Решение по делу № 2-578/2023 от 07.04.2023

Дело №2-578/2023

12RS0008-01-2023-000632-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Медведево 31 мая 2023 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Викторовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" к Чуканову Е.С. о взыскании денежных средств на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" (далее ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе") обратилось в суд с иском к Чуканову Е.С., в котором просили взыскать денежные средства на основании социального контракта в размере 279000 руб.

В обоснование исковых требований указано на то, что <...> года в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в ... Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от <...> года № ... «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в ... Эл», между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт о предоставлении государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь на основании заключенного социального контракта была предоставлена ответчику на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. На реализацию мероприятий «Приобретение основных средств материально-производственных запасов, принять имущественные обязательства (но не более 15% назначаемой выплаты)» и «Прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования» ответчику была предоставлена выплата в размере 279000 руб. Ответчиком не были представлены документы, подтверждающие факт расходования выделенных по социальному контракту денежных средств.

Представитель истца Власова О.В. заявленные требования уточнила, просила взыскать денежные средства в размере 250000 руб., также пояснила, что в июле 2022 года внесли изменения в постановление Правительства и запретили приобретать основные средства материально-производственные запасы у физических лиц.

Ответчик Чуканов Е.С. в судебном заседании пояснил, что ему сообщили, что он может купить аналоги оборудования, которое
указано в бизнес-плане. Он приобрел два аппарата у частного лица, вложился в ту сумму, которая была указана в бизнес-плане, но когда принес документы, их не приняли, поскольку отменили приобретение оборудования у частных лиц, указав на то, что требуются обязательно чеки.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Пунктом 3 указанной нормы предусмотрено, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Судом установлено, что между ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" и Чукановым Е.С. заключен социальный контракт от <...> года на срок по <...> года.

Решением от 23 ноября 2022 года в соответствии с п. 25 п.п. «а» Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года №442, действие контракта прекращено досрочно по причине неисполнения семьей обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными.

Согласно п.п. «а» п. 25 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года №442, действие социального контракта прекращается досрочно в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимися уважительными в соответствии с пунктом 25.1 настоящего Порядка.

В силу п.25.1 указанного Порядка уважительными причинами неисполнения семьей (гражданином) мероприятий программы социальной адаптации являются:

нахождение на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);

наличие листка нетрудоспособности;

предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

сокращение численности штата или работников организации, индивидуального предпринимателя;

потеря трудоспособности и (или) дееспособности;

прохождение военной службы по призыву;

прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;

признание безвестно отсутствующим (умершим);

обстоятельства непреодолимой силы;

события, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, техногенные аварии).

Истцом представлены доказательства, что в рамках осуществления данной программы размер единовременной денежной выплаты, произведенной им ответчику, составил 250000 руб.

Истец предъявляет к взысканию данную сумму, указывая на то, что ответчик не предоставил подтверждающих документов на приобретение основных средств, товарно-материальных запасов, указанных в бизнес-плане на сумму 250000 руб.

Между тем суд приходит к выводу, что данные обстоятельства не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для взыскания выплаченных денежных средств в рамках оказания государственной социальной помощи.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Из изложенного следует, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что единовременная социальная выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки со стороны государства, то есть для выполнения конституционно значимых целей, предопределяющих недопустимость ее произвольного взыскания с гражданина.

Исходя из характера и предназначения предоставленной ответчику меры социальной поддержки – произведенная единовременная социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, и подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения получателем только в случае недобросовестности с его стороны.

При этом обязанность доказать недобросовестность ответчика, получившего единовременную социальную выплату, возлагается на истца, поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Чуканов Е.С.) по требованиям о взыскании переплаты единовременной социальной выплаты исходя из подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации презюмируется (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <...> года N 51-КГ22-4-К8, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № ... (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...> года).

Между тем истец не доказал недобросовестность ответчика в получении социальной помощи.

Согласно разделу 1 контракта от 12 мая 2022 года предметом является оказание получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, и размеры денежных средств, выделяемых на их реализацию, указаны в приложении к настоящему контракту.

По условиям контракта (п.2.1.1.) истец обязался, в частности, оказывать совместно с Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Департаментом и органами местного самоуправления в Республике Марий Эл содействие Получателю в создании условий для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; оказывать совместно с Минэкономразвития Республики Марий Эл и иными организациями содействие Получателю в прохождении обучения навыкам предпринимательской деятельности; предоставить единовременную денежную выплату с целью осуществления Получателем предпринимательской деятельности в соответствии с условиями социального контракта; возместить Получателю расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной Получателю в рамках социального контракта; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением Получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; взыскать денежные средства, использованные Получателем не по целевому назначению, в случае неисполнения Получателем условий социального контракта.

Согласно п.2.1.2 контракта получатель обязался, в частности:

встать на учет в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

представить в Центр социальной поддержки населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы;

пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование (в случае, если данное мероприятие предусмотрено программой социальной адаптации); осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта и не менее 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Центр социальной поддержки населения.

Пунктом 2.1.3 определены требования к конечному результату: регистрация в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов Получателя по истечении срока действия социального контракта.

Ответчиком выполнены условия социального контракта в части постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также им пройдено дополнительное профессиональное образование по программе «Основы предпринимательской деятельности».

Относительно приобретения основных средств, товарно-материальных запасов, указанных в бизнес-плане, суд отмечает следующее.

Судом установлено, что бизнес-план ответчика предусматривал оказание услуг по комплексному уходу за автомобилями, для чего он намеревался приобрести товарно-материальные ресурсы, перечень которых указан в таблице 1 бизнес-плана.

Согласно предоставленным ответчиком сведениям им были приобретены: пылесос KercherPuzzi 10/1 по договору купли-продажи оборудования от <...> года за75000 руб. иаппарат высокого давления Kercher К 4 по договору купли-продажи оборудования от <...> года за 18000 руб., в подтверждение чего представлены договор купли-продажи оборудования от <...> года, расписка и акт приема-передачи от <...> года, договор купли-продажи оборудования от <...> года, расписка и акт приема-передачи от <...> года.

Суд принимает во внимание данные доказательства, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку факт приобретения также подтверждается представленным ответчиком фотоматериалом вышеуказанной техники, скриншотом объявлений, согласно которому данная техника была выставлена на продажу <...> года.

Тем самым ответчиком принимались меры к исполнению контракта, между тем истец, не приняв вышеуказанные документы, принял<...> года решение о досрочном прекращении социального контракта от <...> года и взыскании денежных средств в полном объеме.

Между тем суд приходит к выводу, что истец не представил доказательства вины ответчика в неисполнении контракта.

Таким образом, оснований полагать, что сумма в размере 250000 руб. была выплачена при наличии недобросовестности со стороны ответчика, суд не усматривает. Выплата в сумме 250000 руб. имела место в рамках оказания социальной помощи. Само по себе то обстоятельство, что истец не принял доказательства приобретения товарно-материальных ресурсов, которые были поименованы в бизнес-плане ответчика в таблице 1, и досрочно прекратил действие социального контракта не является обстоятельством, которое в силу вышеприведенных разъяснений могло явиться основанием для взыскания выплаченных ответчику денежных сумм в качестве государственной социальной помощи.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" к Чуканову Е.С. о взыскании денежных средств на основании социального контракта от 12 мая 2022 года отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Н. Гаврилова

Мотивированное решение составлено 07 июня 2023 года

Дело №2-578/2023

12RS0008-01-2023-000632-16

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Медведево 31 мая 2023 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Гавриловой Т.Н.,

при секретаре судебного заседания Викторовой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" к Чуканову Е.С. о взыскании денежных средств на основании социального контракта,

УСТАНОВИЛ:

Государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" (далее ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе") обратилось в суд с иском к Чуканову Е.С., в котором просили взыскать денежные средства на основании социального контракта в размере 279000 руб.

В обоснование исковых требований указано на то, что <...> года в соответствии с Порядком оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в ... Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от <...> года № ... «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в ... Эл», между истцом и ответчиком был заключен социальный контракт о предоставлении государственной социальной помощи. Государственная социальная помощь на основании заключенного социального контракта была предоставлена ответчику на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. На реализацию мероприятий «Приобретение основных средств материально-производственных запасов, принять имущественные обязательства (но не более 15% назначаемой выплаты)» и «Прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования» ответчику была предоставлена выплата в размере 279000 руб. Ответчиком не были представлены документы, подтверждающие факт расходования выделенных по социальному контракту денежных средств.

Представитель истца Власова О.В. заявленные требования уточнила, просила взыскать денежные средства в размере 250000 руб., также пояснила, что в июле 2022 года внесли изменения в постановление Правительства и запретили приобретать основные средства материально-производственные запасы у физических лиц.

Ответчик Чуканов Е.С. в судебном заседании пояснил, что ему сообщили, что он может купить аналоги оборудования, которое
указано в бизнес-плане. Он приобрел два аппарата у частного лица, вложился в ту сумму, которая была указана в бизнес-плане, но когда принес документы, их не приняли, поскольку отменили приобретение оборудования у частных лиц, указав на то, что требуются обязательно чеки.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определено, что государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров; социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации; программа социальной адаптации - разработанные органом социальной защиты населения совместно с гражданином мероприятия, которые направлены на преодоление им трудной жизненной ситуации, и определенные такой программой виды, объем и порядок реализации этих мероприятий.

В силу ст. 8.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Пунктом 3 указанной нормы предусмотрено, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся:

1) поиск работы;

2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности;

4) ведение личного подсобного хозяйства;

5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

Программа социальной адаптации устанавливается на срок действия социального контракта.

Судом установлено, что между ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" и Чукановым Е.С. заключен социальный контракт от <...> года на срок по <...> года.

Решением от 23 ноября 2022 года в соответствии с п. 25 п.п. «а» Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года №442, действие контракта прекращено досрочно по причине неисполнения семьей обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации по причинам, не являющимися уважительными.

Согласно п.п. «а» п. 25 Порядка оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта гражданам, проживающим в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 декабря 2019 года №442, действие социального контракта прекращается досрочно в случае неисполнения (несвоевременного исполнения) семьей (гражданином) обязательств, предусмотренных социальным контрактом, в том числе мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации, по причинам, не являющимися уважительными в соответствии с пунктом 25.1 настоящего Порядка.

В силу п.25.1 указанного Порядка уважительными причинами неисполнения семьей (гражданином) мероприятий программы социальной адаптации являются:

нахождение на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);

наличие листка нетрудоспособности;

предоставление отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя;

сокращение численности штата или работников организации, индивидуального предпринимателя;

потеря трудоспособности и (или) дееспособности;

прохождение военной службы по призыву;

прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;

признание безвестно отсутствующим (умершим);

обстоятельства непреодолимой силы;

события, связанные с производственной деятельностью людей (пожары, техногенные аварии).

Истцом представлены доказательства, что в рамках осуществления данной программы размер единовременной денежной выплаты, произведенной им ответчику, составил 250000 руб.

Истец предъявляет к взысканию данную сумму, указывая на то, что ответчик не предоставил подтверждающих документов на приобретение основных средств, товарно-материальных запасов, указанных в бизнес-плане на сумму 250000 руб.

Между тем суд приходит к выводу, что данные обстоятельства не могут быть приняты во внимание в качестве оснований для взыскания выплаченных денежных средств в рамках оказания государственной социальной помощи.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из приведенных нормативных положений, неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

Из изложенного следует, что нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности, в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат, предусмотренных Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации можно сделать вывод, что единовременная социальная выплата представляет собой безвозмездную меру социальной поддержки со стороны государства, то есть для выполнения конституционно значимых целей, предопределяющих недопустимость ее произвольного взыскания с гражданина.

Исходя из характера и предназначения предоставленной ответчику меры социальной поддержки – произведенная единовременная социальная выплата по своей правовой природе может быть отнесена к денежным суммам, перечисленным в подпункте 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, и подлежащим возврату в качестве неосновательного обогащения получателем только в случае недобросовестности с его стороны.

При этом обязанность доказать недобросовестность ответчика, получившего единовременную социальную выплату, возлагается на истца, поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Чуканов Е.С.) по требованиям о взыскании переплаты единовременной социальной выплаты исходя из подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации презюмируется (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от <...> года N 51-КГ22-4-К8, Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № ... (2020), утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <...> года).

Между тем истец не доказал недобросовестность ответчика в получении социальной помощи.

Согласно разделу 1 контракта от 12 мая 2022 года предметом является оказание получателю государственной социальной помощи на основании социального контракта для реализации мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. Мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, и размеры денежных средств, выделяемых на их реализацию, указаны в приложении к настоящему контракту.

По условиям контракта (п.2.1.1.) истец обязался, в частности, оказывать совместно с Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, Департаментом и органами местного самоуправления в Республике Марий Эл содействие Получателю в создании условий для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности; оказывать совместно с Минэкономразвития Республики Марий Эл и иными организациями содействие Получателю в прохождении обучения навыкам предпринимательской деятельности; предоставить единовременную денежную выплату с целью осуществления Получателем предпринимательской деятельности в соответствии с условиями социального контракта; возместить Получателю расходы, связанные с постановкой на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход, в размере фактически понесенных расходов, но не более 5 процентов суммы, выделенной Получателю в рамках социального контракта; осуществлять ежемесячный контроль за выполнением Получателем обязательств, предусмотренных социальным контрактом, а также контроль за целевым использованием денежных средств, выплаченных в соответствии с условиями социального контракта; взыскать денежные средства, использованные Получателем не по целевому назначению, в случае неисполнения Получателем условий социального контракта.

Согласно п.2.1.2 контракта получатель обязался, в частности:

встать на учет в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

представить в Центр социальной поддержки населения документы, подтверждающие факт расходования средств, с целью постановки на учет в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход;

приобрести в период действия социального контракта основные средства, материально-производственные запасы, принять имущественные обязательства (не более 15 процентов назначаемой выплаты), необходимые для осуществления индивидуальной предпринимательской деятельности, и представить в Центр социальной поддержки населения подтверждающие документы;

пройти в период действия социального контракта профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование (в случае, если данное мероприятие предусмотрено программой социальной адаптации); осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в течение срока действия социального контракта и не менее 12 месяцев со дня окончания срока действия социального контракта с представлением соответствующих сведений в Центр социальной поддержки населения.

Пунктом 2.1.3 определены требования к конечному результату: регистрация в налоговом органе на территории Республики Марий Эл в качестве индивидуального предпринимателя или налогоплательщика налога на профессиональный доход; повышение денежных доходов Получателя по истечении срока действия социального контракта.

Ответчиком выполнены условия социального контракта в части постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, а также им пройдено дополнительное профессиональное образование по программе «Основы предпринимательской деятельности».

Относительно приобретения основных средств, товарно-материальных запасов, указанных в бизнес-плане, суд отмечает следующее.

Судом установлено, что бизнес-план ответчика предусматривал оказание услуг по комплексному уходу за автомобилями, для чего он намеревался приобрести товарно-материальные ресурсы, перечень которых указан в таблице 1 бизнес-плана.

Согласно предоставленным ответчиком сведениям им были приобретены: пылесос KercherPuzzi 10/1 по договору купли-продажи оборудования от <...> года за75000 руб. иаппарат высокого давления Kercher К 4 по договору купли-продажи оборудования от <...> года за 18000 руб., в подтверждение чего представлены договор купли-продажи оборудования от <...> года, расписка и акт приема-передачи от <...> года, договор купли-продажи оборудования от <...> года, расписка и акт приема-передачи от <...> года.

Суд принимает во внимание данные доказательства, оснований не доверять которым у суда не имеется, поскольку факт приобретения также подтверждается представленным ответчиком фотоматериалом вышеуказанной техники, скриншотом объявлений, согласно которому данная техника была выставлена на продажу <...> года.

Тем самым ответчиком принимались меры к исполнению контракта, между тем истец, не приняв вышеуказанные документы, принял<...> года решение о досрочном прекращении социального контракта от <...> года и взыскании денежных средств в полном объеме.

Между тем суд приходит к выводу, что истец не представил доказательства вины ответчика в неисполнении контракта.

Таким образом, оснований полагать, что сумма в размере 250000 руб. была выплачена при наличии недобросовестности со стороны ответчика, суд не усматривает. Выплата в сумме 250000 руб. имела место в рамках оказания социальной помощи. Само по себе то обстоятельство, что истец не принял доказательства приобретения товарно-материальных ресурсов, которые были поименованы в бизнес-плане ответчика в таблице 1, и досрочно прекратил действие социального контракта не является обстоятельством, которое в силу вышеприведенных разъяснений могло явиться основанием для взыскания выплаченных ответчику денежных сумм в качестве государственной социальной помощи.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Государственного казенного учреждения Республики Марий Эл "Центр предоставления мер социальной поддержки населению в Медведевском районе" к Чуканову Е.С. о взыскании денежных средств на основании социального контракта от 12 мая 2022 года отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья Т.Н. Гаврилова

Мотивированное решение составлено 07 июня 2023 года

2-578/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ РМЭ "Центр предоставления мер социальной поддержки населанию в Медведевском районе"
Ответчики
Чуканов Евгений Сергеевич
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Гаврилова Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
07.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.04.2023Передача материалов судье
13.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
31.05.2023Судебное заседание
07.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее