Дело №5-448/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
15 мая 2018 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Степанова Н.А., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении
ФИО2, дата года рождения, уроженки адрес, гражданки РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: адрес, студентки ------
установил:
дата старшим УУП ОП ----- УМВД России по адрес майором полиции ФИО7 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении -----, из которого следует, что дата Тимофеева А.А. с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут от площади Республики по адресу: адрес до сквера имени Чапаева адрес приняла участие в несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме демонстрации по пешеходному тротуару с использованием во время передвижения плакатов, флагов, и иных средств наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, тем самым нарушила требования ст.7 Федерального закона от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Таким образом, Тимофеева А.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Тимофеева А.А. представила суду письменное пояснение, при этом пояснила, что виновной себя в совершении административного правонарушения не признаёт. Ей было известно, что мероприятие не было согласовано с администрацией г. Чебоксары. Считает, что нет никаких оснований для привлечения её к административной ответственности, т.к. это является чрезмерным вмешательством в свободу выражения мнения, просила производство по делу прекратить из-за отсутствия вины.
В ходе рассмотрения дела Тимофеева А.А. заявила письменные ходатайства и просила вызвать в суд и допросить в качестве свидетелей сотрудников полиции, а также граждан, чьи объяснения использованы как доказательства обвинения, обеспечить ведение протокола судебного заседания и участие представителя государственного обвинения (прокурора).
Судом в удовлетворении ходатайства Тимофеевой А.А. отказано в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство о вызове в суд и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции и граждан, чьи объяснения использованы в качестве доказательств обвинения, не подлежит удовлетворению, поскольку к материалам дела приложена видеозапись с изображением публичного мероприятия, на основе которой возможно сделать выводы о виновности либо невиновности привлекаемого лица, в материалах дела имеются письменные пояснения указанных лиц и иные доказательства, положенные в обоснование обвинения.
Относительно ведения протокола судебного заседания ходатайство отклоняю, поскольку КоАП РФ, в частности, ст. 29.7 КоАП РФ, не предусмотрено обязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении административного дела судьей. В соответствии с ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется лишь при рассмотрении дела коллегиальным органом. В то же время, указанное не исключает возможность ведения протокола при рассмотрении дела и судьей.
В соответствии с ч.3 ст.24.3 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.
Судья не усматривает какой-либо необходимости в ведении протокола при рассмотрении дела, поскольку заявитель может воспользоваться своим правом на ведение аудиозаписи процесса или его видеозаписи.
При таких обстоятельствах ходатайство в части ведения протокола не подлежит удовлетворению.
В части обеспечения участия прокурора судья также ходатайство отклоняет, так как действующее законодательство об административных правонарушениях не содержит норм, обязывающих суд обеспечивать обязательное участие прокурора по делу об административном правонарушении, участие по делу и реальная явка лица, составившего протокол, обеспечены.
В судебном заседании защитники ФИО2 ФИО5 и ФИО6 поддержали пояснения ФИО2 Пояснили, что ФИО2 дала письменные пояснения под давлением. Считают неправомерным привлечение последней к административной ответственности. Кроме того просили учесть, что ФИО2 является студенткой, не работает.
В судебном заседании старший УУП ОП ----- УМВД России по адрес майор полиции ФИО7 полагал правомерным составление протокола об административном правонарушении в отношении ФИО2, просил привлечь ее к установленной законом ответственности. Пояснил, что ФИО2 держала агитационный материал, приняла участие в несанкционированном мероприятии, не могла слышала предупреждение сотрудников полиции о необходимости прекратить противоправные действия.
Судья, изучив материалы дела, выслушав ФИО2, ФИО5, ФИО6, ст. УУП ФИО7, обозрев диск с видеозаписями, приходит к следующему.
В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Положениями ст. 7 Закона предусмотрено проведение публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) с предварительным уведомлением о его проведении.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон N 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.Статья 4 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2012 года N 77 (ред. от 18.04.2016) "Об обеспечении реализации права граждан Российской Федерации на проведение в Чувашской Республике собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" (далее - Закон Чувашской Республики) устанавливает, что в случае проведения публичного мероприятия на территории городского округа, уведомление о проведении публичного мероприятия, отвечающее требованиям, предусмотренным статьей 7 Федерального закона N 54-ФЗ, подается в администрацию городского округа.
Таким образом, вышеперечисленные обязанности участника публичного мероприятия, устанавливаются для него Федеральным законом безусловно и не связываются законодателем с тем, принимало ли лицо участие в согласованном, либо не согласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии. Вне зависимости от этого участник публичного мероприятия обязан соблюдать установленный Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия в части, касающейся его обязанностей и не нарушать установленные для участников запреты.
Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким- либо проблемам.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Как следует из представленных материалов и фактических обстоятельств дела, дата ФИО6 и ФИО8, как организаторы публичного мероприятия, уведомили орган местного самоуправления - администрацию города Чебоксары - о намерении провести публичное мероприятие в форме шествия и митинга 05 мая 2018 года с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. по маршруту: от пересечения улиц Заводской и Пирогова, далее по ул. Академика А.Н. Крылова до Певческого поля, с митингом на Певческом поле, с целью: «Митинг за право быть гражданином России» с предполагаемым количеством участников - 500 человек.
Дополнением к уведомлению от 24.04.2018г., 25.04.2018г. ФИО6 указала, что указанное шествие предполагается провести по тротуарам, и на иное место проведения не согласна.
В ответ на данное уведомление 20.04.2018г. администрацией адрес ФИО6 было сообщено, что проведение публичного мероприятия в форме шествия по предложенному маршруту следования невозможно в связи с установленным запретом, согласно ст. 5 Закона Чувашской Республики от 30.11.2012 № 77. Сообщено, что 05.05.2018 г. на Певческом поле в указанный период времени запланировано проведение «Фестиваля спортивных мастер-классов». ФИО6 было предложено провести митинг на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 598 - г.Чебоксары, ул. Сосновская, д.36, центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции поселка «Сосновка».
Дополнением к уведомлению от 24.04.2018г., 25.04.2018г. и 27.04.2018г. ФИО6 указала, что указанное шествие предполагается провести по тротуарам, и на иное место проведение не согласна.
Письмом от дата администрацией адрес повторно предложено провести публичное мероприятие в форме митинга на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 № 598 – г.Чебоксары, ул. Сосновская, д.36, центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции поселка «Сосновка».
Из приведенных выше доказательств, а также рапорта старшего УУП ОУУП и ПДН ОП ----- УМВД России по адрес ФИО7, видеозаписи от 05.05.2018г., исследованных в ходе судебного заседания видеозаписей следует, что Тимофеева А.А. 5 мая 2018 года с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут от площади Республики по адресу: адрес до сквера имени Чапаева адрес приняла участие в несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме демонстрации по пешеходному тротуару с использованием во время передвижения плакатов, флагов, и иных средств наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала.
Решением Ленинского районного суда адрес от 28.04.2018г. ФИО6 отказано в удовлетворении иска к администрации адрес о признании незаконным действия по несогласованию публичного мероприятия в форме шествия, которое предполагается провести дата, с 14.00 до 18.00 по маршруту адрес, от пересечения улиц Заводской и Пирогова, далее по ул. Академика А. Н. Крылова до Певческого поля, с митингом на Певческом поле; по отказу в проведении альтернативного публичного мероприятия в форме шествия, которое предлагается провести дата, с 14.00 до 18.00, по маршруту: адрес, от пл. Республики, далее – по адрес, пр-ту Ленина до сквера им. В.И. Чапаева с митингом в сквере им. В.И. Чапаева, около памятника В.И. Чапаеву и предложению альтернативного места.
Из материалов дела следует, что ФИО2 дата с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут от площади Республики по адресу: адрес до сквера имени Чапаева адрес приняла участие в несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме демонстрации по пешеходному тротуару с использованием во время передвижения плакатов, флагов, и иных средств наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, тем самым нарушила требования ст.ст. 6, 17 Федерального закона от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении -----, составленным дата старшим УУП ОП ----- УМВД России по адрес ФИО7, в котором отражены вышеизложенные обстоятельства совершенного правонарушения; справкой просмотра видеозаписи от дата; рапортом старшего УУП ОУУП и ПДН ОП ----- УМВД России по адрес ФИО7 о совершении ФИО2 вмененных ей нарушений – участии в проведении несанкционированного публичного мероприятия в форме демонстрации по пешеходному тротуару с использованием во время передвижения плакатов, флагов, и иных средств наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие ФИО2 не реагировала.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оснований сомневаться в вышеприведенных доказательствах, у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, соответствуют друг другу и в своей совокупности устанавливают одни и те же обстоятельства правонарушения, не оспариваются и самой Тимофеевой А.А.
Несоблюдение Тимофеевой А.А. указанных выше требований закона с учетом конкретных обстоятельств дела дают правовые основания для квалификации её действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, Тимофеева А.А. подлежит привлечению к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, отсутствие смягчающих вину обстоятельств, её материальное положение, другие обстоятельства в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, полагает необходимым назначить административное наказание в виде обязательных работ. Оснований для освобождения Тимофеевой А.А. от административной ответственности не усматривается.
Применение иного вида наказания не позволит обеспечить реализацию задач административной ответственности, цель наказания, связанную с предупреждением совершения новых правонарушений.
Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлечь назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в материалах дела не имеется и заявителем не приведено.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО2 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде обязательных работ на срок 20 (двадцать) часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд адрес
Судья Н.А. Степанова