Решение по делу № 33-7691/2023 от 05.04.2023

УИД 16RS0046-01-2022-017959-31

Дело № 2-11642/2022 ~ М-10926/2022

Судья Сафин А.Р.                                                                                   33-7691/2023

Учет № 073г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 мая 2023 года                                                                город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гиниатуллиной Ф.И., Сахиповой Г.А.,

при ведении протокола помощником судьи Суфиевой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гиниатуллиной Ф.И. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Аухадеевой Л.Р. на решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 декабря 2022 года, которым постановлено: исковые требования Зиганшиной Л.А. удовлетворить частично.

Признать решение Отдела установления пенсий № .... Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> года в части отказа в назначении Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости незаконным.

Возложить на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по применению к периодам работы Зиганшиной Л.А. с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года льготного порядка исчисления специального стажа как один год работы за один год шесть месяцев работы в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной проктологического отделения Государственного медицинского учреждения «<данные изъяты>».

Возложить на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по назначению Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости с 21 июля 2022 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Зиганшина Л.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости. В обоснование указав, что является лицом, имеющим право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от        28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной и медицинской деятельности, что подтверждается трудовой книжкой <данные изъяты>.... от <дата> года и справкой от <дата> ...., выданной государственным медицинским учреждением «<данные изъяты>». 21 июля 2022 года истцом в адрес ответчика подано заявление о назначении пенсии. Решением отдела установления пенсий .... Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> .... истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа 30 лет лечебной деятельности. Пенсионным органом периоды работы истца с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной того же отделения ГМУ «<данные изъяты>» включены в специальный стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в календарном порядке. Зиганшина Л.А. указывает, что указанные периоды подлежали включению пенсионным органом в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за год работы на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. Согласно записей в трудовой книжке Зиганшина Л.А. принята на должность медсестры проктологического отделения <данные изъяты>, 1 января 1993 года переведена перевязочной медсестрой проктологического отделения,         28 декабря 1999 года проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое. Истец ссылается, что им была представлена справка уточняющая характер работы и условия труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда. Зиганшина Л.А. работала в государственном автономном учреждении здравоохранения <данные изъяты>» (далее – ГАУЗ «<данные изъяты>»). Зиганшина Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет с          29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года и с 23 сентября 2004 года по 21 мая 2007 года. Работала на полную ставку при полной рабочей неделе. Принимая во внимание установление тождества наименования отделения, учитывая, что проктологическое отделение относилось к отделению хирургического профиля, спорные периоды, указанные выше в должности медсестры, перевязочной медсестры проктологического отделения ГАУЗ «<данные изъяты>» должны быть зачислены в специальный медицинский стаж в льготном исчислении. Руководствуясь изложенным, Зиганшина Л.А. просила признать незаконным решение ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан от <дата> ...., назначить досрочную страховую пенсию со дня обращения с заявлением о назначении пенсии с 21 июля 2022 года; применить к оспариваемым периодам работы с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной того же отделения льготный порядок исчисления пенсии; включить оспариваемые периоды работы с 1 августа 1991 года по 29 декабря 1997 года, с 1 апреля 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной того же отделения в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев за год работы на основании Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Истец Зиганшина Л.А. и ее представитель Халлирахманов И.М. в суде первой инстанции исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель третьего лица ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» - Исхакова А.А. полагала исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом принято решение в приведённой выше формулировке.

Определением Вахитовского районного суда города Казани от 10 февраля 2023 года произведена замена ответчика ГУ – Отделения ПФР по Республике Татарстан его правопреемником Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что судом не учтено то обстоятельство, что в спорные периоды истец осуществляла работу в должности медицинской сестры, тогда как номенклатурой должностей учреждений здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, предусмотрено льготное исчисление периодов работы в колопроктологическом отделении операционным медицинским сестрам.

Истец Зиганшина Л.А., представитель третьего лица ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Доржиева А.Д. направила ходатайство, в котором поддержала доводы жалобы и просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что 21 июля 2022 года Зиганшина Л.А. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по основанию, предусмотренному пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от <дата> Зиганшиной Л.А. в досрочном назначении страховой пенсии отказано, стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент обращения заявителя в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации составил 26 лет 5 месяцев 4 дня, а при условии предоставления индивидуальных условий за период с 1 января 2022 года по 20 июля 2022 года, продолжительность специального стажа составит 26 лет 11 месяцев 24 дня. При этом оспариваемым решением в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости Зиганшиной Л.А. периоды работы с 1 августа 1991 года по          31 декабря 1992 года в должности медсестры проктологического отделения <данные изъяты>, с 1 января 1993 года по 28 февраля 2003 года в должности перевязочной медсестры проктологического отделения, с 1 марта 2003 года по 21 ноября 2007 года в должности палатной медсестры колопроктологического отделения ГАУЗ «<данные изъяты>» зачтены в стаж для назначения страховой пенсии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении со ссылкой на то, что номенклатурой должностей учреждений здравоохранения, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, предусмотрено льготное исчисление периодов работы в колопроктологическом отделении медицинским сестрам операционным.

Приказом от <дата>.... проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое отделение.

Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица от <дата> .... <данные изъяты> в качестве ГМУ «Республиканская <данные изъяты>».

Согласно перечню медико-экономических стандартов медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29 марта 1993 года № 339 «Об организационном обеспечении перехода к экономическим методам управления в здравоохранении» отделении проктологии относится к IV разделу – хирургия.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 58 установлено тождество наименования отделения «проктологическое» наименованию отделения «колопроктологическое», предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Согласно перечню медико-экономических стандартов медицинской помощи, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения Республики Татарстан от 29 марта 1993 года № 339 «Об организационном обеспечении перехода к экономическим методам управления в здравоохранении» отделении проктологии относится к IV разделу – хирургия.

Разрешая спор, с учетом вышеприведенных обстоятельств, принимая во внимание установление тождества наименования отделения, учитывая, что проктологическое отделение относилось к отделению хирургического профиля, по мнению суда первой инстанции, спорные периоды в должности медсестры, перевязочной медсестры проктологического отделения <данные изъяты>, ГМУ «Республиканская <данные изъяты>» подлежат зачислению в специальный медицинский стаж истца в льготном исчислении как один год и 6 месяцев за год работы.

С учетом включения оспариваемых периодов работы в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, суд первой инстанции пришел к выводу, что право истца на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает с даты обращения в пенсионный орган, то есть с 21 июля 2021 года.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, основанными на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

По общему правилу, закрепленному в статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, определенного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 в период соответствующей деятельности, имевшей место с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 включительно, применялся Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно - Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066, и с 1 января 2002 г. - Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Согласно пункту 6 правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года № 555, основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.

Согласно пункту 2 раздела 1 и пункту 4 раздела 2 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258 н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно пункту 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьей 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы 1 - 3 статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются справками, уточняющими льготный характер работы, а после регистрации исключительно выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Из трудовой книжки истца следует, что Зиганшина Л.А. 1 августа 1991 года принята медсестрой проктологического отделения <данные изъяты> на основании приказа №.... от <дата>. 1 января 1993 года переведена перевязочной медсестрой проктологического отделения на основании приказа №.... от <дата>. 28 декабря 1999 года приказом № .... проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое отделение. 1 марта 2003 года истец переведена медсестрой палатной колопроктологического отделения на основании приказа №.... от <дата>. 21 ноября 2007 года уволена по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации на основании приказа №.... от <дата> (л.д.11).

Аналогичные сведения указаны в справках, выданных ГАУЗ «<данные изъяты>» от <дата> ...., от <дата> ...., свидетельствующие о занятости истца на ставку заработной платы в период с 1 августа 1991 года по          21 ноября 2007 года (л.д.12, 25).

Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от           6 сентября 1991 года № 464, предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам-хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

К периодам работы истца с 1 августа 1991 года по 31 октября 1999 года применяется Список, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, которым установлен льготный подсчет стажа 1 год за 1 год и 6 месяцев, в том числе, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

Согласно Перечню, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 1066 от 22 сентября 1999 года, в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, засчитывалась работа медицинских сестер перевязочных отделений хирургического профиля стационаров.

Согласно Перечню, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №1066 от 22 сентября 1999 года, в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, засчитывалась работа медицинских сестер перевязочных отделений хирургического профиля стационаров.

Факт отнесения палатной медицинской сестры к категории среднего медицинского персонала подтверждается Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года № 1183н.

Согласно приказу Минздрава Российской Федерации от 24 февраля 1998 года №48 колопроктологическое отделение включено в перечень хирургических отделений стационара. Изменение наименования отделения «проктологическое» на «колопроктологическое» произошло вследствие изменения наименования врачебной специальности "проктология" на «колопроктология» согласно приказу Минздрава от 18 февраля 1997 года № 50.

Согласно приказам Минздрава от 2 марта 1979 года № 236, от 16 декабря 1096 года №888 и от 13 апреля 2007 года №265, проктологическое (колопроктологическое) отделение относится к числу отделений хирургического профиля.

Приказом ГАУЗ «<данные изъяты>» от <дата>.... проктологическое отделение переименовано в колопроктологическое отделение.

Постановлением Минтруда Российской Федерации от 25 июля 2023 года №58 установлено тождество наименования отделения «проктологическое» наименованию отделения «колопроктологическое», предусмотренному Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

Согласно справке ГАУЗ «<данные изъяты>» от <дата> .... Зиганшина Л.А. с 1 августа 1991 года по 31 октября 1992 года работала в должности медицинской сестры проктологического отделения, с 1 января 1993 года по              27 декабря 1999 года в должности перевязочной медсестры проктологического отделения, с 28 декабря 1999 года по 28 февраля 2003 года в должности медсестры в должности перевязочной медсестры колопроктологического отделения, с 1 марта 2003 года по 21 ноября 2007 года в должности палатной медсестры колопроктологического отделения.

С 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года; с 23 сентября 2004 года по 11 января 2006 года находилась в отпуске по уходу за ребенком, а с 12 января 2006 года по 21 мая 2007 года находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет; с 11 августа 1997 года по 28 декабря 1997 года; с 5 мая 2004 года по 22 сентября 2004 года в отпуске по беременности и родам (л.д.12).

Однако данным обстоятельствам суд первой инстанции не дал оценки.

В связи с введением в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» отпуска по уходу за ребенком перестали включать в льготный стаж с            7 октября 1992 года.

Справкой от <дата> года № .... работодатель подтверждает, что в период с 1 августа 1991 года по 21 ноября 2007 года Зиганшина Л.А. выполняла норму рабочего времени, установленной на ставку заработной платы. Основание выдачи справки приказы, лицевые счета, личная карточка по форме Т-2.

Таким образом, в период с 1 августа 1991 года по 31 октября 1999 года Зиганшина Л.А. занимала должность среднего медицинского персонала отделения хирургического профиля стационара, что дает ей право на льготное исчисление стажа в указанный период за исключением периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года.

В период с 1 марта 2003 года по 21 ноября 2007 года Зиганшина Л.А. занимала должность палатной медсестры колопроктологического отделения ГАУЗ «<данные изъяты>».

Действующий с 1 ноября 1999 года Список, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, предусматривает возможность зачета выслуги в вышеуказанном порядке врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В названном Приложении указаны: операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных (в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом) в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка.

В Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, такие наименования должностей как «медицинская сестра палатная», «старшая медицинская сестра» в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, отсутствуют.

Наименование должности «медицинская сестра перевязочной» Перечнем предусмотрена, но наименование отделения «колопроктологическое» не предусмотрено вышеуказанным Перечнем.

Таким образом, сам факт работы Зиганшиной Л.А. в должности «медицинской сестра перевязочной» в «колопроктологическом отделении» не свидетельствует о ее работе, подлежащей включению в льготный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Не поименованы такие должности и в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, установлено, что право на льготное исчисление специального стажа предоставлено операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.

Таким образом, поскольку вышеназванными Перечнями должностей, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, не предусмотрена должность медицинской сестры палатной, у суда первой инстанции отсутствовали основания для включения периодов работы истца с 1 ноября 1999 года по                  23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года в должностях перевязочной медсестры проктологического отделения, медицинской сестры колопроктологического отделения в ГАУЗ «<данные изъяты>».

Таким образом, занимаемая истцом должность не предусмотрена Списком №781 от 29 октября 2002 года, Списком № 1066 от 22 сентября 1999 года как работа, дающая право на льготное исчисление стажа работы за 1 год - 1 год 6 месяцев.

Кроме того, суд первой инстанции не учел, что в периоды с 23 сентября 2004 года по 11 января 2006 года; с 12 января 2006 года по 21 мая 2007 года Зиганшина Л.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком, которые перестали включать в льготный стаж с 7 октября 1992 года.

Судебная коллегия также принимает во внимание, что согласно представленной ответчиком выписке от 27 июля 2022 года из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, Зиганшина Л.А. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования <дата>, в выписке отсутствуют данные о льготном учете какого-либо периода работы истца с кодом «хирургия».

При включении в подсчет специального стажа истца в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 6 месяцев, периода с 1 августа 1991 года по 31 октября 1999 года за исключением периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 29 декабря 1997 года по 1 апреля 1999 года, специальный стаж истца с учетом периодов, включенных в этот стаж пенсионным органом, и при условии предоставления индивидуальных условий за период с 1 января 2022 года по 20 июля 2022 года, продолжительность лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на дату обращения истца в пенсионный отдел 21 июля 2022 года составит более 30 лет.

Вместе с тем, вывод суда первой инстанции относительно даты, с которой истец имеет право на получение досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 213 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» являются ошибочным.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, страховая пенсия по старости может быть назначена досрочно (до достижения общего пенсионного возраста), однако не ранее чем через определенный период времени (срок) после выработки необходимого стажа. Данный период в 2022 года составляет 48 месяцев (пункт 20 части 1, части 1.1 статьи 30, часть 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ, Приложение № 7 к Закону № 400-ФЗ).

В связи с чем решение суда в части обязания ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости с 21 июля 2022 года подлежит отмене.

С учетом изложенного, постановленное по делу решение не может быть признано законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 13 декабря 2022 года по данному делу отменить в части признания незаконным решения Отдела установления пенсий № .... Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от <дата> об отказе в назначении Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости незаконным, возложения на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по применению к периодам работы Зиганшиной Л.А. с 29 декабря 1997 года по        1 апреля 1999 года, с 1 ноября 1999 года по 23 сентября 2004 года, с 12 мая 2007 года по 21 ноября 2007 года льготного порядка исчисления специального стажа как один год работы за один год шесть месяцев работы в должности медицинской сестры проктологического отделения, перевязочной медсестры проктологического отделения, медсестры палатной проктологического отделения Государственного медицинского учреждения «<данные изъяты> больница», возложения на государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по назначению Зиганшиной Л.А. досрочной страховой пенсии по старости с 21 июля 2022 года отменить, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок не превышающий трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 29 мая 2023 года.

Председательствующий

Судьи

33-7691/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Зиганшина Люция Ахмадулловна
Ответчики
ГУ-ОПФР по РТ Отдел установления пенсии № 5 ОПФР по РТ
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по РТ
Другие
ГАУЗ Республиканская клиническая больница МЗ РТ
Халлирахманов Ильдар Мазгарович
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
05.04.2023Передача дела судье
22.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2023Передано в экспедицию
22.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее