Решение по делу № 2а-661/2020 от 17.08.2020

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

г.Железногорск-Илимский 20 августа 2020 года

Нижнеилимский районный суд Иркутской области в составе: председательствующей судьи Кайзер Н.В.,

при помощнике судьи Горбуновой Е.В.,

с участием старшего помощника прокурора Нижнеилимского района Бобрик А.А., административного истца Галайбиды В.В., представителя административного ответчика Юмашева Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-661/2020 по административному иску Галайбиды В.В. к Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от *** *** «Об отказе в регистрации Галайбиды В.В. кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения», об обязании Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Галайбида В.В. обратился в Нижнеилимский районный суд с административным исковым заявлением к Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от *** *** «Об отказе в регистрации Галайбиды В.В. кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения», об обязании Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения.

В обоснование заявленных требований указал, что дал согласие баллотироваться кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения, предоставив в ТИК все положенные документы. При приеме подписных листов член избирательной комиссии сказала, что подписи собраны неверно, так как графы 2, 3, 4, 6 и 7 должны заполнять избиратели. О том, что его не допустили на выборы, он узнал из телефонного звонка председателя ТИК ***. Считает, что не имеет значения факт того, чьей рукой заполнены графы, так как заполнение одним подчерком граф 2,3,4,5 более логично и разборчиво. Полагает, что нарушения при заполнении подписных листов произошли в связи с недоработкой ТИК, поскольку при выдаче ему подписного листа, о произошедших изменениях в законодательстве члены ТИК его не осведомили. Также полагает, что у обеих сторон есть нарушения, в которых обе стороны повинны, но которые не ущемляют права других кандидатов. С учетом уточнения, просит суд признать незаконным и отменить решение Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от *** *** «Об отказе в регистрации Галайбиды В.В. кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения» и обязать Нижнеилимскую территориальную избирательную комиссию рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения.

В судебном заседании административный истец Галайбида В.В. заявленные исковые требования, с учетом их уточнения, поддержал. По доводам, изложенным в административном иске, указал суду, что действительно данные о ФИО избирателей в подписные листы внесены сборщиком подписей Б. и ранее это не считалось нарушением. С изменениями в законе он действительно не знаком, перед тем, как принял решение баллотировать в кандидаты, он законодательство не изучал, так как думал, что все по-старому. Убежден, что разъяснение правильности заполнения подписных листов является обязанностью избирательной комиссии. Первоначально о том, что имеются нарушения при оформлении подписных листов, ему сообщили еще *** - при приеме подписных листов в Нижнеилимской ТИК. Затем, *** ему позвонил председатель ТИК Юмашев Н.И. и сообщил о том, что с подписными листами проблемы, сообщал ли Юмашев Н.И. о планируемом *** заседании комиссии по решению вопроса о регистрации его в качестве кандидата, он не помнит. Относительно наличия у него судимости пояснил, что о таковой ему ничего не известно.

Представитель административного ответчика Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии – председатель комиссии Юмашев Н.И., действующий на основании прав по должности, в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, приобщенном к материалам дела. Дополнительно суду пояснил, что итоговый протокол проверки подписных листов направлен Галайбиде В.В. *** заказным письмом по адресу: ***, и кроме того в этот же день он лично позвонил Галайбиде В.В., сообщил о том, что допущены нарушения при сборе подписей, известив, что заседание комиссии будет проходить ***. Также указал, что разъяснение кандидатам положений действующего законодательства к полномочиям избирательной комиссии не относится.

Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, мнение старшего помощника прокурора Бобрик А.А., полагавшей, что в удовлетворении исковых требований надлежит отказать, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.10 ст.239 КАС РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Выборы в органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области проводятся на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», иных федеральных законов, Закона Иркутской области от 11.11.2011г. №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».

В соответствии п.1 ст.10 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы органов или депутатов назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо.

В соответствии с ч.2 ст.23 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.11 Закона Иркутской области от 11.11.2011г. №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ избирательная комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, является избирательной комиссией муниципального образования.

В силу положений ч.1 ст.8 Закона Иркутской области от 11.11.2011г. №116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» подготовка и проведение муниципальных выборов, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции, установленной Федеральным законом, настоящим Законом, уставами муниципальных образований.

В соответствии п.п.1,2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости (п.2.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ).

В силу ст.34 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела, решением Думы Новоигирминского городского поселения *** от *** на *** назначены выборы главы Новоигиминского городского поселения.

В соответствии с решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссией *** от *** для регистрации гражданина кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения необходимо представить не менее 40 достоверных подписей избирателей и не более 44 подписей.

В судебном заседании установлено, что *** Галайбидой В.В. в Нижнеилимскую ТИК поданы документы о выдвижении кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения в порядке самовыдвижения, в том числе заявление о согласии баллотироваться кандидатом, в котором среди прочего указано об отсутствии у последнего судимости.

*** Галайбидой В.В. в Нижнеилимскую ТИК представлены подписные листы, содержащие подписи 44 избирателей на 9 листах, и протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения.

Решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Иркутской области от *** *** Галайбиде В.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения по основаниям, предусмотренным пп. «д», «е» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ.

Проверяя законность принятого Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии Иркутской области решения от ***, суд исходит из следующего.

Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Исходя из положений п.1 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме (п.6 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ).

Согласно п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования – изготавливаются и оформляются согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону.В соответствии с п.9 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата.

Положениями п.11 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ предусмотрено, что избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Фамилию, имя, отчество, подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно.

В силу ч.1 ст. 56 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ при проведении выборов главы муниципального образования количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, составляет 0,5 процента от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не менее десяти подписей.

Избирательная комиссия муниципального образования, а при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования по мажоритарной или смешанной избирательной системе в отношении кандидата, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, - соответствующая окружная избирательная комиссия обязана проверить соблюдение предусмотренного Федеральным законом, настоящим Законом порядка выдвижения каждого кандидата, муниципального списка кандидатов, а также достоверность биографических и иных сведений о выдвинутых кандидатах, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом. Если кандидатом или избирательным объединением, выдвинувшим кандидата, муниципального списка кандидатов, представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, указанная избирательная комиссия обязана проверить соблюдение порядка сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов, оформления подписных листов и достоверность содержащихся в них сведений и подписей избирателей (ч.1 ст.60 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ).

Избирательная комиссия, указанная в части 1 настоящей статьи, для проведения соответствующих проверок вправе образовать рабочие группы из числа членов данной избирательной комиссии, работников ее аппарата и привлеченных специалистов (ч.3 ст.60 Закона Иркутской области от 11.11.2011 N 116-ОЗ).

В силу требований пп. «л» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.

Пунктом 3 вышеуказанной статьи Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ, предусмотрено, что к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.

Судом установлено, что согласно итоговому протоколу заседания рабочей группы Нижнеилимской ТИК от ***, созданной решением Нижнеилимской ТИК от *** ***, по результатам проверки подписных листов, представленных кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения Галайбидой В.В., с учетом заключения эксперта-почерковеда ЭКЦ ГУ МВД России по *** С. от ***, установившего, что на листах 1-8 в строках 1-5 и на листе 9 в строках 1-4 записи в части указания фамилии, имени и отчества выполнены не избирателями, признаны недостоверными 44 подписи из проверенных 44 подписей.

Факт того, что ФИО избирателей в подписных листах внесены сборщиком подписей Г., а не самими избирателями, административным истцом в судебном заседании не оспаривался.

Доводы административного истца о том, что указание ФИО избирателей сборщиком подписей является несущественным нарушением, подлежат отклонению, поскольку, исходя из прямого указания закона, установление факта такого нарушения является достаточным основанием для признания подписей избирателей недействительными.

    Суд также не принимает как обоснованные доводы административного истца о том, что выявленное нарушение стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения Нижнеилимской ТИК возложенных на нее законом обязанности по разъяснению кандидатам требований по заполнению подписных листов, поскольку таковой обязанности нормами действующего законодательства на избирательные комиссии не возложено.

Равно не может быть принято во внимание и утверждение административного истца о том, что ему не были известны новые требования законодательства о заполнении подписных листов, поскольку незнание опубликованного в установленном порядке Федерального закона, не освобождает кандидата от выполнения обязанностей, возложенных не него положениями Федерального закона № 67-ФЗ.

В свете изложенного, необходимость неукоснительного соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов - прямое требование федерального закона, выполнение которого не зависит от собственного усмотрения того или иного участника избирательного процесса либо от уровня его осведомленности о требованиях действующего законодательства.

Далее, как усматривается из представленного ответа ГУ МВД России по *** *** от ***, Галайбида В.В., *** года рождения, по данным ИЦ ГУ МВД России по *** осужден *** *** районным судом *** по ст.*** УК РФ к *** годам лишения свободы с применением ст.*** УК РФ, условно, с испытательным сроком *** год. Освобожден от наказания по постановлению ГД ФС РФ от ***.

Содержание понятия «сведения о судимости кандидата» определено в подпункте 58 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, и такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, и статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 марта 2016 года № 450-О указал, что для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора (наряду с освещением иных данных, таких как гражданство, сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах и др., - статья 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.

Таким образом, обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.

В данном случае административным истцом не предоставлены сведения о своей судимости, обязательные для кандидата в депутаты в силу закона, то есть имеет место факт сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

Доводы административного истца о том, что он не привлекался к уголовной ответственности и о судимости ему ничего не известно противоречат представленным в материалах дела сведениям ИЦ ГУ МВД России по ***, при этом доказательств, опровергающих указанные сведения, суду не представлено.

    Основания для отказа в регистрации кандидата изложены в пункте 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, согласно положениям подпунктов «д» и «е» которой таковыми являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, а также сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Таким образом, у административного ответчика имелись законные основания для принятия *** решения *** «Об отказе в регистрации Галайбиды В.В. кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения».

При этом, признание рабочей группой Нижнеилимской ТИК в итоговом протоколе проверки подписных листов от *** подписей избирателей недостоверными, а не недействительными, не свидетельствует о незаконности принятого Нижнеилимской ТИК *** решения, поскольку выявленные экспертом нарушения при сборе подписей в поддержку кандидата Галайбиды В.В. являются основанием для признания подписей избирателей недействительными, и как следствие, основанием для отказа в регистрации кандидата.

Нарушений порядка и процедуры принятия вышеназванного решения судом не установлено, о назначении соответствующего заседания Галайбида В.В. был извещен лично.

При установленных по делу обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Галайбиды В.В. к Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отмене решения Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от *** *** «Об отказе в регистрации Галайбиды В.В. кандидатом на должность главы Новоигирминского городского поселения», об обязании Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии рассмотреть вопрос о регистрации его в качестве кандидата на должность главы Новоигирминского городского поселения - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеилимский районный суд Иркутской области в течение пяти дней со дня принятия судом решения.

Мотивированное решение изготовлено 21.08.2020 года.

Судья           Н.В. Кайзер

2а-661/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Галайбида Виталий Владимирович
Ответчики
Нижнеилимская территориальная избирательная комиссия
Суд
Нижнеилимский районный суд Иркутской области
Судья
Кайзер Н.В.
Дело на сайте суда
nizhneilimsky.irk.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.08.2020[*] (ст.33.1 ГПК РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (после принятия к производству)
19.08.2020Подготовка дела (собеседование)
19.08.2020Рассмотрение дела начато с начала
20.08.2020Судебное заседание
21.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2020Дело оформлено
20.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее