Дело № 12-342/2022
25RS0010-01-2022-002364-96
Р Е Ш Е Н И Е
«20» июля 2022 года г. Находка Приморского края
Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Филатовой Ольги Николаевны в интересах ООО «Транснефть – порт Козьмино» на постановление Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-156/2022 от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 38 КоАП Российской Федерации в отношении юридического лица – ООО «Транснефть – порт Козьмино» и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей
У С Т А Н О В И Л :
25 марта 2022 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора вынес постановление о привлечении ООО «Транснефть – порт Козьмино» к административной ответственности по ч. 38 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
С данным постановлением не согласился защитник Общества, им подана жалоба, в которой указано, что Общество заявляло ходатайства об отсрочке и приостановлении исполнения Предписании от 29 октября 2021 года, в удовлетворении которых, надзорным органом, было отказано.
Причальные устройства СпецМорНефтеПорт «Козьмино» построены в рамках строительства трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО–I и ВСТО-II) и реализованы в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (далее - Заключение).
Заключение на объекты первой очереди трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан» (ВСТО–I) утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 года № 644, по объектам второй очереди ВСТО-II утверждено приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02 апреля 2009 года № 221.
В состав документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, входили, в том числе, и материалы, обосновывающие намечаемую хозяйственную деятельность Общества, связанную с подачей нефти на нефтеналивные суда у причальных сооружений.
Экологическая оценка хозяйственной деятельности Общества во внутренних морских водах проведена еще на этапе планирования хозяйственной деятельности при проектировании объекта, а сам объект введен в эксплуатацию в установленные в Заключении сроки.
Осуществляемая Обществом деятельность к объектам государственной экологической экспертизы по смыслу действующего законодательства не относится.
Также Обществом 29 июня 2017 года получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение». Срок действия указанного заключения 2 года. Согласно экспертизе Обществом проведены работы по техническому перевооружению причального комплекса. Объект реконструкции введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти, что, по мнению надзорного органа, является нарушением законодательства.
Надзорный орган произвел подмену понятия «техническое перевооружение» на понятия «реконструкция» и «капитальное строительство».
Объект строительства «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение» не является объектом реконструкции, а является объектом технического перевооружения, так как изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, надстройка, перестройка, расширение объекта и т.д., за исключением замены отдельных элементов конструкций на аналогичные или улучшающие показатели таких конструкций элементы или восстановление указанных элементов не осуществлялась.
В целях технического перевооружения Обществом и было получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение».
Требования к проведению строительного надзора по объекту технического перевооружения в Градостроительном кодексе РФ отсутствуют, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта технического вооружения в эксплуатацию не требуются.
Таким образом, объект «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение» не является объектом реконструкции. Следовательно, Заключения не требуется.
Просит, обжалуемое постановление отменить.
Законный представитель и защитник ООО «Транснефть – порт Козьмино» в судебное заседание не явился. О дне и времени рассмотрения извещался надлежащим образом. Ходатайств о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлено. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и защитника ООО «Транснефть – порт Козьмино».
Представитель административного органа (по доверенности) Алемасов И.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что постановление вынесено на основании всех исследованных по делу доказательств, в связи, с чем является законными и обоснованными. Просил оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам:
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП Российской Федерации, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч. 38 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации за невыполнение в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что вина Общества установлена в том, что оно в установленный срок не выполнило законное Предписание № 15-882-КНД/2021 от 29 октября 2021 года ООО «Транснефть – порт Козьмино» обязано было до 28 января 2022 года устранить указанные в предписании нарушения, а именно:
- Общество осуществляет хозяйственную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- Объект реконструкции «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение» введен в эксплуатацию без заключения уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти.
Изложенные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 24 февраля 2022 года N 74-КНД и послужили основанием для привлечения ООО «Транснефть – порт Козьмино» к административной ответственности по части 38 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.
Однако, с такими выводами административного органа согласиться нельзя.
По общему правилу, установленному статьями 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), для строительства объектов капитального строительства необходимо получение разрешения на строительство, а после завершения строительства - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Таким образом, объекты капитального строительства создаются с соблюдением последовательного порядка, установленного для создания таких объектов (в том числе разработка проектной документации, получение разрешения на строительство, сдача в эксплуатацию и т.д.).
Перечень случаев, в которых для осуществления строительства объектов не требуется выдача разрешения на строительство, установлен частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса. В частности не требуется разрешения на строительства при строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (пункт 2 часть 17).
В соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 55 и части 5 статьи Градостроительного кодекса заключение органа федерального государственно, экологического надзора требуется при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства, строительство, реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Исходя из анализа приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение органа федерального государственного экологического надзора требуется при наличии двух составляющих: в эксплуатацию вводится объект капитального строительства (либо его реконструкция) и второе -строительство, реконструкция данного объекта осуществляются во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в российской части (российском секторе) Каспийского моря, границах особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах, а также при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.
Таким образом, отнесение указанных в постановлении объектов к объектам капитального строительства (реконструкции объектов капитального строительства) является обстоятельством, имеющим значение для настоящего дела.
Под реконструкцией объектов капитального строительства понимается «изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов...».
Техническое перевооружение объекта недвижимости - это комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня технологического процесса, протекающего в нем, с внедрением передовой технологии и новой техники, с модернизацией и заменой устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. При техническом перевооружении объекта недвижимости могут осуществляться: внедрение автоматизированных систем управления и контроля, применение радио, телевидения и других современных средств в управлении технологическим процессом, модернизация и техническое переустройство составных частей объекта, отопительных и вентиляционных систем, присоединение к более рациональным источникам тепло- и электроснабжения. При этом допускаются частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих частей объекта, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения (например, объектов складского хозяйства, гаражей, котельных, и других объектов), если это связано с проводимыми мероприятиями по техническому перевооружению...».
Согласно материалам дела, Обществом 29 июня 2017 года получено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Площадка береговых сооружений. Морские сооружения. Причальные устройства. Электрохимическая защита. Техническое перевооружение».
То есть Обществом проведены работы по техническому перевооружению причального комплекса.
Сведений о том, что производилась частичная перестройка (усиление несущих конструкций, замена перекрытий, изменение планировки существующих зданий сооружений, а также другие мероприятия) и расширение существующих частей объекта, обусловленные габаритами размещаемого нового оборудования, и расширение существующих или строительство новых объектов подсобного и обслуживающего назначения, что свидетельствовало бы о реконструкции причального комплекса, материалы административного дела не содержат.
Таким образом, административный орган не привел доказательства, свидетельствующие о том, что Общество осуществляло реконструкцию причального комплекса, следовательно, нарушило ст. 51, 55 Градостроительного кодекса.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП Российской Федерации по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При таких обстоятельствах следует признать, что оспариваемое постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-156/2022 от 25 марта 2022 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 19.5 ч. 38 КоАП Российской Федерации, в отношении юридического лица - ООО «Транснефть – порт Козьмино», подлежит отмене при недоказанности обстоятельств, на основании которых оно было вынесено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Р Е Ш И Л :
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-156/2022 от 25 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 38 КоАП Российской Федерации в отношении юридического лица – ООО «Транснефть – порт Козьмино» и наложении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей - отменить, производство по делу прекратить на основании п. 1 ч. 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его получения.
Судья Н.Л. Жила