам с учетом постоянно проживающих с ними членов их семей. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется в соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, членов семьи собственника - в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании частей 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; члены жилищных кооперативов; собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
В соответствии с частями 1 и 7 статьи 159 Жилищного кодекса РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам, в случае если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ 14.12.2005 за № 761 утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, разработанные в соответствии со статьей 159 ЖК РФ и определяющие порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно пункту 3 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, право на субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде; наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде; члены жилищного или жилищно-строительного кооператива; собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
Пунктом 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установлено, что для получения субсидии граждане и члены их семей предоставляют в уполномоченный орган по месту жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов, перечень которых определен в Правилах.
В соответствии с подпунктом «а» п. 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, для получения субсидии граждане, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов: копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Заявитель, проходящий военную службу по контракту, зарегистрированный по месту жительства по адресу воинской части, но проживающий ввиду отсутствия служебных жилых помещений в жилых помещениях на условиях заключенного договора найма (поднайма), прилагает к заявлению о предоставлении субсидии копию договора найма (поднайма) в частном жилищном фонде и справку из воинской части об отсутствии возможности предоставления служебного жилого помещения.
При этом положения Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ 14.12.2005 за № 761 прямо предусматривают возможность предоставления субсидии гражданам – пользователям жилых помещений.
Как следует из п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих – граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Регистрация военнослужащих-граждан, проходящих военную службу по контракту, и членов их семей по адресам войсковых частей приравнивается к регистрации по месту жительства.
При этом в случае отсутствия служебных жилых помещений, жилых помещений маневренного фонда, общежитий, названные военнослужащие вправе получать денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений и, следовательно, самостоятельно определять жилое помещение по договору найма (поднайма).
Как установлено судом, место регистрации истца и членов его семьи не совпадает с местом их фактического проживания. Вместе с тем это обстоятельство не может быть препятствием для получения субсидии на оплату коммунальных услуг, поскольку правовое значение при решении вопроса о праве на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют факты постоянного проживания и пользования жилым помещением.
В судебном заседании установлено и не оспаривалось ответчиками по делу, что Куренков Ф.В. на основании договора коммерческого найма жилого помещения от 15.11.2018 № 390, проживает в жилом помещении по адресу: ***, переданном нанимателю и членам его семьи в пользование на срок по 15.10.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом пребывания подразумевается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из приведенных норм следует, что под местом временного пребывания понимается такое место, где гражданин пребывает помимо постоянного места жительства, при этом регистрация по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер, является административным актом и не свидетельствует сама по себе о наличии либо отсутствии права пользования жилым помещением.
Поскольку в судебном заседании установлено, что Куренков В.Ф. не имеет иного места жительства, кроме жилого помещения по адресу: ***, суд приходит к выводу, что наличие ограниченной определенным сроком регистрации истца в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что истец не является пользователем спорного жилого помещения.
При этом суд также учитывает, что Куренков Ф.В. проживает в жилом помещении по названному адресу длительное время, неоднократно обращался в ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» с целью предоставления мер социальной поддержки.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Куренков Ф.В. до настоящего времени состоит на учете военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, договор коммерческого найма жилого помещения и факт проживания истца и членов его семьи в спорном жилом помещении в судебном заседании сторонами не оспаривались, оснований для отказа в предоставлении Куренкову Ф.В. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2019 года применительно к пп. «а» пункта 8 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд удовлетворяет исковые требования Куренкова Ф.В. к ГОКУ «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» в полном объеме.
Поскольку в обязанность Министерства социального развития Мурманской области не входит принятие решения о назначении (отказе в назначении) субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оснований для удовлетворения исковых требований к данному ответчику суд не усматривает.
Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом положений статьи 56 ГПК Российской Федерации и в пределах заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 56-57, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Куренкова Федора Владимировича к Государственному областному казенному учреждению «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного областного казенного учреждения «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» от 17 апреля 2019 года № 4943 об отказе Куренкову Федору Владимировичу в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Признать право Куренкова Федора Владимировича на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 апреля 2019 года.
Возложить на Государственное областное казенное учреждение «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения обязанность предоставить Куренкову Федору Владимировичу субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: ***, с 01 апреля 2019 года.
Взыскать с Государственного областного казенного учреждения «Североморский межрайонный центр социальной поддержки населения» в пользу Куренкова Федора Владимировича расходы по уплате госпошлины в размере 300 (триста) рублей.
В удовлетворении исковых требований Куренкова Федора Владимировича к Министерству социального развития Мурманской области – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Мохова