Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
именем Российской Федерации
29 января 2020 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело в„– 3Р°-427/2020 РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Ляшенко Р.Р’. РѕР± установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
СЃ участием Ляшенко Р.Р’.
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Ляшенко Р.Р’. обратилась РІ Самарский областной СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, РІ котором просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„– равной рыночной стоимости РІ размере 972 332 СЂСѓР±.. нежилого помещения СЃ кадастровым номером в„–- РІ размере 1 026 187 СЂСѓР±.. Р’ ходатайстве, направленном РІ СЃСѓРґ, просила восстановить пропущенный СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая ее права и обязанности как плательщика налога на имущество.
Р’ судебном заседании Ляшенко Р.Р’. поддержала заявленные требования РІ соответствии СЃ доводами, изложенными РІ административном РёСЃРєРѕРІРѕРј заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, а также заинтересованное лицо - Администрация г.о. Самары не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Лозовской О.А. требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует РёР· материалов дела, Ляшенко Р.Р’. РЅР° праве собственности принадлежит нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„– площадью 39,0 РєРІ. Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>, РїРѕРј. РЅ23; нежилое помещение СЃ кадастровым номером в„– площадью 36,7 РєРІ. Рј., расположенное РїРѕ адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 по состоянию на 6 июня 2011 года в следующих размерах: нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 585 063,84 руб., помещения с кадастровым номером №- в размере 1 684 400,26 руб..
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, владеющего объектами недвижимости на праве собственности, как плательщика налога на имущество.
РќРµ согласившись СЃ кадастровой стоимостью нежилых помещений Рё считая СЃРІРѕРё права нарушенными, 25 декабря 2019 РіРѕРґР° Ляшенко Р.Р’. СЃ РїСЂРѕРїСѓСЃРєРѕРј СЃСЂРѕРєР° обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ заявленными требованиями, рассматриваемыми РІ рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
Р’ обоснование заявленных требований административный истец представила отчет РѕР± оценке рыночной стоимости в„–, выполненный 20 декабря 2019 РіРѕРґР° индивидуальным предпринимателем Р¤РРћ1
Указанным отчетом рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № определена по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 026 187 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № – в размере 972 332 руб. на ту же дату.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 6 июня 2011 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Для оценки оценщик применил сравнительный и доходный подходы.
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административного истца в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года, на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости установленной отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
РР· материалов дела следует, что датой обращения административного истца РІ СЃСѓРґ является 25 декабря 2019 РіРѕРґР°, что следует отразить РІ резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Требования Ляшенко Р.Р’. удовлетворить.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 39,0 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, помещение н23, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 1 026 187 руб..
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 36,7 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 6 июня 2011 года в размере 972 332 руб.
Датой обращения Ляшенко Р.Р’. РІ СЃСѓРґ считать 25 декабря 2019 РіРѕРґР°.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
РЎСѓРґСЊСЏ Рў.Рђ.Р РѕРґРёРЅР°
Мотивированное решение изготовлено 31 января 2020 года.