Решение по делу № 2-533/2016 от 01.09.2016

2-533/2016 О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

18 ноября 2016 года                                                      г.Олонец

Олонецкий районный суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                             Никитиной А.В.,

при секретаре                                                                  Абрамовой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коверского сельского поселения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительными и исключении сведений об обременении из государственного кадастра недвижимости,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от хх.хх.хх г. «О передаче объектов недвижимого имущества в собственность Коверского сельского поселения Олонецкого муниципального района Республики Карелия» в собственность истца был передан земельный участок с кадастровым номером (далее КН) , расположенный в ...., южная часть кадастрового квартала и северо-восточная кадастрового квартала , общей площадью .... кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. Право собственности Коверского сельского поселения (далее также - КСП) на указанный земельный участок зарегистрировано хх.хх.хх г..

На основании постановления администрации Олонецкого национального муниципального района (далее также - АОНМР) от хх.хх.хх г. произведен раздел земельного участка с КН , образован земельный участок с КН , площадью .... кв.м. На основании постановления КСП от 10.06.2015г. путем раздела земельного участка с КН образован земельный участок с КН , площадью .... кв.м.

Решениями Совета Коверского сельского поселения от хх.хх.хх г. «О внесении изменений в Генеральный план Коверского сельского поселения» и «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки Коверского сельского поселения», земельные участки с КН .... площадью .... кв.м., и с КН площадью .... кв.м., включены в категорию земель - земли населенных пунктов, функциональная зона - жилая застройка. Постановлением АОНМР от хх.хх.хх г. земельный участок с КН , площадью .... кв.м., переведен в категорию - земли населённых пунктов. Соответствующие изменения внесены в ГКН. Постановлением истца от хх.хх.хх г. -п земельный участок с КН , площадью .... кв.м., переведен в категорию - земли населённых пунктов. Соответствующие изменения внесены в ГКН.

В хх.хх.хх г. гг. истец принимал заявления от граждан, о предоставлении участков в собственность и в аренду. Все граждане предоставили в администрацию поселения заявления и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Администрацией КСП были вынесены постановления о предварительном согласовании предоставления земельных участков из состава земельного участка с КН путем его раздела: постановление от хх.хх.хх г. -П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка А.», согласно заявлению от хх.хх.хх г.; постановление от хх.хх.хх г. -П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка О.», согласно заявлению от хх.хх.хх г.; постановление от хх.хх.хх г. -П «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка Ш.», согласно заявлению от 25.02.2016г.

На земельном участке с КН также расположен многоквартирный жилой дом, собственники которого обратились в администрацию поселения с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом для определения общей придомовой территории, в связи с чем вынесено постановление администрации КСП от хх.хх.хх г.. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: ...., Коверское сельское поселение, ...., кадастровый квартал , категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - жилая застройка». Администрация КСП провела работы по межеванию данного участка с КН площадью .... кв.м., однако при получении кадастрового паспорта земельного участка от хх.хх.хх г.., выяснилось, что данный земельный участок под многоквартирным домом также обременен - установлено ограничение прав.

Помимо этого, сформированы участки для индивидуального жилищного строительства для проведения торгов в соответствии со ст. 38.15 Земельного кодекса РФ с КН .

На указанных земельных участках расположены лесные насаждения, которые ранее были закреплены за Министерством обороны РФ на основании Постановления Правительства РФ от 02.02.1998 г. № 135 «О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны» и сводного акта о передаче (приемке) лесов, расположенных на землях обороны в Карелии от 30.10.1998 г., утв. совместным приказом Минобороны России и Министерства природных ресурсов РФ от 13.04.1999 г. № 86/136.

Несмотря на то, что земельные участки перешли в собственность КСП, переведены в категорию «земли населенных пунктов», до настоящего времени леса на спорных земельных участках состоят на учете в Хвойном лесничестве - филиале ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ.

В хх.хх.хх г. года на земельные участки с КН 10 было наложено обременение согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 г. «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны» 10.00.2.67, пункт 12 (запретная зона военного объекта). Как истцу устно пояснили в Государственном фонде данных при Управлении Росреестра по РК, обременение наложено в связи с нахождением на участках лесных насаждений, которые состоят на учете в Хвойном военном лесничестве.

В соответствии с п. 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства № 405, запретная зона военного объекта - это территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность с целью обеспечения населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.

В соответствии с пунктом 12 указанного постановления Правительства РФ на территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.

Таким образом, в связи с введенным обременением использование территории по ее целевому назначению - для жилой застройки, по мнению истца, стало невозможным.

Между тем, фактически военные объекты на территории КСП давно ликвидированы. Ранее в данном районе имелись объекты недвижимого имущества (здания, строения, сооружения согласно Приложению №2 к Приказу заместителя МО РФ № 578 от 05.07.2013 г.), но они фактически не существуют, полностью разрушены, на основании Приказа № 578 были переданы в муниципальную собственность КСП для дальнейшего списания.

Согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, охранная и запретная зона устанавливаются в отношении военных объектов. Перечень видов имущества, которые могут относиться к военным объектам, указан в данном постановлении в абзаце втором п. 2, при этом к ним относятся: существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны. Таких объектов в ведении МО РФ на территории КСП нет. Леса к военным объектам, согласно постановлению, не относятся. Никаких иных военных объектов на спорной территории не имеется.

Кроме того, истец полагает, что с переходом права собственности на спорный земельный участок к нему также перешло право собственности и на лесные насаждения, расположенные на нем. Принадлежность лесного фонда к военному лесничеству предопределяется нахождением данного лесного фонда на землях обороны (п. 10 ст. 1 Федерального закона «Об обороне»). Леса на спорных участках в настоящее время не находятся на землях обороны, в связи с чем, по утверждению истца, не должны состоять на учете в военном лесничестве, поскольку не имеют военного значения, не предоставлены для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и потому не должны обременять права собственника - сельского поселения на управление и распоряжение земельными участками.

Согласно ч.ч. 3, 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными иконами.

Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат его собственнику.

На основании п. 9 ч. 2 ст. 7 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в ГКН вносятся сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на части объекта недвижимости, в объеме сведений, определённых порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Согласно ч. 4 ст. 20 указанного закона с заявлениями об учете частей объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или лица, в пользу которых установлены или устанавливаются ограничения (обременения) вещных прав на такие объекты недвижимости. При этом федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельный участок в связи с установлением запретной зоны военных объектов. Тем не менее, наличие в ГКН ограничения использования земель вне зависимости от факта наличия либо отсутствия государственной регистрации обременения значительно ограничивает возможность реализации истцом имеющихся у него правомочий по распоряжению земельными участками в соответствии с Земельным кодексом РФ, а также нарушает права граждан на получение участков в аренду для индивидуального жилищного строительства, нарушенное право истца может быть восстановлено путём исключения сведений из ГКН о частях земельного участка и об обременениях.

Поскольку Коверское сельское поселение является собственником земельных участков, а администрация КСП в силу Устава муниципального поселения представляет интересы поселения в судах, управляет и распоряжается его имуществом, администрация КСП обратилась с настоящим иском в защиту муниципальной собственности к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ как лицу, осуществляющему в установленном порядке действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов РФ, представление интересов МО РФ в суде в отношении имущества, закрепленного за учреждением, в качестве истца, ответчика и заинтересованного лица, а также ответственному за организацию использования, распределения и учета объектов военной и социальной инфраструктуры в ВС РФ, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование МО РФ (п. 19 Устава ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ), и Министерству обороны РФ, в пользу которого установлено оспариваемое ограничение.

Истец просит признать недействительным обременение (ограничение) земельных участков с кадастровыми номерами , исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о частях земельных участков и обременениях в отношении земельных участков с кадастровыми номерами

В судебном заседании представитель истца и третьего лица АОНМР Шишкина Н.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении и письменных пояснения по делу,

Представители ответчиков ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также представители третьих лиц Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управления Росреестра по Республике Карелия в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В представленном отзыве на иск ответчик ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации просил в иске отказать.

Выслушав представителя истца и, исследовав материалы дела, суд считает, что производство по гражданскому делу подлежит прекращению, поскольку заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

Из п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ следует, что суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают, в том числе исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

В ч. 3 ст. 22 ГПК РФ установлено, что суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Согласно п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. N 12/12 «О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам» в случаях, когда в законодательном акте подведомственность определена альтернативно (суду или арбитражному суду) либо когда имеется указание о рассмотрении требования в судебном порядке, следует руководствоваться тем же правилом, исходя при этом из субъектного состава участников и характера правоотношений, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу, в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ.

Проанализировав названные правовые нормы, разграничивающие подведомственность рассмотрения дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, учитывая существо заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о том, что настоящий спор между муниципальным образованием «Коверское сельское поселение» и ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации является экономическим, т.к. истцом заявлены требования о защите права муниципальной собственности на объекты недвижимости в целях последующего осуществления исполнительно-распорядительных функции в отношении муниципального имущества, в основе спора лежат разногласия экономического характера, возникшие между публично-правовыми образованиями.

Учитывая изложенное, субъектный состав участников спора, суд приходит к выводу, что настоящий спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции; данный спор подлежит разрешению в арбитражном суде в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 27 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 134, 220, 224, 225 ГПК РФ, суд

определил:

Прекратить производство по гражданскому делу по иску Коверского сельского поселения к ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительными и исключении сведений об обременении из государственного кадастра недвижимости.

Разъяснить истцу право на обращение с настоящим с иском в Арбитражный Суд Республики Карелия.

На определение может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Карелия через Олонецкий районный суд в течение 15 дней с момента вынесения определения.

Судья                                                                                   А.В. Никитина

2-533/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Производство по делу прекращено
Истцы
Администрация Коверского сельского поселения
Ответчики
ФГКУ "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ (Минобороны России)
Министерство обороны Российской Федерации
Другие
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
ФГБУ "ФКП Росреестра" по РК
Управление Росреестра по РК
Администрация Олонецкого национального муниципального района
Суд
Олонецкий районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
olonecky.kar.sudrf.ru
01.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.09.2016Передача материалов судье
05.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.09.2016Предварительное судебное заседание
07.10.2016Судебное заседание
01.11.2016Судебное заседание
18.11.2016Судебное заседание
18.11.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее