Решение принято в окончательной форме 18 февраля 2021 г.
Дело № 2-190/2021
УИД: 76RS0016-01-2020-003641-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Фоминой Т.Ю., при секретаре Морозовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» к Незамаеву Дмитрию Витальевичу, Рыжкову Владимиру Геннадьевичу, Киселеву Алексею Алексеевичу, Жеглову Дмитрию Александровичу, Шубиной Екатерине Дмитриевне об обеспечении доступа в жилые помещения для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Управляющая организация многоквартирными домами <адрес>» (далее – АО «<адрес>») обратилось в суд с иском к собственникам квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, об обеспечении доступа в жилые помещения с целью проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе к ФИО2, ФИО3 (<адрес>), ФИО13, ФИО14, ФИО15 (<адрес>), ФИО10, ФИО11, ФИО16 (<адрес>), Лэ П.М., Лэ Н.В., Лэ К.М. (<адрес>), ФИО17, ФИО18 (<адрес>), ФИО19, ФИО20 (<адрес>), ФИО6 (<адрес>), ФИО21 (<адрес>), ФИО4 (<адрес>), ФИО22 (<адрес>), ФИО5 (<адрес>), ФИО23 (<адрес>), ФИО24 (<адрес>), взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что ответчики препятствуют истцу исполнять обязанности, предусмотренные договором управления многоквартирным домом, в том числе проведению работ по проверке и обслуживанию внутридомового газового оборудования. В адрес ответчиков было направлено уведомление об обеспечении доступа в жилые помещения. Требование истца не выполнено ответчиками до настоящего времени.
Определением судьи Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены ФИО25 (<адрес>), ФИО1 (ФИО26) Е.Д. (<адрес>).
Определением Дзержинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу в части требований АО «<адрес>» к ответчикам ФИО13, ФИО14, ФИО15 (<адрес>), ФИО10, ФИО11, ФИО16 (<адрес>), Лэ П.М., Лэ Н.В., Лэ К.М. (<адрес>), ФИО17, ФИО18 (<адрес>), ФИО19, ФИО20 (<адрес>), ФИО6 (<адрес>), ФИО21, ФИО25 (<адрес>), ФИО22 (<адрес>), ФИО23 (<адрес>), ФИО24 (<адрес>).
Стороны, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От истца, АО «<адрес>», третьих лиц: АО «Газпром газораспределение Ярославль», территориальной администрации <адрес> мэрии <адрес>, поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия их представителей. Ответчики причин неявки не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. С согласия истца дело рассмотрено судом в отсутствие сторон, третьих лиц.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
В силу ст. 25 Конституции Российской Федерации жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Аналогичные нормы закона содержатся в статье 3 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В то же время ограничения данного конституционного права также определены законом, имеющим высшую юридическую силу, в частности, неприкосновенность жилища, в том числе отсутствие согласия собственника на обследование жилого помещения могут быть преодолены судебным решением.
Из разъяснений, изложенных в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации», следует, что поскольку никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, вышеназванные суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
Согласно ч. 2 ст. 1 ЖК РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Бремя содержания имущества включает в себя, в том числе, обязанность содержать свое имущество в состоянии, исключающем причинение вреда имуществу других лиц.
Статьей 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность (ч. 2 ст. 31 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования общим имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в нем.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома включена внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
На основании п. 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № граждане, юридические лица обязаны использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан; бережно относиться к жилищному фонду; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования.
В силу п. 6 Правил пользования жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 10 указанных выше Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что общее имущество многоквартирного дома должно содержаться в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.Пунктом 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено право исполнителя требовать от потребителя допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.
В соответствии с п. 34 подп. «е» данных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое или нежилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 настоящих Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ – по мере необходимости, а для ликвидации аварий – в любое время.
Судом установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: <адрес>, осуществляет управляющая организация – АО «<адрес>», на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ между истцом и АО «Газпром газораспределение Ярославль», привлеченным к участию в деле в качестве третьего лица, заключен договор № ЯФ-ВДГО/ВКГО-559(у)/19 на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обеспечению, техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, в том числе в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>. В подтверждение изложенных обстоятельств истцом в материалы дела представлены перечисленные выше договоры.
Квартира № принадлежит на праве собственности ответчику ФИО2, право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ В квартире совместно с собственником зарегистрирован по месту жительства ответчик ФИО3 (знакомый).
Квартира № принадлежит на праве собственности ответчику ФИО4 Право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ
Квартира № принадлежит на праве собственности ответчику ФИО1 (ранее – ФИО26) Е.Д. право собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ Ответчик ФИО5 не является собственником квартиры, в ней не проживает, не имеет регистрации по месту жительства, поэтому не является надлежащим ответчиком по требованиям истца.
Изложенные обстоятельства подтверждены выписками из домовой книги, выписками из ЕГРН, справкой ОАСР УВМ УМВД России по <адрес>, ответчиками не оспаривались.
В силу перечисленных выше норм, ответчики, собственники квартиры, а также проживающие в квартирах лица были обязаны обеспечить сохранность жилых помещений и, с этой целью, допускать представителей исполнителя, в данном случае управляющей организации в квартиру для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Из дела видно, что в 2020 г. неоднократно, в том числе в феврале 2020 г., в том числе 2020 г., АО «Газпром газораспределение Ярославль» в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, проводились работы по проверке внутридомового и внутриквартирного газового оборудования. Собственники помещений многоквартирного жилого дома уведомлялись истцом о проведении указанных работ, в том числе ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственников квартир направлялись по почте требования о предоставлении доступа в жилые помещения ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копиями требований, списками почтовых отправлений, ведомостями технического обслуживания, актом об отказе в допуске. Требования о предоставлении доступа были направлены по единственному известному управляющей организации адресу – адресу жилых помещений, в которые необходимо обеспечить доступ.
Доводы ответчика ФИО4, о том, что он в указанной выше квартире не проживает, сами по себе значение для разрешения спора не имеют, не могут явиться основанием для освобождения ответчика от обязательства по обеспечению сохранности жилого помещения. Утверждение ответчика о том, что управляющая организация имела возможность известить его о проверке внутридомового и внутриквартирного газового оборудования по адресу фактического проживания, который управляющей организации был известен, является голословным, доказательствами не подтверждено. По материалам дела у суда нет оснований полагать, что ответчик уведомлял истца о своем месте жительства.
Суд учитывает также то обстоятельство, что настоящее исковое заявление было предъявлено в суд ДД.ММ.ГГГГ Доступ в <адрес> ответчиком ФИО1 предоставлен в период производства по делу, ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ведомостью технического обслуживания.
Как следует из заявления АО «<адрес>», отзыва на иск со стороны АО «Газпром газораспределение Ярославль», доступ в квартиры №№ и 52 не предоставлен до настоящего времени, в том числе в течение более четырех месяцев после предъявления иска.
Бездействие ответчиков создает риск возникновения аварийной ситуации в многоквартирном доме на протяжении длительного периода времени, нарушает права иных граждан – собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, препятствует выполнению управляющей организацией возложенных на нее обязательств по управлению многоквартирным домом, по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений многоквартирного дома.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд полагает необходимым обязать ответчиков ФИО2, ФИО3 обеспечить доступ представителям истца в <адрес> для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, ответчика ФИО4 – в <адрес>.
С учетом характера заявленных истцом требований, принципа разумности и справедливости, перечисленным выше ответчикам следует установить срок для обеспечения доступа в жилое помещение – четырнадцать календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу. Данный срок представляется разумным и достаточным для совершения ответчиками действий, направленных на обеспечение представителям истца доступа в жилое помещение.
Исковые требования АО «<адрес>» к ответчикам ФИО5, ФИО1 об обеспечении доступа в <адрес> суд оставляет без удовлетворения.
При подаче иска АО «<адрес>» уплачена государственная пошлина в размере 6 000 руб., что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ данные расходы подлежат возмещению ответчиками ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1 в полном объеме, в равных долях, то есть с каждого ответчика следует взыскать по 1 500 руб.
Согласно разъяснениям пункта 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» от иска является правом, а не обязанностью истца, поэтому возмещение судебных издержек истцу при указанных обстоятельствах не может быть поставлено в зависимость от заявления им отказа от иска. Следовательно, в случае добровольного удовлетворения исковых требований ответчиком после обращения истца в суд и принятия судебного решения по такому делу судебные издержки также подлежат взысканию с ответчика.
В данном случае требования истца об обеспечении доступа в жилое помещение были удовлетворены ответчиком ФИО1 после обращения АО «<адрес>» в суд с настоящим иском, ДД.ММ.ГГГГ Поэтому расходы истца по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с ФИО1 наравне с другими ответчиками, требования к которым судом удовлетворены.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Незамаева Дмитрия Витальевича, Рыжкова Владимира Геннадьевича в течение четырнадцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить представителям АО «Управляющая организация многоквартирными домами <адрес>» доступ в квартиру по адресу: <адрес>, для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Обязать ФИО4 в течение четырнадцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить представителям АО «Управляющая организация многоквартирными домами <адрес>» доступ в квартиру по адресу: <адрес>, для проведения работ по техническому обслуживанию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
В остальной части исковые требования АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» оставить без удовлетворения.
Взыскать с Незамаева Дмитрия Витальевича, Рыжкова Владимира Геннадьевича, Киселева Алексея Алексеевича, Шубиной Екатерины Дмитриевны, с каждого, в пользу АО «Управляющая организация многоквартирными домами Дзержинского района» в возмещение судебных расходов по 1 500 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Фомина