В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33а-2963/2022(2а-506/2022)
Строка № 024а
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 мая 2022 года судебная коллегия по административным делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Андреевой Н.В.,
судей Калугиной С.В., Меремьянина Р.В.
при секретаре Батуркиной О.О., -
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой Н.В.,
дело по административному исковому заявлению Кузнецова Дмитрия Юрьевича, Мальцева Егора Александровича, Кадкина Дениса Юрьевича, Кадкина Юрия Александровича, Супонина Александра Юрьевича, Муляр Владимира Александровича, Выборных Виталия Николаевича, Чальцевой Надежды Александровны, Хаустова Игоря Сергеевича, Хаустова Андрея Александровича, Хаустова Сергея Александровича, Мищенко Дмитрия Александровича, Паниной Ирины Ивановны, Шульгина Николая Александровича, Гудеевой Екатерины Андреевны, Троценко Ирины Борисовны, Черных Елены Владимировны, Чеботаревой Оксаны Александровны, Плотниковой Ларисы Александровны, Тюрина Максима Николаевича, Тюрина Антона Борисовича, Испирян Григория Мхитаровича, Испирян Евгения Григорьевича, Камыниной Юлии Юрьевны, Корчагина Бориса Павловича, Красильникова Сергея Юрьевича, Мосягина Николая Васильевича, Степанова Артема Евгеньевича, Иванниковой Елены Николаевны, Гарнага Елены Владимировны, Дрокина Евгения Михайловича, Дрокина Александра Михайловича, Шестакова Александра Васильевича, Антонюк Валентины Петровны, Ткачева Романа Алексеевича, Чубуковой Анастасии Сергеевны, Исмаилова Виктора Мамедовича, Игнатова Юрия Александровича к департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области о признании незаконным бездействия по не исполнению обязанности проведения защитных мероприятий по защите от негативного воздействия вод, заключающееся в неисполнении обязанности в срок до 1 декабря 2021 года (текущего года) согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, о возложении обязанности провести защитные мероприятия по защите от негативного воздействия вод в границах установленной зоны затопления территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках р. Дон. р. Девица, р.Еманча 1% обеспеченности в кадастровом квартале №, <адрес>
по апелляционной жалобе административных истцов
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 января 2022 года
(судья райсуда Шумейко Е.С.),
У С Т А Н О В И Л А:
административные истцы являются собственниками земельных участков с разрешенным видом использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенных в кадастровом квартале № по адресу: <адрес>
25.01.2021 года приказом Донского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов были установлены границы зон затопления территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области (т.1, л.д.79-80).
18.02.2021 года, согласно сведениям ЕГРН, на использование земельных участков, расположенных в этой зоне, в том числе и земельных участков административных истцов, установлены ограничения (реестровый номер № от 18.02.2021 года) - граница зоны затопления паводком 1% обеспеченности.
Административные истцы, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, а также на нарушение своих прав запретом на возведение на принадлежащих им земельных участках объектов капительного строительства без обеспечения инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления и необходимости проведения защитных мероприятий, обратились в районный суд с административным иском к департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области, в котором просили признать незаконным бездействие по неисполнению обязанности в срок до 1 декабря 2021 года согласовать с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период, и мероприятия, направленные на их достижение, возложить на административного ответчика обязанность провести защитные мероприятия по защите от негативного воздействия вод в границах установленной зоны затопления территории Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области при половодьях и паводках <адрес> обеспеченности в кадастровом квартале №, по адресу: <адрес>
Решением Центрального районного суда г.Воронежа от 13 января 2022 года в удовлетворении заявленных требований отказано (т.3, л.д.86-87,88-92).
В апелляционной жалобе административных истцов, поданной представителем Киреевой В.А., ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, без оценки того обстоятельства, что в согласованные до 1 декабря 2021 года целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период не включены мероприятия в отношении земельных участков, расположенных в зоне подтопления Девицкого сельского поселения, и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований (т.3, л.д.142-148).
В судебное заседание явились представители сторон: административных истцов - Киреева В.А., административного ответчика – Бурахин К.Ю..
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О слушании дела извещены надлежаще (т.3, л.д.171-172,174-214), в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя административных истцов Кирееву В.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя административного ответчика Бурахина К.Ю., полагавшего решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая заявленные требования, районный суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального права, подлежащие применению – положения Водного кодекса Российской Федерации, иные нормативные акты, регулирующие возникшие правоотношения, и, дав надлежащую оценку представленным доказательствам, пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда.
В силу пункта 2 части 1 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 26 Водного кодекса Российской Федерации средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 данной статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми, исходя из положений пункта 1 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 N 629, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, в соответствии с примерным перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
С учетом приведенных выше нормативных положений, обязательным условием осуществления административным ответчиком мероприятий по охране конкретного водного объекта является включение их в согласованный с Федеральным агентством водных ресурсов и утвержденный перечень мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, на определенный год и поступление денежных средств в виде субвенций федерального бюджета на соответствующие мероприятия.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судом и не оспаривается в апелляционной жалобе, департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области до 1 декабря текущего финансового 2021 года были согласованы с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период, и мероприятия, направленные на их достижение.
Таким образом, какого-либо бездействия административным ответчиком не допущено, в связи с чем районный суд правомерно отказал в удовлетворении административного иска.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к указанию на допущенное бездействие административного ответчика по не включению в план мероприятий действий в отношении земельных участков, расположенных в зоне подтопления Девицкого сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.10.2020 №846, вступивший в законную силу с 01.01.2021 года, не предусматривает проведение каких-либо действий в отношении земельных участков.
В силу п.п.1,2 данного Перечня предусмотрено проведение мероприятий лишь по осуществлению мер в отношении водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
Как указано выше, проведение мероприятий в отношении земельных участков, как поставлен вопрос административными истцами, данным нормативным актом не предусмотрено.
Кроме того, по состоянию на апрель 2021 года целевые прогнозные показатели на очередной 2021 финансовый год и плановый период и мероприятия, направленные на их достижение, не только были согласованы, но и на их реализацию были предоставлены средства федерального бюджета (т.2, л.д.207-209).
Зона подтопления в отношении земельных участков административных истцов была установлена только в феврале 2021 года, поэтому рассмотрение вопросов о согласовании включения каких-либо мероприятий в отношении водных объектов зоны на 2021 год с очевидностью являлось преждевременным.
Доводы апелляционной жалобы административных истцов выводы, изложенные в решении районного суда, не опровергают, и не содержат оснований к отмене оспариваемого решения.
Решение суда по существу является правильным. Выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности. Нарушений требований ст. 84 КАС РФ при оценке доказательств судом не допущено, как и положений норм материального и процессуального права.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г.Воронежа от 13 января 2022 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу административных истцов - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей
юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи коллегии: