Решение по делу № 2-1829/2023 от 22.09.2023

Дело №2-1829/2023

УИД 58RS0008-01-2023-002905-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2023 года город Пенза

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Гореловой Е.В.,

при секретаре Зоиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Пензы к Полубоярову Олегу Юрьевичу о признании права собственности отсутствующим, снятии с кадастрового учета, восстановлении сведений в ЕГРН

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Ленинского района г.Пензы, действуя в интересах субъекта Российской Федерации - Пензенской области в сфере земельного законодательства в области использования земель и охраны земель, выражающихся в создании надлежащих условий для реализации основных принципов земельного законодательства, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что проведенной прокуратурой Ленинского района г.Пензы проверкой на предмет исполнения земельного законодательства при распоряжении земельными участками на территории курорта «Ахуны г. Пензы» выявлены грубые нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Пензы поступило обращение Полубоярова О.Ю. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: <адрес>, подготовленная в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ р образуемому в порядке перераспределения земельному участку с местоположением: <адрес>, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление муниципального имущества г.Пензы (далее – УМИ г.Пензы) поступило обращение от Полубоярова О.Ю. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения которого между УМИ и Полубояровым О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и образован земельный участок с кадастровым номером площадью 1 250 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Цена за увеличение площади земельного участка составила 138231,19 руб.

В настоящее врем согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных приказом Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ /ОД, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах третьей зоны с реестровым номером 58:00-6.300 от ДД.ММ.ГГГГ, а также в границах второй зоны с реестровым номером 58:29- 6.1555 от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны <адрес> признан региональным бальнеогрязевым курортом.

Границы курорта установлены в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени В.И. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе», внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании обращений частного учреждения по управлению санаториями «Пензапрофкурорт» и карт объектов землеустройства, подготовленных кадастровым инженером ООО «Пензенский центр землеустройства и кадастра «Атлас» А.М. Кацманом.

На момент издания указанного нормативного акта правовой режим курортов, порядок установления курортов и отнесения их к курортам общесоюзного, республиканского и местного значения, был установлен статьей 39 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик 1968 года, статьей 107 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 и постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов, зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха».

Проверка показала, что вышеназванный участок входит в границы 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, т.е. располагается на территории курорта «Ахуны <адрес>».

Постановление Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 № 83 и постановление Правительства Пензенской области от 08.02.2000 № 49-пП действуют до настоящего времени.

Поскольку указанный земельный участок находится в границах 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, по мнению истца, он не подлежал передаче в частную собственность в силу прямого указания закона.

Таким образом, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между УМИ и Полубояровым О.Ю. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и образования земельного участка с кадастровым площадью 1250 кв. м, является незаконным. Земельный участок с кадастровым номером площадью 877 кв. м, фактически не прекратил свое существование и может быть приведен в прежнее состояние.

На основании изложенного прокурор Ленинского района г.Пензы просил суд признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером за Полубояровым О.Ю., имеющий адрес: <адрес>, отсутствующим; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок; восстановить в ЕГРН запись о праве собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 877 кв.м.

Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования и просит суд признать право собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, - отсутствующим; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; восстановить сведения о праве собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером площадью 877 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кеньшов В.М.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ленинского района г.Пензы Бойко О.Н. (доверенность в деле) исковые требования с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ поддержала и просила суд удовлетворить иск в полном объеме, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Полубояров О.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Полубоярова О.Ю. - адвокат Желонкина Е.Н. (ордер в деле) в судебном заседании с иском не согласилась и просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления муниципального имущества г.Пензы – Колесников В.А. (доверенность в деле) оставил решение по делу на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Минлесхоза Пензенской области – Юленков С.В. (доверенность в деле) полагал решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что согласно публичной кадастровой карте официального сайта Росреестра России, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , - расположенный по адресу: <адрес>, - не находится в границах особо охраняемых природных территорий – государственных памятников природы регионального значения «Ахунский сосновый бор» с кадастровым номером и «Ахунский дендрарий» с кадастровым номером

Представитель третьего лица администрации <адрес> Крячко Е.Ю. (доверенность в деле) оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пензенской области – Серикова В.В. (доверенность в деле) полагала исковые требования необоснованными и просила в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование сослалась на доводы, приведенные в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в соответствии с абзацем 8 пункта 16 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0241 (далее - Порядок) при государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки по иным основаниям соответствующим записям реестра прав на недвижимость присваивается статус «погашенные». Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что при присвоении сведениям, записям ЕГРН статусов «погашенные» или «архивные» такие сведения, записи не исключаются из кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость и доступны для работы с ними, в том числе для выдачи сведений, содержащихся в таких записях ЕГРН. Сведения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером в настоящее время имеют статус «архивных», поскольку указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием из него земельного участка с кадастровым номером . В связи с чем, с учетом положений части 4 статьи 1 Закона о регистрации внести в ЕГРН записи о праве собственности в отношении земельного участка, снятого с государственного кадастрового учета, не представляется возможным

Представитель третьего лица ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагали разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГБУ <адрес> «Центр ООИПТА <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ за указав, что земельный участок с кадастровым номером расположено по адресу: <адрес>, - не находится в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения «Ахунский сосновый бор» и «Ахунский дендрарий».

Третье лицо Кеньшов В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители третьего лица Кеньшова В.М. – Алексеев И.В., Блинов С.И., Волкова Ю.Ю. (доверенности в деле) в судебном заседании полагали исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и просили суд иск прокурора удовлетворить, в обоснование сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление и дополнении к нему.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании п.1 ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п.7 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения о том, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Как установлено судом и подтверждается материалами, Полубоярову О.Ю. на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок меньшей площадью 877 кв. м с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило обращение Полубоярова О.Ю. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: <адрес>, подготовленная в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ р образуемому в порядке перераспределения земельному участку с местоположением: <адрес>, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, з/у 24.

ДД.ММ.ГГГГ в УМИ <адрес> поступило обращение от Полубоярова О.Ю. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения которого между УМИ и Полубояровым О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и образован земельный участок с кадастровым номером площадью 1250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, - с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Цена за увеличение площади земельного участка составила 138231 руб. 19 коп.

ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения о перераспределении земельных участков п/23 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УМИ г. Пензы и Полубояровым О.Ю. в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности за Полубояровым О.Ю. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование по классификатору Росреестра: для индивидуальной жилой застройки, площадью 1250 кв.м, с кадастровым номером

В настоящее время ЕГРН содержит следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером местоположение: <адрес>, площадь 1250 +/- 12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, отсутствуют, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», правообладателем является Полубояров О.Ю. (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

<адрес> проведена проверка по исполнению земельного законодательства при распоряжении земельными участками на территории курорта «Ахуны <адрес>», в ходе которой выявлены нарушения, установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером входит в границы 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, т.е. располагается на территории курорта «Ахуны».

Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в границах 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, он не подлежал передаче в частную собственность.

Из материалов дела следует, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны <адрес> признан региональным бальнеогрязевым курортом.

Границы курорта установлены в соответствии с постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в <адрес>, имени ФИО5 в <адрес> и месторождения минеральных вод в <адрес>», внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании обращений частного учреждения по управлению санаториями «Пензапрофкурорт» и карт объектов землеустройства, подготовленных кадастровым инженером ООО «Пензенский центр землеустройства и кадастра «Атлас» ФИО6.

Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в предоставлении земельного участка в собственность может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Ранее в состав земель особо охраняемых природных территорий входили земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.

С момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.

Кроме того, ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) к числу ограниченных в обороте относились находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).

Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» ограничения на предоставление в собственность земельных участков, расположенных в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сняты.

В соответствии с действовавшей на момент перераспределения земельных участков и осуществления учетно-регистрационных действий редакцией подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, земельный участок, находящийся во второй зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с действующим законодательством не считался ограниченным в обороте.

Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и на основании Постановления об установлении границ и режима округов санаторной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в <адрес>, имени ФИО5 в <адрес> и месторождения минеральных вод в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в реестр границ ЕГРН в отношении спорного земельного участка внесены сведения о границе второй зоны округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в <адрес> с учетным реестровым номером границ .

В соответствии с ограничениями, установленными для указанной зоны, в ней запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Кроме того, в ЕГРН в отношении спорного земельного участка имеются сведения о нахождении его в границе третьей зоны округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в <адрес>, согласно которой устанавливается режим использования с учетом следующих требований: вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в Российской Федерации ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природо-пользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» не регулируются земельные отношения, а регулируются отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо-охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

Указанные нормы устанавливают общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации режим хозяйствования, природопользования и проживания, определяют полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.

Вместе с тем, из материалов дела, в частности выписки из ЕГРН в отношении спорного земельного участка, следует, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий (статья 83 ЗК РФ), сведения об отнесении данного земельного участка к особо охраняемым природным территориям, включении его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте в материалы дела не представлены.

Кроме того, с момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 ЗК РФ, вследствие чего режим ограниченных в обороте земель на спорный земельный участок не распространяется.

Помимо прочего, пунктом 2 статьи 3.1. Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» введена в действие ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 505-ФЗ установлено, что оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Эти земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения статьи 3.1 Федерального закона № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» и статьями 27 и 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ законодателем снято ограничение с оборота земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, созданных до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ №О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в том числе в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, так как курорты являлись разновидностями особо охраняемых природных территорий.

Учитывая приведенные положения действующего законодательства, следует, что запрета на перераспределение земельного участка с кадастровым номером и земель муниципальной собственности расположенного в границах охранных зон с особыми условиями использования природных территорий, не имелось.

В связи с чем, вопреки доводам искового заявления соглашение о перераспределении спорного земельного участка заключено правомерно, при осуществлении учетно-регистрационных действий нарушений не допущено.

Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. Избрание неверного способа защиты гражданских прав является самостоятельным основанием для отказа судом в иске.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из содержания статей 13, 17, 18 Федерального закона следует, что в случае оспаривания зарегистрированного права собственности необходимо доказать недействительность правоустанавливающих документов, послуживших основанием для такой регистрации.

В абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты. При этом обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у другого лица (ответчика) титула (основания) возникновения данного права на конкретный объект и наличие такового у истца. Между тем право ответчика Полубоярова О.Ю. на спорный объект недвижимости – , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано на основании соглашения о перераспределении земельных участков п/23 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УМИ г. Пензы и Полубояровым О.Ю., которое в установленном законом порядке не отменено и не изменено.

Кроме того, истец, заявляя требования о признании отсутствующим у ответчика зарегистрированного права собственности на спорный земельный участок, каких-либо материальных требований в отношении указанного объекта недвижимости не заявил. Однако по смыслу указанных выше разъяснений Верховного Суда РФ, предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились. Ни под один из указанных случаев сложившаяся ситуация не подпадает.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством, суд приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права и об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права отсутствующим.

Поскольку требования истца о снятии с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, и восстановлении сведений о праве собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером площадью 877 кв.м. являются производными от требования о признании права отсутствующим, в их удовлетворении также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Пензы к Полубоярову Олегу Юрьевичу о признании права собственности отсутствующим, снятии с кадастрового учета, восстановлении сведений в ЕГРН – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023.

Судья - Е.В. Горелова

Дело №2-1829/2023

УИД 58RS0008-01-2023-002905-98

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2023 года город Пенза

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Гореловой Е.В.,

при секретаре Зоиной Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Пензы к Полубоярову Олегу Юрьевичу о признании права собственности отсутствующим, снятии с кадастрового учета, восстановлении сведений в ЕГРН

УСТАНОВИЛ :

Прокурор Ленинского района г.Пензы, действуя в интересах субъекта Российской Федерации - Пензенской области в сфере земельного законодательства в области использования земель и охраны земель, выражающихся в создании надлежащих условий для реализации основных принципов земельного законодательства, обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что проведенной прокуратурой Ленинского района г.Пензы проверкой на предмет исполнения земельного законодательства при распоряжении земельными участками на территории курорта «Ахуны г. Пензы» выявлены грубые нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию г.Пензы поступило обращение Полубоярова О.Ю. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: <адрес>, подготовленная в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры города Пензы от ДД.ММ.ГГГГ р образуемому в порядке перераспределения земельному участку с местоположением: <адрес>, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ в Управление муниципального имущества г.Пензы (далее – УМИ г.Пензы) поступило обращение от Полубоярова О.Ю. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения которого между УМИ и Полубояровым О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и образован земельный участок с кадастровым номером площадью 1 250 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Цена за увеличение площади земельного участка составила 138231,19 руб.

В настоящее врем согласно Карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных приказом Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ /ОД, вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-1.

Согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером полностью расположен в границах третьей зоны с реестровым номером 58:00-6.300 от ДД.ММ.ГГГГ, а также в границах второй зоны с реестровым номером 58:29- 6.1555 от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Правительства Пензенской области от ДД.ММ.ГГГГ пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны <адрес> признан региональным бальнеогрязевым курортом.

Границы курорта установлены в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 № 83 «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в Липецкой области, имени В.И. Чапаева в Саратовской области и месторождения минеральных вод в г. Пензе», внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании обращений частного учреждения по управлению санаториями «Пензапрофкурорт» и карт объектов землеустройства, подготовленных кадастровым инженером ООО «Пензенский центр землеустройства и кадастра «Атлас» А.М. Кацманом.

На момент издания указанного нормативного акта правовой режим курортов, порядок установления курортов и отнесения их к курортам общесоюзного, республиканского и местного значения, был установлен статьей 39 Основ земельного законодательства Союза ССР и Союзных Республик 1968 года, статьей 107 Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 и постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по упорядочению застройки территорий курортов, зон отдыха и строительства санаторно-курортных учреждений и учреждений отдыха».

Проверка показала, что вышеназванный участок входит в границы 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, т.е. располагается на территории курорта «Ахуны <адрес>».

Постановление Совета Министров РСФСР от 28.02.1986 № 83 и постановление Правительства Пензенской области от 08.02.2000 № 49-пП действуют до настоящего времени.

Поскольку указанный земельный участок находится в границах 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, по мнению истца, он не подлежал передаче в частную собственность в силу прямого указания закона.

Таким образом, заключенное ДД.ММ.ГГГГ между УМИ и Полубояровым О.Ю. соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и образования земельного участка с кадастровым площадью 1250 кв. м, является незаконным. Земельный участок с кадастровым номером площадью 877 кв. м, фактически не прекратил свое существование и может быть приведен в прежнее состояние.

На основании изложенного прокурор Ленинского района г.Пензы просил суд признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером за Полубояровым О.Ю., имеющий адрес: <адрес>, отсутствующим; исключить из ЕГРН запись о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок; восстановить в ЕГРН запись о праве собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером , площадью 877 кв.м.

Впоследствии истец в порядке ст.39 ГПК РФ изменил исковые требования и просит суд признать право собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес>, - отсутствующим; снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>; восстановить сведения о праве собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером площадью 877 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ определением судьи к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кеньшов В.М.

В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ленинского района г.Пензы Бойко О.Н. (доверенность в деле) исковые требования с учетом заявления в порядке ст.39 ГПК РФ поддержала и просила суд удовлетворить иск в полном объеме, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик Полубояров О.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Полубоярова О.Ю. - адвокат Желонкина Е.Н. (ордер в деле) в судебном заседании с иском не согласилась и просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, в обоснование сослалась на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица Управления муниципального имущества г.Пензы – Колесников В.А. (доверенность в деле) оставил решение по делу на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Минлесхоза Пензенской области – Юленков С.В. (доверенность в деле) полагал решение по делу на усмотрение суда, пояснив, что согласно публичной кадастровой карте официального сайта Росреестра России, установлено, что земельный участок с кадастровым номером , - расположенный по адресу: <адрес>, - не находится в границах особо охраняемых природных территорий – государственных памятников природы регионального значения «Ахунский сосновый бор» с кадастровым номером и «Ахунский дендрарий» с кадастровым номером

Представитель третьего лица администрации <адрес> Крячко Е.Ю. (доверенность в деле) оставил разрешение дела на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Пензенской области – Серикова В.В. (доверенность в деле) полагала исковые требования необоснованными и просила в удовлетворении исковых требований отказать, в обоснование сослалась на доводы, приведенные в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, что в соответствии с абзацем 8 пункта 16 Порядка ведения ЕГРН, утвержденного Приказом Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ №П/0241 (далее - Порядок) при государственной регистрации прекращения права, ограничения права, обременения объекта недвижимости, сделки по иным основаниям соответствующим записям реестра прав на недвижимость присваивается статус «погашенные». Пунктом 17 Порядка предусмотрено, что при присвоении сведениям, записям ЕГРН статусов «погашенные» или «архивные» такие сведения, записи не исключаются из кадастра недвижимости и реестра прав на недвижимость и доступны для работы с ними, в том числе для выдачи сведений, содержащихся в таких записях ЕГРН. Сведения в ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером в настоящее время имеют статус «архивных», поскольку указанный земельный участок был снят с государственного кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с образованием из него земельного участка с кадастровым номером . В связи с чем, с учетом положений части 4 статьи 1 Закона о регистрации внести в ЕГРН записи о праве собственности в отношении земельного участка, снятого с государственного кадастрового учета, не представляется возможным

Представитель третьего лица ППК «Роскадастр» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, полагали разрешение спора на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ГБУ <адрес> «Центр ООИПТА <адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ за указав, что земельный участок с кадастровым номером расположено по адресу: <адрес>, - не находится в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения «Ахунский сосновый бор» и «Ахунский дендрарий».

Третье лицо Кеньшов В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Представители третьего лица Кеньшова В.М. – Алексеев И.В., Блинов С.И., Волкова Ю.Ю. (доверенности в деле) в судебном заседании полагали исковые требования прокурора <адрес> обоснованными и просили суд иск прокурора удовлетворить, в обоснование сослались на доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление и дополнении к нему.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в т.ч. путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу п.2 ст.60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

На основании п.1 ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.

Статьей 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п.7 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения о том, что оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Как установлено судом и подтверждается материалами, Полубоярову О.Ю. на основании свидетельства о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ принадлежал земельный участок меньшей площадью 877 кв. м с кадастровым номером .

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило обращение Полубоярова О.Ю. о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, местоположение земельного участка: <адрес>, подготовленная в порядке перераспределения земельного участка с кадастровым номером .

Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ р образуемому в порядке перераспределения земельному участку с местоположением: <адрес>, присвоен адрес: Российская Федерация, <адрес>, з/у 24.

ДД.ММ.ГГГГ в УМИ <адрес> поступило обращение от Полубоярова О.Ю. о заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , по результатам рассмотрения которого между УМИ и Полубояровым О.Ю. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером и образован земельный участок с кадастровым номером площадью 1250 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, - с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства. Цена за увеличение площади земельного участка составила 138231 руб. 19 коп.

ДД.ММ.ГГГГ на основании соглашения о перераспределении земельных участков п/23 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УМИ г. Пензы и Полубояровым О.Ю. в ЕГРН внесена запись о государственной регистрации права собственности за Полубояровым О.Ю. на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование по классификатору Росреестра: для индивидуальной жилой застройки, площадью 1250 кв.м, с кадастровым номером

В настоящее время ЕГРН содержит следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером местоположение: <адрес>, площадь 1250 +/- 12 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, сведения о том, что земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, охотничьих угодий, лесничеств, отсутствуют, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные», правообладателем является Полубояров О.Ю. (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ).

<адрес> проведена проверка по исполнению земельного законодательства при распоряжении земельными участками на территории курорта «Ахуны <адрес>», в ходе которой выявлены нарушения, установлено, что спорный земельный участок с кадастровым номером входит в границы 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, т.е. располагается на территории курорта «Ахуны».

Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на то, что поскольку земельный участок с кадастровым номером находится в границах 2 и 3 зоны санитарной охраны месторождения минеральных вод <адрес>, он не подлежал передаче в частную собственность.

Из материалов дела следует, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ пП «О признании территорий курортами и лечебно-оздоровительными местностями регионального значения» курорт Ахуны <адрес> признан региональным бальнеогрязевым курортом.

Границы курорта установлены в соответствии с постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в <адрес>, имени ФИО5 в <адрес> и месторождения минеральных вод в <адрес>», внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании обращений частного учреждения по управлению санаториями «Пензапрофкурорт» и карт объектов землеустройства, подготовленных кадастровым инженером ООО «Пензенский центр землеустройства и кадастра «Атлас» ФИО6.

Согласно подпункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Анализ приведенных положений законодательства свидетельствует о том, что в предоставлении земельного участка в собственность может быть отказано в случаях, если земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте.

В частности, согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи.

Ранее в состав земель особо охраняемых природных территорий входили земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, исключены из перечня категорий особо охраняемых природных территорий, установленного статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и пунктом 2 статьи 94 Земельного кодекса Российской Федерации.

С момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 ЗК РФ.

Кроме того, ранее (до ДД.ММ.ГГГГ) к числу ограниченных в обороте относились находящиеся в государственной или муниципальной собственности участки, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ).

Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации» ограничения на предоставление в собственность земельных участков, расположенных в границах второго пояса зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сняты.

В соответствии с действовавшей на момент перераспределения земельных участков и осуществления учетно-регистрационных действий редакцией подпункта 14 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Таким образом, земельный участок, находящийся во второй зоне санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в соответствии с действующим законодательством не считался ограниченным в обороте.

Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и на основании Постановления об установлении границ и режима округов санаторной охраны курортов Варзи-Ятчи в Удмуртской АССР, Липецк в <адрес>, имени ФИО5 в <адрес> и месторождения минеральных вод в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в реестр границ ЕГРН в отношении спорного земельного участка внесены сведения о границе второй зоны округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в <адрес> с учетным реестровым номером границ .

В соответствии с ограничениями, установленными для указанной зоны, в ней запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.

Кроме того, в ЕГРН в отношении спорного земельного участка имеются сведения о нахождении его в границе третьей зоны округа санитарной охраны месторождения минеральных вод в <адрес>, согласно которой устанавливается режим использования с учетом следующих требований: вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Согласно статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в Российской Федерации ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природо-пользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно- оздоровительных местностях и курортах» не регулируются земельные отношения, а регулируются отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов, как в пределах особо-охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.

Указанные нормы устанавливают общие положения лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также режим особой охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, устанавливают в соответствии с законодательством Российской Федерации режим хозяйствования, природопользования и проживания, определяют полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов.

Вместе с тем, из материалов дела, в частности выписки из ЕГРН в отношении спорного земельного участка, следует, что спорный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов, порядок использования которой определяется в соответствии с зонированием их территорий (статья 83 ЗК РФ), сведения об отнесении данного земельного участка к особо охраняемым природным территориям, включении его в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключенной или ограниченной в установленном законом порядке в обороте в материалы дела не представлены.

Кроме того, с момента вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ (ДД.ММ.ГГГГ) земельные участки, расположенные в границах зон санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, не являются ограниченными в обороте в соответствии со статьей 27 ЗК РФ, вследствие чего режим ограниченных в обороте земель на спорный земельный участок не распространяется.

Помимо прочего, пунктом 2 статьи 3.1. Федерального закона №33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» введена в действие ДД.ММ.ГГГГ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 505-ФЗ установлено, что оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Эти земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности РФ, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством.

Согласно статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 505-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения статьи 3.1 Федерального закона № 33-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об особо охраняемых природных территориях» и статьями 27 и 95 ЗК РФ применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в ЕГРН.

Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ законодателем снято ограничение с оборота земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, включенных в границы особо охраняемых природных территорий, созданных до ДД.ММ.ГГГГ (даты вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 406-ФЗ №О внесении изменений в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), в том числе в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, так как курорты являлись разновидностями особо охраняемых природных территорий.

Учитывая приведенные положения действующего законодательства, следует, что запрета на перераспределение земельного участка с кадастровым номером и земель муниципальной собственности расположенного в границах охранных зон с особыми условиями использования природных территорий, не имелось.

В связи с чем, вопреки доводам искового заявления соглашение о перераспределении спорного земельного участка заключено правомерно, при осуществлении учетно-регистрационных действий нарушений не допущено.

Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, при этом обязанность представить в суд соответствующие доказательства законом возложена на стороны и лиц, участвующих в деле.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца. Избрание неверного способа защиты гражданских прав является самостоятельным основанием для отказа судом в иске.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Из содержания статей 13, 17, 18 Федерального закона следует, что в случае оспаривания зарегистрированного права собственности необходимо доказать недействительность правоустанавливающих документов, послуживших основанием для такой регистрации.

В абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ , Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Таким образом, иск о признании права отсутствующим возможен лишь при фактическом владении истцом спорным имуществом и при отсутствии иных способов защиты. При этом обязательным основанием иска о признании права отсутствующим является отсутствие у другого лица (ответчика) титула (основания) возникновения данного права на конкретный объект и наличие такового у истца. Между тем право ответчика Полубоярова О.Ю. на спорный объект недвижимости – , расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано на основании соглашения о перераспределении земельных участков п/23 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между УМИ г. Пензы и Полубояровым О.Ю., которое в установленном законом порядке не отменено и не изменено.

Кроме того, истец, заявляя требования о признании отсутствующим у ответчика зарегистрированного права собственности на спорный земельный участок, каких-либо материальных требований в отношении указанного объекта недвижимости не заявил. Однако по смыслу указанных выше разъяснений Верховного Суда РФ, предъявление иска о признании права отсутствующим возможно в случае, если право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились. Ни под один из указанных случаев сложившаяся ситуация не подпадает.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что иск о признании права отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством, суд приходит к выводу об избрании истцом ненадлежащего способа защиты права и об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права отсутствующим.

Поскольку требования истца о снятии с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, и восстановлении сведений о праве собственности Полубоярова О.Ю. на земельный участок с кадастровым номером площадью 877 кв.м. являются производными от требования о признании права отсутствующим, в их удовлетворении также следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ :

В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г. Пензы к Полубоярову Олегу Юрьевичу о признании права собственности отсутствующим, снятии с кадастрового учета, восстановлении сведений в ЕГРН – отказать.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2023.

Судья - Е.В. Горелова

2-1829/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Пензы
Ответчики
Полубояров Олег Юрьевич
Другие
ГКУ "Центр особо охраняемых и иных природных территорий и акваторий Пензенской области"
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области
Администрация г. Пензы
Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
Филиал ВГБУ "ФКП Росреестра по Пензенской области"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Пенза
Судья
Горелова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhnii.pnz.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2023Подготовка дела (собеседование)
26.10.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Подготовка дела (собеседование)
09.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
13.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее