Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Ногинск
Ногинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Дорохиной И.В.,
при секретаре Буянове Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Головы С. В. к администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании квартиры частью жилого дома,
установил:
Голов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании квартиры частью жилого дома, в обоснование требований указал, что является собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее квартира была приватизирована, в договоре на передачу жилого помещения в собственность ошибочно указана квартира, а не часть жилого дома. Квартира № находится в одноэтажном жилом доме, состоящем из <данные изъяты>-х квартир. В каждой квартире имеются отдельные вводы на электричество, воду, отопительные автономные канализации, индивидуальные отопительные системы, отдельный лицевой счет по оплате газа по счетчику. Следовательно, у жилых помещений №№ №, расположенных в доме, не имеется общих инженерных сетей. В указанном доме нет помещений общего пользования и он не отвечает признакам многоквартирного жилого дома, перечисленным в ст. 36 ЖК РФ. Ошибка в договоре на приватизацию жилья в собственность возникла из-за ошибки в техническом паспорте БТИ. Согласно техпаспорта от ДД.ММ.ГГГГ в разделе № (техническое описание квартиры) имеется ошибка в п. №, а именно, неверно указано, что отопление, канализация и водоснабжение являются центральными. Исходя из этих признаков БТИ выдает паспорт на квартиру, а не часть жилого дома, как следовало. В дальнейшем технический паспорт с искаженными сведениями послужил основанием для приватизации. На момент приватизации ошибка не имела для него юридического значения, но на сегодняшний день он не имеет права оформить земельный участок при квартире, которым он владеет и пользуется с момента покупки квартиры: огородил его капитальным забором, посадил сад, построил хозблок с гаражом.
Просит признать квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № частью жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>
В судебное заседание истец, третьи лица Мановицкая С.Н., Поволяева Н.В. не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца Соломатина О.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме, дав суду объяснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, просит удовлетворить требования.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Ногинск» Намистюк А.Н. требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просит отказать в удовлетворении требований.
Представитель третьего лица администрации Ногинского муниципального района Дворецкова Л.А. возражает против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление, суду пояснила, что из представленных документов усматривается, что спорное жилое помещение является отдельной квартирой, просит в иске отказать.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Голов С.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>). Свидетельство о государственной регистрации права выдано истцу на объект права: квартиру (л.д. <данные изъяты>), что также подтверждается выпиской из ЕГРП (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, Голову С.Н. продана квартира (л.д.<данные изъяты>).
Согласно техническому паспорту жилого помещения, объектом права является трехкомнатная квартира № № (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, на основании вышеуказанных документов, истец является собственником жилого помещения в виде квартиры.
Истцом указано, что во всех перечисленных выше документах квартира, как объект права, указана ошибочно.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт покупки и передачи ему части жилого дома, а не квартиры, а также наличие в правоподтверждающих и правоустанавливающих документах ошибки в указании вида жилого помещения.
Согласно ч. 2, 3 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 ЖК РФ).
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома, поименованным в ЖК РФ в качестве характерного свойства, по которому объект недвижимости приобретает статус именно жилого дома, является наличие в нем комнат (а не квартир).
В свою очередь, действующее законодательство не содержит правил, позволяющих при наличии в доме нескольких квартир, признать такой дом индивидуальным жилым домом, в отношении которого возможен раздел и образование общей долевой собственности.
Понятие многоквартирного жилого дома закреплено в п. 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47; в ред. от 02.08.2007 N 494), согласно которому многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в соответствии с жилищным законодательством.
В свою очередь, понятие индивидуального жилого дома раскрывается в части третьей статьи 48 и части второй статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под "индивидуальным домом" понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, в доме № № по ул. <адрес> зарегистрировано право собственности на квартиру № № за Мановицкой С.Н., кв. № № за Поваляевой Н.В., кВ. № за Голов С.В. (л.д.<данные изъяты>).
Право собственности на квартиру № № по вышеуказанному адресу не зарегистрировано (л.д.<данные изъяты>).
Таким образом, спорный дом не является индивидуальным жилым домом в понимании части третьей статьи 48 и части второй статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Простая констатация факта, что квартира является частью дома, не снимает требований к тому, что любой объект недвижимого имущества должен обладать определенными индивидуализирующими признаками, подтверждаемыми данными кадастрового или технического учета.
Между тем, действующим законодательством не предусмотрено описание и учет части жилого дома как самостоятельного объекта недвижимого имущества, равно как и не предусмотрена возможность одновременного существования в отношении одного и того же объекта недвижимости различных правовых статусов его частей.
Таким образом, составные части объекта недвижимости должны объединяться видовыми признаками и обладать равнозначным правовым статусом, то есть, не предусмотрен законом и является недопустимым одновременный кадастровый и технический учет и квартир, и частей жилого дома в отношении одного здания.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания за истцом права собственности на часть дома, поскольку в его собственность передавалась квартира.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении искового заявления Головы С. В. к администрации муниципального образования «Город Ногинск Московской области» о признании квартиры частью жилого дома отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Ногинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: