Дело № 2а-1160/19
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Мысковский городской суд Кемеровской области в составе
Председательствующего: Казаковой И.В.
При секретаре: Дехтеревой Т.В.
Рассмотрев в судебном заседании 19 декабря 2019 года дело по административному иску Кречетова В. В. к Администрации Мысковского городского округа о признании постановления незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Кречетов В. В. обратился с иском к Администрации Мысковского городского округа о признании постановления главы Мысковского городского округа Е.В. Тимофеева №1696-п»О назначении и проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной деятельности, подлежащей экологической экспертизе» от 08.11.2019года незаконным, который мотивировал тем, что 08 ноября 2019 г. администрацией Мысковского городского округа Кемеровской области вынесено постановление №1696-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной деятельности, подлежащей экологической экспертизе», которым постановлено:
Назначить с 18.11.2019 г. общественные обсуждения (в форме слушаний) по вопросам намечаемой деятельности ООО «Разрез Кузнецкий Южный» и объектам государственной экологической экспертизы: проектной документации «Строительство участка горных работ «Чуазасский». Первая очередь, техническому заданию по оценке воздействия на окружающую среду.
Определить период проведения общественных обсуждений по вопросам намечаемой деятельности в форме слушаний с 18.11.2019 г. по 18.12.2019 г.
Место проведения здание ДК им. Горького по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, ул. Ленина, д. 8а. Дата и время проведении общественных слушаний: 23.12.2019 г. в 18час. 00 мин.
Создать и утвердить состав комиссии по проведению общественных обсуждений по намечаемой деятельности в форме слушаний согласно приложению.
Организатору общественных обсуждений ООО «Разрез Кузнецкий Южный» 652845, Россия, Кемеровская область, г. Мыски ул. Энергетиков, д. 2, пом. 2/2 (Зарубин Н. Ю.) рекомендовать:организовать и провести общественные обсуждения по намечаемым в форме слушаний в соответствии с Порядком организации общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации, планируемой или иной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского округа, утвержденным решением Совета народных депутатов Мысковского городского округа от 17.05.2017 № 28-н;4.1на период проведения общественных обсуждений по намечаемой деятельности обеспечить для населения Мысковского городского округа доступность в ознакомлении с документацией по вопросам намечаемой деятельности;4.2- материалы технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду, предварительной оценки воздействия на окружающую и проектную документацию доступны в здании ДК им. Горького по адресу: Кемеровская область, г. Мыски, ул. Ленина, 8А, фойе, время работы пн-пт 8:00-17:00, обед с 12:00-13:00.;4.3-обеспечить информирование населения о проведении общественных обсуждений по намечаемой деятельности через средства массовой информации;4.4-обеспечить учет общественного мнения, сбор письменных замечаний и предложений по вопросу намечаемой деятельности.
Считает указанное постановление незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации" является приложением к Приказу Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 N 372 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.07.2000 N 2302).
Как сказано в преамбуле Положения, «настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы».
Согласно п. 2.5 Положения, обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.
Согласно п. 2.7 Положения, заказчик обязан предоставить всем участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации (принцип достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу).
В разделе III Положения обозначены этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Как указано в п. 3.1 Положения, первым этапом ОВОС является уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.
Далее, в пункте 3.1.1, обозначено, что в ходе первого этапа заказчик:
подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации;
документами;
информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2, 4.3 и 4.4 настоящего Положения;
проводит предварительную оценку по основным положениям пункта 3.2.2 и документирует ее результаты;
проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.
В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:
о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;
о состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;
о возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.
Согласно п. 3.1.2 Положения, на основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:
наименование и адрес заказчика (исполнителя);
сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;
основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;
основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;
предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
При составлении ТЗ заказчик учитывает требования специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ рассылается участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду по их запросам и доступно для общественности в течение всего времени проведения оценки воздействия на окружающую среду.
ТЗ на проведение оценки воздействия на окружающую среду является частью материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Как следует из п. 4.1 Положения, информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.
Пункт 4.2 Положения разъясняет, что участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.
Таким образом, Положением N 372 предусмотрены три этапа проведения оценки воздействия на окружающую среду:
уведомление, предварительная оценка и составление
технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду (пункт 3.1 Положения);
проведение исследований по оценке воздействия на
окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (пункт 3.2 Положения);
подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду (пункт 3.3 Положения).
Пунктом 4.3 Положения предусмотрено, что информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:
названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;
наименовании и адресе заказчика или его представителя;
примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;
органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;
предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум и т.п.), а также форме представления замечаний и предложений;
сроках и месте доступности ТЗ по оценке воздействия на окружающую среду;
иной информации.
Заказчик принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации в соответствии с пунктом 3.1.1. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду (пункт 4.5 Положения).
На втором этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду (пункт 4.7 Положения).
В рамках данного этапа заказчик предоставляет возможность общественности ознакомиться с предварительным вариантом материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности и представить свои замечания в соответствии с разделом 4 Положения (пункт 3.2.3 Положения).
Согласно пункту 4.10 Положения представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).
Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
Из приведенных положений следует, что общественные слушания проводятся в рамках второго этапа проведения оценки воздействия на окружающую среду Порядок проведения оценки воздействия на окружающую среду нарушен следующим образом:
Пропущен первый этап оценки воздействия на окружающую среду.
С 18.11.2019 г. в ДК им. Ленина по адресу г. Мыски, ул. Ленина, 8а доступен для ознакомления документ под названием «техническое задание», утвержденный подписью генерального директора ООО «Разрез Кузнецкий Южный» Н.Ю. Зарубина, генеральным директором проектной организации ООО «СГП» Д.Ю. Зайцевым.
В документе под названием «техническое задание» для создания видимости его объемности и полноты скопированы нормы из Положения, а в качестве исходных данных в техническом задании в разделе 3 «Краткая информация о намечаемом объекте» указано лишь следующее:
«При отработке лицензионного участка недр Чуазасский предусматривается поочередно вводить в эксплуатацию две карьерные выемки: №1 и №2»
«В данной оценке воздействия рассматривается период эксплуатации с максимальной добычей 5000 тыс. т., которая будет достигнута в 2022 году».
Проект, основан на техническом задании, разработанном без участия общественности, без рассмотрения альтернативных вариантов использования лицензионного участка, таких как: как закрытый способ добычи угля, «нулевой вариант» - отказ от намечаемой деятельности.
На обозрение жителям в помещении ДК им. Горького представлена готовая, безальтернативная проектная документация разреза, разработанная не по полноценному техническому заданию, созданному с участием общественности, а на основании желания заказчика, преследующего цель наибольшего извлечения прибыли.
В соответствии с п. 3.2.1 Положения, заказчик (исполнитель) проводит исследования по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с ТЗ с учетом альтернатив реализации, целей деятельности, способов их достижения и подготавливает предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Глава администрации Мысковского городского округа Е.В. Тимофеев был обязан отклонить заявление генерального директора ООО «Разрез Кузнецкий Южный» Зарубина Н.Ю. от 10.10.2019 г. №169, ввиду грубейшего нарушения порядка оценки воздействия на окружающую среду: глава поддержал инициативу заказчика провести общественные обсуждения одновременно в рамках первого и второго этапа ОВОС. Нарушение порядка очередности установленных Положением этапов ОВОС грубо попирает право общественности и, в частности, административного истца на участие в составлении технического задания, последующем участии в обсуждении предварительных материалов ОВОС, подлежащих разработке на основе утвержденного технического задания.
Просит признать незаконным и отменить постановление главы Мысковского городского округа Е.В. Тимофеева №1696-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной деятельности, подлежащей экологической экспертизе» от 08.11.2019.
В судебном заседании истец и его представитель Андрианов М.В. иск поддержали.
Ответчик в лице представителя Политовой А.П. пояснил, что иск не признает, оснований для отказа в назначении слушаний не имелось, в связи с чем, издано постановление. Представила письменный отзыв на иск.
Заинтересованное лицо ООО «Разрез Южный» в лице представителя Кузьмина М.В. суду пояснило, что иск считает не обоснованным возражает по заявленным требованиям, считает их не обоснованными, нарушений прав истца нет, представил письменный отзыв на иск.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В преамбуле Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон "Об охране окружающей среды") установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Этим Федеральным законом определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
В статье 1 указанного Федерального закона названы используемые в нем основные понятия.
Так, под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Оценка воздействия на окружающую среду представляет собой вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.
Согласно статье 3 того же Федерального закона хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности, соблюдения прав каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участии граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду.
Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа отнесена к вопросам местного значения городского округа (пункт 3 статьи 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды", пункт 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "Об экологической экспертизе" отнесена организация общественных обсуждений среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на органы местного самоуправления возложена обязанность по оказанию содействия гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды.
В статье 33 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что наряду с предусмотренными данным Федеральным законом формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации. Органы местного самоуправления обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления.
Согласно статье 32 Федерального закона "Об охране окружающей среды" оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Требования к материалам оценки воздействия на окружающую среду устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза (пункт 1 статьи 33 Федерального закона "Об охране окружающей среды", статья 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон "Об экологической экспертизе") одним из принципов экологической экспертизы является гласность и учет общественного мнения.Документация по объектам, подлежащим экологической экспертизе, должна содержать материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления (пункт 1 статьи 4 Федерального закона "Об экологической экспертизе").
Нормативное регулирование правоотношений, связанных с проведением органами местного самоуправления обсуждений с гражданами и общественными организациями объекта государственной экологической экспертизы, на федеральном либо региональном уровне отсутствует.
Процедура проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы, регламентирована положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение об оценке воздействия), утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 г. N 372, принятым в целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.1 указанного Положения общественные обсуждения это комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с этим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.
Одним из результатов оценки воздействия на окружающую среду является выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности (пункт 1.6 Положения об оценке воздействия).
Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления (пункт 2.5 Положения об оценке воздействия).
В силу раздела 3 Положения об оценке воздействия проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется в три этапа: уведомление, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду; проведение исследования по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду; подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Из положений пунктов 3.2.3, 4.7 - 4.10 Положения об оценке воздействия следует, что общественные слушания проводятся на втором этапе оценки воздействия на окружающую среду, следовательно, предметом общественных слушаний является предварительный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду.
Анализ приведенных правовых норм в их совокупности свидетельствует о том, что общественные слушания предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду и общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы являются формами непосредственного участия населения (граждан) в осуществлении местного самоуправления городского округа в области охраны окружающей среды, а органы местного самоуправления городского округа обязаны создать населению (гражданам) условия для реализации ими права на участие в принятии решений вопросов местного значения в области охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 4.8 Положения об оценке воздействия информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1 Положения об оценке воздействия, не позднее чем за тридцать дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации (пункт 4.8 Положения об оценке воздействия).
При этом под средствами массовой информации пункты 3.1.1, 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия понимают официальные издания федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), официальные издания органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная деятельность может оказать воздействие, радио, телевидение, периодическая печать, Интернет, а также иные средства (способы), обеспечивающие распространение информации.
В пункте 4.9 Положения об оценке воздействия предусмотрено, что порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности.
Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен).
Протокол подписывается представителями органов местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.
Представление предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение тридцати дней, но не позднее чем за две недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний) (пункт 4.10 Положения об оценке воздействия).
В статье 6 Положения об общественных слушаниях определено, что общественные слушания проводит рабочая группа, которая организует исполнение данного Положения при организации и проведении общественных слушаний, организует ведение протокола общественных слушаний, организует информирование и участие общественности в общественных слушаниях, принимает регламент общественных слушаний, определяет перечень лиц, приглашаемых к участию в общественных слушаниях в качестве экспертов, назначает ведущего и секретарей общественных слушаний. В состав рабочей группы могут входить представители общественности (пункты 1, 3, 4).
Таким образом, Положением об общественных слушаниях не предусмотрено информирование общественности (населения) о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о месте проведения общественных слушаний, публикация данной информации в средствах массовой информации, указанных в пунктах 4.3, 4.4 Положения об оценке воздействия, и сроки публикации этой информации, что противоречит пункту 4.8 Положения об оценке воздействия.
Предусмотрев в пункте 9 Положения об общественных слушаниях подписание протокола общественных слушаний только заказчиком, председателем и секретарями рабочей группы, муниципальный законодатель вступил в противоречие с пунктом 4.9 Положения об оценке воздействия.
Поскольку в Положении отсутствует регулирование правоотношений, связанных с доступностью информации о назначении, организации и проведении общественных слушаний, возникает неопределенность в вопросе о том, каким образом представители общественности (населения) могут реализовать право на участие в рабочей группе.
В связи с этим, имеются основания для вывода и о том, что осуществленным нормативным регулированием не достигается основная цель, ради которой проводятся общественные слушания, а именно: информирование общественности (населения) о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, выявление и учет их мнения в процессе оценки воздействия.
Следовательно, произведенное в Положении об общественных слушаниях правовое регулирование одних и тех же правоотношений, что и в Положении об оценке воздействия, приводит к неопределенности в вопросе, касающемся участия общественности (населения) в обсуждении предварительного варианта материалов по оценке воздействия.
В соответствии с разделом 2 положения о порядке организации и проведения общественных обсуждений по оценке воздействия на окружающую среду при реализации планируемой или осуществляемой хозяйственной или ной деятельности и по объектам экологической экспертизы на территории Мысковского городского округа, утвержденного решением совета депутатов от17 мая 2017нода №28-Н (далее - Положение об общественных обсуждениях), предметом общественных обсуждений являются объекты государственной экспертизы, указанные в статьях 11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Вместе с тем, исходя понятий общественных обсуждений, задач, которые решает данное Положение, полномочий рабочей группы по проведению общественных обсуждений, предметом общественных обсуждений является лишь один из объектов государственной экологической экспертизы, перечисленных в Федеральном законе "Об экологической экспертизе", - материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду (подпункт 4 статьи 11, подпункт 3 статьи 12 названного Федерального закона), в связи с чем, отсутствуют ясность и определенность в вопросе о том, какие объекты экологической экспертизы являются предметом общественных обсуждений.
В разделе 3 п.3.1 Положения об общественных обсуждениях определено, что общественные обсуждения объекта государственной экологической экспертизы проводятся в форме общественных слушаний, опроса, референдума или иной форме общественных обсуждений, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.
Статьей 3.5 Положения об общественных обсуждениях установлено, что глава Мысковского городского округа рассматривает обращение о намерении провести общественные обсуждения и принимает решение о назначении общественных обсуждений либо о мотивированном отказе в назначении общественных обсуждений в течение 10 рабочих дней.
Основания отказа предусмотрены в п.3.6 указанного Положения: непредоставление в обращении заказчика обосновывающей документации, предусмотренной п.3.3 настоящего Порядка.
Иных оснований не предусмотрено.
Учитывая, что обосновывающая документация в соответствии с п.3.3 Положения заказчиком была представлена, что не оспаривалось сторонами оснований для отказа в назначении общественных обсуждений у Главы Мысковского городского округа не имелось.
Довод истца о том, что оспариваемым постановлением нарушены его права в реализации своего мнения на обсуждение проекта хозяй ственной деятельности ни чем не подтверждается, поскольку он не лишен права участия в общественных обсуждениях на предмет оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в рамках назначенных общественных обсуждений.
Обжалуемым постановлением на административного истца не возложены какие либо новые права и обязанности либо ограничения.
Порядок проведения общественного обсуждения закреплен в статье 24 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ и как форма общественного контроля предполагает используемое в его целях публичное обсуждение общественно значимых вопросов, а также проектов решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, с обязательным участием в таком обсуждении уполномоченных лиц указанных органов и организаций, представителей граждан и общественных объединений, интересы которых затрагиваются соответствующим решением.
Обжалуемое Постановление главы Мысковского городского округа принято в пределах его полномочий, им обеспечено право заинтересованных граждан участвовать в заседаниях экспертной комиссии, в общественных обсуждениях (в форме слушаний), предоставлять свои комментарии, замечания и предложения.
Суд, оценив все доказательства по делу в совокупности, с учетом требований закона, приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований о признании Постановления №1696-п Администрации Мысковского городского округа от 08.11.2019года незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Кречетову В. В. к Администрации Мысковского городского округа о признании незаконным постановления главы Мысковского городского округа Е.В. Тимофеева №1696-п «О назначении и проведении общественных обсуждений по намечаемой хозяйственной деятельности, подлежащей экологической экспертизе» от 08.11.2019года незаконным,- отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме будет изготовлено в течение 5 дней.
Резолютивная часть решения оглашена 19.12.2019года.
Судья И.В. Казакова
Решение в окончательном виде изготовлено 25.12.2019 года.
Судья И.В. Казакова