РЕШЕНИЕ
город Нижневартовск 04 июня 2021 года
Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Хлынова Л.Р.,
с участием защитников юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу, МУП «СЖКХ» – ФИО2,, действующей по доверенности №1 от 11.01.2021, и директора МУП «СЖКХ» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении №12-241/2021 по жалобе защитника МУП «СЖКХ» ФИО2 на постановление начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске, старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. №409-ОН от 03.12.2020,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске, старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора Павлюченко Е.Л. №409-ОН от 03.12.2020 МУП «СЖКХ» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за совершение правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно вышеуказанного постановления, МУП «СЖКХ» 07.10.2020 осуществило эксплуатацию в сельском поселении Покур Нижневартовского района объекта «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» не в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы №36 от 19.04.2013, а именно допустило складирование отходов производства и потребления в закрытой стоянке с навесом, предусмотренной для размещения бульдозера, а также эксплуатацию объекта с нарушенным переносным сетчатым ограждением по периметру рабочей карты.
В установленный законом срок защитник МУП «СЖКХ» обратился в суд с жалобой на данное постановление, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что частичное нарушение сетчатого ограждения могло произойти в следствие повреждения его в ходе проведения оперативной отчистки работниками цеха ЖКХ с.п.Покур 07.10.2020, а также под воздействием природных явлений и было восстановлено в срок до 17 часов 07.10.2020. Частичное нарушение переносного сетчатого ограждения на полигоне не повлекло каких-либо негативных последствий, носит формальный характер и не является результатом умышленных действий или последствием ненадлежащей эксплуатации полигона работниками цеха ЖКХ с.п.Покур. Кроме того, на момент разработки в 2011 году проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» раздельный сбор отходов производства и потребления не осуществлялся, в связи с чем, проектом не предусматривалось строительство и эксплуатация каких-либо сооружений на объекте для раздельного накопления и хранения отходов, захоронение которых в настоящее время запрещается. В с.п.Покур принята схема раздельного сбора отходов, установлены металлические контейнеры для стекла, пластика, бумаги и ТКО. Сбор отходов производства и потребления в с.п.Покур осуществляется МУП «СЖКХ» по графику и по мере накопления в разное время. Ввиду нахождения с.п.Покур в удаленной труднодоступной местности, с которой отсутствует постоянное прямое наземное транспортное сообщение, в связи с ограниченным временем нахождения баржи в с.п.Покур, сотрудники предприятия, осуществляющие вывоз отходов, не подлежащие захоронению, не имеют возможности собирать данные отходы непосредственно с площадок накопления ТКО, расположенных на территории с.п.Покур, и вынуждены заранее подготавливать к транспортировке указанные отходы и складировать их для дальнейшей оперативной загрузки в автотранспорт предприятия. Временно накапливаемые отходы пластика несортированные и отходы стекла незагрязненные располагаются в специальном закрытом боксе, в закрытых полиэтиленовых мешках, на бетонном основании, что соответствует требованиям п.п.2.5, 3.4, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». Также отметил, что выявленные замечания не повлекли каких-либо негативных последствий, вреда здоровью, крупный ущерб кому-либо не причинен, нарушений охраняемых общественных отношений не последовало.
В возражениях на жалобу начальник отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске Павлюченко Е.Л. указала, что условия эксплуатации объекта «Полигон ТЮО с.п.Покур», перечисленные в проектной документации и заключении государственной экологической экспертизы, соблюдены не были. Сетчатое ограждение было частично нарушено, за сетчатым ограждением зафиксированы разлетевшиеся мелкие твердые коммунальные отходы. В закрытой стоянке с навесом осуществляется складирование отходов производства и потребления (пластик, провода, металлолом и другие отходы), отходы пластика складируются в полиэтиленовых пакетах. В соответствии со ст.27 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» заказчики документации, подлежащей экологической экспертизе, обязаны осуществлять намечаемую хозяйственную и иную деятельность в соответствии с документацией, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. Доводы о том, что сетчатое ограждение восстановлено в срок до 17 часов 07.10.2020 и это не повлекло каких-либо негативных последствий, считает неубедительными. Также считает, что у МУП «СЖКХ» имелась возможность обустроить площадку накопления отходов, соответствующую требованиям природоохранного законодательства и складировать отходы вне закрытой стоянки, предназначенной для бульдозера.
В судебном заседании директор МУП «СЖКХ» ФИО3, защитник МУП «СЖКХ» – ФИО2, доводы жалобы поддержали, на их удовлетворении настаивали,
Начальник отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске Павлюченко Е.Л. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещена надлежащим образом.
Заслушав в судебном заседании участвующих лиц, изучив доводы жалобы и приложенные к ней документы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленного по запросу судьи Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора, судья приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит оставлению без изменения по следующим мотивам и основаниям.
В силу п.8 ч.2, ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Часть 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, санкция которой влечёт наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной данного правонарушения является отступление от указанных документации и заключения, замене технологий, материалов, сроков выполнения тех или иных работ при осуществлении деятельности, которая получила положительное заключение государственной экологической комиссии.
Федеральный закон от 23.11.1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Исходя из пункта 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В ходе производства по делу установлено и не оспаривается МУП «СЖКХ», что МУП «СЖКХ» осуществляет хозяйственную деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов на объекте негативного воздействия на окружающую среду «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района», код 71-0186-001242-П, уровень надзора – федеральный, категория – II-я, категория риска - значительная (3), 240-а от 2020-08-05, расположенного в Нижневартовском районе.
Приказом Управления Росприроднадзора по ХМАО-Югре №645 от 19.04.2013 утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» №36 от 19.04.2013.
В связи с указанным, МУП «СЖКХ» обязано производить указанные работы в соответствии с вышеназванным заключением.
В соответствии с разделом 8 «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации при эксплуатации объекта «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» размещение бульдозера предусмотрено на закрытой неотапливаемой стоянке. Размещение отходов из жилищ несортированных (исключая крупногабаритный), в том числе отходов персонала полигона, мусора от бытовых помещений организаций несортированного (исключая крупногабаритный) предусмотрено на площадке складирования отходов, разбитой на три участка (три рабочие карты). По периметру рабочей карты устанавливается переносное сетчатое ограждение.
В ходе проведения обследования территории объекта «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора №520-А от 28.09.2020, должностным лицом административного органа 07.10.2020 установлено, что площадка складирования ТБО на участке 1 очереди по периметру ограждена сетчатым ограждением, которое частично нарушено, за нарушенным сетчатым ограждением зафиксированы разлетевшиеся мелкие твердые коммунальные отходы. В закрытой стоянке с навесом осуществляется складирование отходов производства и потребления (пластик, провода, металлолом и другие отходы). Отходы пластика складируются в полиэтиленовых пакетах. В ходе производства по делу установлено, что данные отходы транспортировались на объект «Полигон ТБО с.п. Покур» транспортными средствами МУП «СЖКХ» с контейнерных площадок по раздельному сбору отходов, расположенных на территории с.п. Покур.
Указанные факты допущены вопреки требованиям ст.3, ч.1, 2 ст.33, ч.1 ст.36, ст.38, ч.1 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 11, 27, 30 Федерального закона от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Нарушения подтверждаются актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований №3 от 07.10.2020, фото-таблицей и план-схемой к акту, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» №36 от 19.04.2013, проектной документацией «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района», ответом директора МУП «СЖКХ» №2227 от 19.11.2020, протоколом об административном правонарушении №535-ОН от 27.11.2020.
Таким образом, выводы должностного лица о доказанности вины МУП «СЖКХ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со статьёй 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании всестороннего, полного, объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы защитника, изложенные в жалобе о нахождении с.п.Покур в удаленной труднодоступной местности, с которой отсутствует постоянное прямое наземное транспортное сообщение, в связи с чем, сотрудники предприятия вынуждены заранее подготавливать к транспортировке указанные отходы и складировать их для дальнейшей оперативной загрузки в автотранспорт предприятия, не исключает наличие состава вмененного МУП «СЖКХ» правонарушения, как и не свидетельствует об отсутствии вины данного юридического лица.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства невозможности соблюдения МУП «СЖКХ» при осуществлении деятельности проектной документации «Полигон твердых бытовых отходов в с.Покур Нижневартовского района» №36 от 19.04.2013, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют, что свидетельствует о наличии в действиях МУП «СЖКХ» вины применительно к части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы защитников МУП «СЖКХ» и представленные в их обоснование в приложении к жалобе и к письменному ходатайству от 17.02.2021 документы и фотографии не исключают факт наличия нарушения законодательства об экологической экспертизе на момент выявления 07.10.2020 должностным лицом Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора правонарушения, а то, что впоследствии допущенные нарушения были устранены МУП «СЖКХ»», на квалификацию действий не влияет, поскольку на момент выявления правонарушения, его объективная сторона была выполнена, правонарушение окончено.
Ссылки защитников МУП «СЖКХ» на то, что нарушение было допущено 07.10.2020 и устранено работниками МУП «СЖКХ» в тот же день, опровергаются материалами дела, исходя из которых сообщение о нарушении МУП «СЖКХ» природоохранного законодательства и лицензионных обязательств на объекте «Полигон ТБО с.п. Покур» с приложением фотоснимков выявленных нарушений поступило Губернатору ХМАО-Югры в сентябре 2020 года (заявитель ФИО5), а затем было передано для проведения проверки в том числе в Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора.
Приобщенные по ходатайству защитника МУП «СЖКХ» документы о производстве по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отношения к рассматриваемому делу не имеют, поскольку свидетельствуют о проверке и выводах по иному составу правонарушения, нежели рассматриваемому в рамках данного дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, преюдициального значения также не имеют.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о правомерном привлечении МУП «СЖКХ» к административной ответственности по ч.2 ст.8.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление должностного лица о назначении административного наказания №409-ОН от 03.12.2020 соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением годичного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Наказание юридическому лицу МУП «СЖКХ» назначено с учётом характера совершённого правонарушения, конкретных обстоятельств дела, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции части 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в минимальном размере.
Сроки давности привлечения к административной ответственности соблюдены. Нарушений норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену постановления, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление начальника отдела государственного экологического надзора в городе Нижневартовске, старшего государственного инспектора Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора №409-ОН от 03.12.2020 в отношении МУП «СЖКХ» оставить без изменения, а жалобу МУП «СЖКХ» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано через Нижневартовский районный суд в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья подпись Л.Р. Хлынова
КОПИЯ ВЕРНА
Подлинный документ находится в деле №12-241/2021
УИД 86RS0003-01-2020-003343-47
Нижневартовского районного суда.
Судья Хлынова Л.Р.__________________________
Судебный акт вступил (не вступил)
в законную силу «______»_________________2021 г.
Секретарь суда _______________________________