Решение по делу № 2-321/2018 от 05.02.2018

             

Дело № 2-321/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2018 года                          г.Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Тотмяниной М.В.

при секретаре Абрамовой А.В.,

с участием истца Лавриненко В.Г.,

представителя ответчика Никульшиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лавриненко <данные изъяты> к Администрации города Тынды о восстановлении права на внеочередное получение жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Лавриненко В.Г. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ решением Тындинского районного суда его исковые требования об обязании устранения допущенных нарушений посредством внеочередного предоставления ему жилищной субсидии, удовлетворены в полном объеме. Решение не было обжаловано и вступило в законную силу.

Начальник отдела по учету и распределению жилой площади муниципалитета Луговцова О.Ю. направила ему письмо исх. от ДД.ММ.ГГГГ о включении его в список лиц-получателей жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на 2005 год. Решение было исполнено ответчиком в добровольном порядке, и в принудительном исполнении решения потребности не возникло (посредством применения исполнительного листа), исполнительный лист не выдавался.

Однако, в последующем, ввиду отсутствия финансирования Программы переселения граждан в другие регионы РФ, как ему было сообщено в муниципалитете, предоставление субсидий было приостановлено до момента возобновления финансирование (на «неопределенное количество лет»), и до настоящего времени извещений в его адрес, о его возобновлении, о предоставлении ему права на получение субсидий или жилищного сертификата на приобретение жилья в связи с переселением из района Крайнего Севера и приравненной к нему местности не поступало. При том, что он получения таковых не отказывался.

По существу чего он обратился в жилищный отдел Администрации г. Тынды за разъяснениями. ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о включении его в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2017 году вне очереди, согласно решению Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ) Администрацией г. Тынды во внеочередном предоставлении сертификата ему было отказано.

Считает, что нарушены его права.

Просит суд обязать Администрацию города Тынды предоставить ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в другом регионе РФ (г. Москва) в 2017 году вне очереди, в соответствии с решением Тындинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, на условиях, на дату вынесения судебного постановления – ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил предоставить ему государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в 2017 году в г. Москве, исходя из социальной нормы площади жилья в размере 33 квадратных метра общей площади жилья и 95 % от средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади в г. Москве, исходя из общего стажа работы и службы в ВС РФ в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований Министерства ЖКХ Амурской области, ГАУЗ Амурской области «Тындинская больница», УФССП по Амурской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, причины неявки суду неизвестны.

Судом с учетом надлежащего извещения сторон и требований ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса определено о рассмотрении данного дела при указанной явке.

В судебном заседании истец просил суд удовлетворить требования по основаниям, изложенным в заявлении. Суду пояснил, что имеется решение суда о выделении жилищной субсидии вне очереди. По решению суда он стал вне очереди, в эти списки должны были внести изменения о том, что согласно решению суда изменяется очередность и изменяется список, то есть он становится первым. Фактически так и произошло, подтверждением чего является письмо апреля 2005 года. Муниципалитет исполнил решение суда, его включили вне очереди и на основании этого включили на 2005 год. Министерство ЖКХ Амурской области опирается на то, что истец должен был предоставить исполнительный лист. Исполнительный лист предоставляется для исполнения решения суда в принудительном порядке. Такой необходимости не было, потому что решение было исполнено. Но в последующем ему эта субсидия, так и не была предоставлена. Но он по-прежнему должен оставаться вне очереди. Пользуясь тем, что решение суда исполнено, он написал заявление на получение жилищного сертификата на 2017 год.

Представитель ответчика Администрации города Тынды Никульшина Ю.В. просила отказать в удовлетворении исковых требований. Считает, что Администрация города Тынды не является надлежащим ответчиком, так как Министерство ЖКХ Амурской области выдает сертификаты, а Администрация города только вручают гражданам присланные жилищные сертификаты.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, и дав им юридическую оценку исходя из требований ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Так, Федеральный закон от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее - Закон) устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Закона.

В статье 1 данного Закона указано, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Статьей 2 указанного Закона установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

- в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

- во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

- в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

Согласно статье 4 Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Жилищные субсидии могут использоваться гражданами только на приобретение или строительство жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - Правила), которые устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации изложенной подпрограммы.

Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

Постановлением Правительства Амурской области от 29.09.2011 N 652 (ред. от 12.05.2017) утверждено «Положение об организации работы по реализации на территории Амурской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» (далее Положение).

Основным механизмом реализации подпрограммы является выдача сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Граждане - участники подпрограммы могут реализовать свое право на улучшение жилищных условий за счет средств, предоставляемых на эти цели из федерального бюджета, только один раз.

Из материалов дела следует, что Лавриненко В.Г. состоит в списках граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, в категории граждан пенсионеры по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Органы местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в электронном виде и на бумажном носителе список граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в планируемом, с разбивкой по категориям граждан - участников подпрограммы (п.2.2 Положения).

В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год министерство на основании списков, полученных от органов местного самоуправления, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в отношении граждан - участников подпрограммы, сводный список граждан - участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, утверждает его и в течение 10 рабочих дней после утверждения представляет его государственному заказчику подпрограммы (на бумажном носителе и в электронном виде). Не допускается включение в сводный список тех граждан - участников подпрограммы, которые получили сертификат в текущем году.

Сводный список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане - участники подпрограммы, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в сводном списке по алфавиту (п. 2.4 Положения).

Расчет социальных выплат для граждан - участников подпрограммы, включенных в сводный список получателей, осуществляется исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, действующего на дату утверждения сводного списка получателей (п. 2.6 Положения).

Министерство: представляет до 20-го числа месяца, предшествующего месяцу выпуска сертификатов, установленному графиком выпуска и распределения сертификатов, государственному заказчику подпрограммы заявки на выпуск сертификатов в пределах предусмотренных этим графиком средств на предоставление социальных выплат в отношении каждой категории граждан - участников подпрограммы отдельно; до 20-го числа последнего месяца квартала, в котором был издан в соответствии с положениями пунктов 35 и 41 Правил приказ о выдаче бланков сертификатов, производит оформление лицевой стороны бланков сертификатов в соответствии с порядком заполнения бланков сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам подпрограммы, утвержденным государственным заказчиком подпрограммы, и осуществляет хранение бланков сертификатов до передачи в органы местного самоуправления (п. 3.3 Положения).

Органы местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с момента получения сертификатов из министерства заказным письмом с уведомлением о вручении извещают граждан - получателей сертификатов о времени и месте выдачи сертификатов (п. 4.2 Положения).

В судебном заседании установлено, что Лавриненко В.Г. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ был включен в список граждан на получение жилищного сертификата в 2017 года по категории «пенсионеры», что подтверждается списком пенсионеров /л.д. 11-12/.

Судом запрашивались в Министерстве ЖКХ Амурской области списки на получение жилищных сертификатов в 2017 года, однако запрос не выполнен.

Свидетель Луговцова О.Ю. суду пояснила, что Порядок учета граждан определен положением «О регистрации и учете граждан имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов крайнего севера». С 2003 года, когда вступил в силу 125 ФЗ, определились очередности: работающие граждане, пенсионеры и инвалиды. В случае изменения основания, когда граждане были поставлены на учет, то есть переход из одной очередности в другую, производился с простым переводом с сохранением даты подачи заявления. На сегодняшний день это уже не действующая редакция, но тот момент было так. То есть, если человек состоял в списке работающих граждан, потом стал пенсионером, получал пенсионное удостоверение, обращался с предъявлением этого пенсионного удостоверения. Переносили его из списка работающих граждан в список категории пенсионеры, сохраняя дату подачи заявления. Если человек написал заявление раньше Лавриненко В.Г., то и в список он включался раньше. Поэтому очередность менялась в сторону увеличения до 2012 года.

Когда внесли изменения в ноябре 2011 года, о том, когда из одной категории граждан переводят в другую, очередность Лавриненко В.Г. пошла на уменьшение, на ДД.ММ.ГГГГ – 86, на ДД.ММ.ГГГГ - 82, на ДД.ММ.ГГГГ -82, на ДД.ММ.ГГГГ - 81, на ДД.ММ.ГГГГ - 79, на ДД.ММ.ГГГГ - 66, на ДД.ММ.ГГГГ -65.

Администрация города Тынды с 01 января до 01 июля, принимает от граждан состоящих на учете на получение социальных выплат, заявления об изъявлении желания на получение государственного жилищного сертификата в определенном году. Эти заявления до 01 июля принимаются, в течение месяца формируются списки и до 01 августа отправляются в Министерство ЖКХ Амурской области. Они формируются также по категориям: работающие граждане, пенсионеры и инвалиды. На основании списков, которые были направлены в Министерство ЖКХ, там формируется сводный список по Амурской области граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат. В зависимости от того, сколько будет выделено средств на выдачу социальных выплат, Министерство ЖКХ делают выписки из сводного списка и направляют их в органы местного самоуправления. То есть конкретные граждане, которые будут получать жилищные сертификаты. В прошлом году сертификат получил один по списку инвалидов.

В силу положения статьи 2 Закона предоставление жилищного сертификата лицу, состоящему в третьей очереди, осуществляется в порядке очереди и только после обеспечения в полном объеме жилищными сертификатами лиц первой и второй очереди.

При разрешении заявленных требований, суд исходит из того, что Лавриненко В.Г. в установленном порядке поставлен на учет, Администрацией города Тында включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер его очереди – 65. Реализация данного права производится в порядке очередности в соответствии с датой постановки на учет. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что каких-либо нарушений прав Лавриненко В.Г. Администрацией города Тынды не допущено, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

Также суд отмечает, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты «в», «е», «з») Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. Соответственно, положения Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", предусматривающие определенные категории получателей жилищной субсидии, а также очередность ее предоставления исходя из особенностей этих категорий, сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан (определения от 17 июля 2012 года № 1370-О, от 24 сентября 2012 года № 1575-О, от 23 июня 2015 года № 1515-О).

Фактически требования истца направлены на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, однако ни Федеральный закон от 25.10.2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", ни Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной жилищной подпрограммы обеспечения жилищными субсидиями граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года N 153, не предусматривают внеочередного порядка предоставления субсидии для приобретения жилого помещения данной категории граждан, а напротив, устанавливают предоставление таких мер социальной поддержки исключительно в порядке очередности.

Принимая во внимание совокупность имеющихся в деле доказательств, суд, полагает, что истцом доказательств того, что его права нарушены неправильным или незаконным формированием очередности, суду не представлено.

Из материалов дела следует, что список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлен в хронологической последовательности (по дате постановке на учет) и истцом суду не представлено доказательств нарушения ответчиком очередности предоставления жилищных сертификатов, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Лавриненко В.Г. об обязании выдать ему сертификат на приобретение жилья в г. Москве до конца 2017 года.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лавриненко <данные изъяты> к Администрации города Тынды о восстановлении права на внеочередное получение жилищного сертификата, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья             подпись М.В. Тотмянина

Решение в окончательной форме принято 05 марта 2018 года.    

Копия верна                    Судья Тындинского районного суда

                            М.В. Тотмянина

2-321/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Лавриненко В.Г.
Ответчики
Администрация г. Тынды
Суд
Тындинский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
tindinskiy.amr.sudrf.ru
05.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
05.02.2018Передача материалов судье
05.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.02.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее