УИД 16RS0046-01-2022-017959-31
Дело № 2-11642/2022 ~ М-10926/2022
Судья Сафин А.Р. 33-7691/2023
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,
при ведении протокола помощником судьи Суфиевой А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Аухадеевой Л.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 декабря 2022 года, которым постановлено: исковые требования Зиганшиной Л.А. удовлетворить частично.
Признать решение Отдела установления пенсий № .... Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> года в части отказа в назначении Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости незаконным.
Возложить на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по применению к периодам работы Зиганшиной Л.А. с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года льготного порядка исчисления специального стажа как один год работы за один год шесть месяцев работы в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной проктологического отделения Государственного медицинского учреждения «<данные изъяты>».
Возложить на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по назначению Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости с 21 июля 2022 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зиганшина Л.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование указав, что является лицом, имеющим право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и медицинской деятельности, что подтверждается трудовой книжкой <данные изъяты> № .... от <дата> года и справкой от <дата> ...., выданной государственным медицинским учреждением «<данные изъяты>». 21 июля 2022 года истцом в адрес ответчика подано заявление о назначении пенсии. Решением отдела установления пенсий .... Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> .... истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет лечебной деятельности. Пенсионным органом периоды работы истца с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной того же отделения ГМУ «<данные изъяты>» включены в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном порядке. Зиганшина Л.А. указывает, что указанные периоды подлежали включению пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за год работы на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Согласно записей в трудовой книжке Зиганшина Л.А. принята на должность медсестры проктологического отделения <данные изъяты>, 1 января 1993 года переведена перевязочной медсестрой проктологического отделения, 28 декабря 1999 года проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое. Истец ссылается, что им была представлена справка уточняющая характер работы и условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда. Зиганшина Л.А. работала в государственном автономном учреждении здравоохранения <данные изъяты>» (далее – ГАУЗ «<данные изъяты>»). Зиганшина Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года и с 23 сентября 2004 года по 21 мая 2007 года. Работала на полную ставку при полной рабочей неделе. Принимая во внимание установление тождества наименования отделения, учитывая, что проктологическое отделение относилось к отделению хирургического профиля, спорные периоды, указанные выше в должности медсестры, перевязочной медсестры проктологического отделения ГАУЗ «<данные изъяты>» должны быть зачислены в специальный медицинский стаж в льготном исчислении. Руководствуясь изложенным, Зиганшина Л.А. просила признать незаконным решение ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан от <дата> ...., назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии с 21 июля 2022 года; применить к оспариваемым периодам работы с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной того же отделения льготный порядок исчисления пенсии; включить оспариваемые периоды работы с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной того же отделения в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за год работы на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.
Истец Зиганшина Л.А. и ее представитель Халлирахманов И.М. в суде первой инстанции исковые требования поддержали.
Представитель ответчика ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» - Исхакова А.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.
Судом принято решение в приведённой выше формулировке.
Определением Вахитовского районного суда города Казани от 10 февраля 2023 года произведена замена ответчика ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что в спорные периоды истец осуществляла работу в должности медицинской сестры, тогда как номенклатурой должностей учреждений здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено льготное исчисление периодов работы в колопроктологическом отделении операционным медицинским сестрам.
Истец Зиганшина Л.А., представитель третьего лица ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Доржиева А.Д. направила ходатайство, в котором поддержала доводы жалобы и просила рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 21 июля 2022 года Зиганшина Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением пенсионного органа от <дата> Зиганшиной Л.А. в досрочном назначении страховой пенсии отказано, стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент обращения заявителя в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации составил 26 лет 5 месяцев 4 дня, а при условии предоставления индивидуальных условий за период с 1 января 2022 года по 20 июля 2022 года, продолжительность специального стажа составит 26 лет 11 месяцев 24 дня. При этом оспариваемым решением в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости Зиганшиной Л.А. периоды работы с 1 августа 1991 года по 31 декабря 1992 года в должности медсестры проктологического отделения <данные изъяты>, с 1 января 1993 года по 28 февраля 2003 года в должности перевязочной медсестры проктологического отделения, с 1 марта 2003 года по 21 ноября 2007 года в должности палатной медсестры колопроктологического отделения ГАУЗ «<данные изъяты>» зачтены в стаж для назначения страховой пенсии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении со ссылкой на то, что номенклатурой должностей учреждений здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено льготное исчисление периодов работы в колопроктологическом отделении медицинским сестрам операционным.
Приказом от <дата> № .... проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое отделение.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица от <дата> .... <данные изъяты> в качестве ГМУ «Республиканская <данные изъяты>».
Согласно перечню медико-экономических стандартов медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29 марта 1993 года № 339 «Об организационном обеспечении перехода к экономическим методам управления в здравоохранении» отделении проктологии относится к IV разделу – хирургия.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 58 установлено тождество наименования отделения «проктологическое» наименованию отделения «колопроктологическое», предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно перечню медико-экономических стандартов медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29 марта 1993 года № 339 «Об организационном обеспечении перехода к экономическим методам управления в здравоохранении» отделении проктологии относится к IV разделу – хирургия.
Разрешая спор, с учетом вышеприведенных обстоятельств, принимая во внимание установление тождества наименования отделения, учитывая, что проктологическое отделение относилось к отделению хирургического профиля, по мнению суда первой инстанции, спорные периоды в должности медсестры, перевязочной медсестры проктологического отделения <данные изъяты>, ГМУ «Республиканская <данные изъяты>» подлежат зачислению в специальный медицинский стаж истца в льготном исчислении как один год и 6 месяцев за год работы.
С учетом включения оспариваемых периодов работы в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, суд первой инстанции пришел к выводу, что право истца на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 21 июля 2021 года.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
По общему правилу, закрепленному в статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 в период соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 включительно, применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, и с 1 января 2002 г. - Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно пункту 6 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно пункту 2 раздела 1 и пункту 4 раздела 2 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258 н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьей 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются справками, уточняющими льготный характер работы, а после регистрации исключительно выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из трудовой книжки истца следует, что Зиганшина Л.А. 1 августа 1991 года принята медсестрой проктологического отделения <данные изъяты> на основании приказа №.... от <дата>. 1 января 1993 года переведена перевязочной медсестрой проктологического отделения на основании приказа №.... от <дата>. 28 декабря 1999 года приказом № .... проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое отделение. 1 марта 2003 года истец переведена медсестрой палатной колопроктологического отделения на основании приказа №.... от <дата>. 21 ноября 2007 года уволена по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа №.... от <дата> (л.д.11).
Аналогичные сведения указаны в справках, выданных ГАУЗ «<данные изъяты>» от <дата> ...., от <дата> ...., свидетельствующие о занятости истца на ставку заработной платы в период с 1 августа 1991 года по 21 ноября 2007 года (л.д.12, 25).
Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
К периодам работы истца с 1 августа 1991 года по 31 октября 1999 года применяется Список, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым установлен льготный подсчет стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев, в том числе, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Согласно Перечню, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, засчитывалась работа медицинских сестер перевязочных отделений хирургического профиля стационаров.
Согласно Перечню, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1066 от 22 сентября 1999 года, в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, засчитывалась работа медицинских сестер перевязочных отделений хирургического профиля стационаров.
Факт отнесения палатной медицинской сестры к категории среднего медицинского персонала подтверждается Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1183н.
Согласно приказу Минздрава Российской Федерации от 24 февраля 1998 года №48 колопроктологическое отделение включено в перечень хирургических отделений стационара. Изменение наименования отделения «проктологическое» на «колопроктологическое» произошло вследствие изменения наименования врачебной специальности "проктология" на «колопроктология» согласно приказу Минздрава от 18 февраля 1997 года № 50.
Согласно приказам Минздрава от 2 марта 1979 года № 236, от 16 декабря 1096 года №888 и от 13 апреля 2007 года №265, проктологическое (колопроктологическое) отделение относится к числу отделений хирургического профиля.
Приказом ГАУЗ «<данные изъяты>» от <дата> № .... проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое отделение.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 июля 2023 года №58 установлено тождество наименования отделения «проктологическое» наименованию отделения «колопроктологическое», предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно справке ГАУЗ «<данные изъяты>» от <дата> .... Зиганшина Л.А. с 1 августа 1991 года по 31 октября 1992 года работала в должности медицинской сестры проктологического отделения, с 1 января 1993 года по 27 декабря 1999 года в должности перевязочной медсестры проктологического отделения, с 28 декабря 1999 года по 28 февраля 2003 года в должности медсестры в должности перевязочной медсестры колопроктологического отделения, с 1 марта 2003 года по 21 ноября 2007 года в должности палатной медсестры колопроктологического отделения.
С 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года; с 23 сентября 2004 года по 11 января 2006 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, а с 12 января 2006 года по 21 мая 2007 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; с 11 августа 1997 года по 28 декабря 1997 года; с 5 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года в отпуске по беременности и родам (л.д.12).
Однако данным обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки.
В связи с введением в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» отпуска по уходу за ребенком перестали включать в льготный стаж с 7 октября 1992 года.
Справкой от <дата> года № .... работодатель подтверждает, что в период с 1 августа 1991 года по 21 ноября 2007 года Зиганшина Л.А. выполняла норму рабочего времени, установленной на ставку заработной платы. Основание выдачи справки приказы, лицевые счета, личная карточка по форме Т-2.
Таким образом, в период с 1 августа 1991 года по 31 октября 1999 года Зиганшина Л.А. занимала должность среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля стационара, что дает ей право на льготное исчисление стажа в указанный период за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года.
В период с 1 марта 2003 года по 21 ноября 2007 года Зиганшина Л.А. занимала должность палатной медсестры колопроктологического отделения ГАУЗ «<данные изъяты>».
Действующий с 1 ноября 1999 года Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, предусматривает возможность зачета выслуги в вышеуказанном порядке врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В названном Приложении указаны: операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных (в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом) в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка.
В Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, такие наименования должностей как «медицинская сестра палатная», «старшая медицинская сестра» в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, отсутствуют.
Наименование должности «медицинская сестра перевязочной» Перечнем предусмотрена, но наименование отделения «колопроктологическое» не предусмотрено вышеуказанным Перечнем.
Таким образом, сам факт работы Зиганшиной Л.А. в должности «медицинской сестра перевязочной» в «колопроктологическом отделении» не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в льготный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Не поименованы такие должности и в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, установлено, что право на льготное исчисление специального стажа предоставлено операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Таким образом, поскольку вышеназванными Перечнями должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, не предусмотрена должность медицинской сестры палатной, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения периодов работы истца с 1 ноября 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должностях перевязочной медсестры проктологического отделения, медицинской сестры колопроктологического отделения в ГАУЗ «<данные изъяты>».
Таким образом, занимаемая истцом должность не предусмотрена Списком №781 от 29 октября 2002 года, Списком № 1066 от 22 сентября 1999 года как работа, дающая право на льготное исчисление стажа работы за 1 год - 1 год 6 месяцев.
Кроме того, суд первой инстанции не учел, что в периоды с 23 сентября 2004 года по 11 января 2006 года; с 12 января 2006 года по 21 мая 2007 года Зиганшина Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, которые перестали включать в льготный стаж с 7 октября 1992 года.
Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно представленной ответчиком выписке от 27 июля 2022 года из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Зиганшина Л.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования <дата>, в выписке отсутствуют данные о льготном учете какого-либо периода работы истца с кодом «хирургия».
При включении в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, периода с 1 августа 1991 года по 31 октября 1999 года за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года, специальный стаж истца с учетом периодов, включенных в этот стаж пенсионным органом, и при условии предоставления индивидуальных условий за период с 1 января 2022 года по 20 июля 2022 года, продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на дату обращения истца в пенсионный отдел 21 июля 2022 года составит более 30 лет.
Вместе с тем, вывод суда первой инстанции относительно даты, с которой истец имеет право на получение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 213 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» являются ошибочным.
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости может быть назначена досрочно (до достижения общего пенсионного возраста), однако не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2022 года составляет 48 месяцев (пункт 20 части 1, части 1.1 статьи 30, часть 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ, Приложение № 7 к Закону № 400-ФЗ).
В связи с чем решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2022 года подлежит отмене.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 декабря 2022 года по данному делу отменить в части признания незаконным решения Отдела установления пенсий № .... Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> об отказе в назначении Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложения на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по применению к периодам работы Зиганшиной Л.А. с 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года льготного порядка исчисления специального стажа как один год работы за один год шесть месяцев работы в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной проктологического отделения Государственного медицинского учреждения «<данные изъяты> больница», возложения на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по назначению Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости с 21 июля 2022 года отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи