Дело № 12-75, 90/2020
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Кабанск 12 ноября 2020 года
Судья Кабанского районного суда Республики Бурятия Максимов А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мисюра Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении с жалобой ИП Гань О.И. на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.12.1 КоАП РФ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Петуховой Н.Н. от 19.08.2020 г.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Петуховой Н.Н. от 19.08.2020 г. ИП Гань О.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45000 руб. Административным органом установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 21283 кв.м., расположенном в <адрес>, в границе Центральной экологической зоны Байкальской природной территории, выявлено перекрытие свободного доступа к водному объекту и его полосе, что является нарушениями природоохранного законодательства – ч. 2 ст. 6, ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ.
ИП Гань О.И. обратилась в суд с жалобой на данное постановление, прося его отменить, мотивируя следующим. Считает, что материалы дела не содержат каких-либо доказательств совершения ею указанного правонарушения, обжалуемое постановление ссылок на такие доказательств не содержит, как не содержит и конкретного вывода о том, в чем выразилось вменяемое ей правонарушение. Оно ею не совершалось, законных оснований для привлечения к административной ответственности не имеется. Установленный законом порядок привлечения к административной ответственности также нарушен административным органом.
В судебном заседании ИП Гань О.И. на жалобе настаивала, суду пояснила, что данный земельный участок находится у нее в аренде, она купила расположенные на нем 17 гостевых домиков. Она еще в них не работает, производит ремонт. Забор на бетонном основании она не строила, он уже был там. Проход к берегу есть, калитка на земельный участок всегда открыта.
Защитник заявителя жалобы по доверенности Дабаев Э.Ч. жалобу поддержал, суду пояснил, что по делу не установлены границы земельного участка и кто собственник забора, кто его поставил. Имеется свободный доступ на берег, т.к. участок делится на две части, идут два забора, один забор отделяет проход к озеру от второй части участка, где находятся постройки. Истекли сроки привлечения к административной ответственности, т.к. прошло более 3-х месяцев. Не установлено что ГаньО.И. ведет деятельность как ИП на данном объекте. Не были установлены смягчающие обстоятельства, то, что она совершила правонарушение впервые, не установлено имущественное положение.
Должностное лицо, вынесшее постановление – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Петухова Н.Н. против жалобы возражала, суду пояснила, что северо-западная граница земельного участка проходит в 7-10 метрах от уреза воды, что было зафиксировано. Береговая полоса составляет 20 м. и должна быть свободна. При помощи GPS-навигатора она установила взятые ею две угловые точки забора по столбам, наложила их на картографический материал. Границы забора с границами земельного участка не сопоставляла. Гань по ЕГРИП является ИП, по ЕГРН земельный участок предоставлен для размещения базы отдыха, вследствие чего она привлечена к административной ответственности как ИП.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд читает установленным имеющимися в материалах дела доказательствами факт того, что доступ к водному объекту – озеру Байкал и его береговой полосе, составляющей 20 м., ограничен металлическим решетчатым забором на бетонном основании.
Вместе с тем в ходе производства по данному делу административным органом путем установления точек координат расположения забора и их сопоставления с границами (точками координат) земельного участка или иным образом не установлено, расположен ли данный забор по границе или в границах земельного участка с кадастровым номером №? находящегося в аренде у Гань О.И., а значит несет ли она ответственность за его размещение, вследствие чего не установлены достаточные основания для привлечения ее к административной ответственности за данное правонарушение.
Должным образом в постановлении по делу не мотивированы выводы должностного лица административного органа о привлечении к административной ответственности Гань О.И. именно как ИП, а не физического лица, в связи с чем доводы апеллянта в этой части являются обоснованными.
Ввиду изложенного данное постановление подлежит отмене на новое рассмотрение, поскольку допущенные нарушения является устранимыми, сроки привлечения к административной ответственности не истекли.
Заслуживают внимания и требуют анализа и оценки при новом рассмотрении дела доводы апеллянта и в части неустановления (неуказания в постановлении) административным органом смягчающих административную ответственность обстоятельств, в т.ч. такому обстоятельству, как совершение административного правонарушения впервые (ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ), и имущественного положения привлекаемого к административной ответственности лица (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ). В данном случае имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, не выяснялось, при отсутствии смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств без какой-либо мотивировки и обоснования назначено наказание в виде административного штрафа в размере 45000 руб., в то время как санкцией предусмотрен штраф от 40000 до 50 000 руб., а общие начала назначения наказания подразумевают назначение размера наказания от меньшего к большему, с учетом в силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (норма ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ подлежит применению не только к физическим лицам, но и к должностным лицам и ИП как являющимся физическими лицами, имеющими особый статус).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении по ст. 8.12.1 КоАП РФ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Иркутской области и Байкальской природной территории Петуховой Н.Н. от 19.08.2020 г. в отношении ИП Гань О.И. отменить, дело направить на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.
Судья А.А. Максимов