Решение по делу № 3а-44/2018 от 16.02.2018

Дело № 3а-44/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 18 июня 2018 года

Тюменский областной суд в составе:

председательствующего судьи Подкорытовой М.В.,

при секретаре    Крашевской Н.А.,

с участием представителя административного истца Яблоковой А.А., представителя административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области Громовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению    ООО «Навигатор. Девелопмент» к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,

                    у с т а н о в и л:

ООО «Навигатор. Девелопмент» обратилось в суд с административным иском к Правительству Тюменской области, Департаменту имущественных отношений Тюменской области, Управлению Росреестра по Тюменской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером    <.......>, площадью 578 149 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере рыночной равной 145 115 400 рублей.

Исковые требования мотивированны тем, что данный земельный участок принадлежит административному истцу на праве собственности. В выписке из Единого государственного реестра недвижимости указана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером     <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере 414 972 226 рубля 24 копейки.

Согласно отчету ООО «Западно- Сибирский консалтинговый центр» № 325/2017 от 13 ноября 2017года рыночная     стоимость     земельного    участка составляет 145 115 400 руб. Административный истец считает, что кадастровая стоимость земельного участка определена недостоверно и значительно превышает рыночную стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка учитывается для исчисления налога.

В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом в дело представлен отчет ООО «Западно- Сибирский консалтинговый центр» № 325/2017 от 13 ноября 2017 года.

Представители административных ответчиков ФГБУ«ФКП Росреестра» в лице филиала по Тюменской области, Управления Росреестра по Тюменской области в судебное заседание не явились, о дне слушания уведомлены.

Представитель истца Яблокова А.А. в судебном заседании требования поддержала. Суду пояснила, что в настоящее время участок размежёван на 85 земельных участков. Вывод судебного эксперта Кириллова О.А. относительно размер рыночной стоимости земельного участка на 01 января 2016 года не оспаривает.

Представитель административных ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента имущественных отношений Тюменской области Громова И.В. в судебном заседании поддержала письменные возражения по представленному суду административным истцом отчету. Возражений по заключению судебного эксперта ООО « Вип Груп» Кириллова О.А не имеет.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы, дела суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).

В соответствии с ч. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу ч.6 ст.24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившего в силу с 01 января 2017 г., положения данного закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу указанного Федерального закона.

Следовательно, к рассматриваемым правоотношениям об оспаривании результатов кадастровой стоимости подлежат применению нормы Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту Закон об оценочной деятельности).

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Аналогичные основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены также ст. 248 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Изменение кадастровой стоимости земельного участка по основаниям, предусмотренным законом, не повлечет нарушение прав иных лиц, между тем, позволит установить баланс законных прав и интересов сторон.

Судом установлено, что ООО «Навигатор. Девелопмент» является действующим юридическим лицом и собственником земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 578 149 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, расположенного по адресу: <.......> (т.1, л.д. 13).

Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка была определена в размере 414 972 226 руб. 24 коп. по состоянию на 01 января 2016 года на основании Распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области № 0111/16 от 08.11.2016 года. Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, кадастровой справкой (т.1,л.д. 12).

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии с п.6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

В силу ч.1 ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом.

Согласно ч.1 ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 названного Кодекса.

В обоснование требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего на праве собственности административному истцу, в размере рыночной стоимости, в материалы дела представлен отчет ООО «Западно- Сибирский консалтинговый центр» № 325/2017 от 13 ноября 2017года, в нем рыночная стоимость земельного участка определена в размере 145 115 400 руб.

Согласно заключению эксперта ООО «Вип Груп» № 02/05-18 от 29.05.2018 года Кириллова О.А. рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2016 года составила 181 538 786 рублей (т.2 л.д.20).

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», рыночная стоимость устанавливается судом на основании имеющихся в деле доказательств, в том числе в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В силу ч.1 ст.84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд, проанализировав заключение эксперта в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, установил, что оно подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, предусмотренной ст.307 Уголовного кодекса Российской Федерации, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату его кадастровой оценки.

Доказательств несоответствия вышеназванного заключения требованиям законодательства Российской Федерации, которые свидетельствовали бы о недостоверном размере итоговой величины рыночной стоимости земельного участка, определенной экспертом, суду не представлено.

Суд учитывает, что кадастровая стоимость, внесенная в государственный кадастр недвижимости на основании средних удельных показателей, утвержденных распоряжением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 08 ноября 2016 года № 0111/16, определена методом массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта, в то время как судебным экспертом ООО «Вип Груп»» производилась оценка конкретного земельного участка, принадлежащего административному истцу, с учетом его индивидуальных характеристик.

В силу вышеизложенных обстоятельств, с учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости подлежат частичному удовлетворению, при этом в качестве достоверного доказательства итоговой величины рыночной стоимости земельных участков суд принимает заключение эксперта.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Со стороны административных ответчиков, административного истца не представлено каких-либо мотивированных возражений против заключения эксперта.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п.15 постановления Пленума Верховного Суда от 30.06.2015 № 28, дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

В силу п.14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28 требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Согласно п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 N 28, установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ по общему правилу акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

В соответствии с абз.1, 2 ч.1 ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 г. – государственный кадастр недвижимости) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Согласно абз.5 ч.1 ст. 391 Налогового кодекса РФ в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости (до 1 января 2017 г. – государственный кадастр недвижимости) кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Налоговым периодом по земельному налогу в силу ст.393 Налогового кодекса Российской Федерации является календарный год.

В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Решением Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Тюменской области № 364 от 05 декабря 2017г., поданное 21 ноября 2017 года заявление ООО «Сибирские луга» (ООО «Навигатор. Девелопмент») о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка - отклонено (т.1,.д. 14-15).

Поскольку из обстоятельств дела следует, что у административного истца имеется правовой интерес в оспаривании кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований путем установления кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 181 538 786 рублей по состоянию на 01 января 2016 года, с указанием датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости дату обращения административного истца в Комиссию – 21 ноября 2017 г., исходя из которой кадастровая стоимость подлежит установлению на период с 01 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 245-249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Навигатор. Девелопмент» удовлетворить частично.

           Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <.......>, площадью 578 149 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения малоэтажной жилой застройки, расположенного по адресу: <.......> по состоянию на 01 января 2016 года в размере    181 538 786 ( сто восемьдесят один миллион пятьсот тридцать восемь тысяч семьсот восемьдесят шесть) рублей.

Данная кадастровая стоимость установлена на период с 01 января 2017 года до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об определенной по результатам проведения очередной государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка, применяемой для целей налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 21 ноября 2017 года.

В остальной части требований    ООО «Навигатор.Девелопмент» отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Тюменского областного суда в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме составлено 25 июня 2018 г.

Судья Тюменского областного суда (подпись)            М.В.Подкорытова

Копия верна

Судья Тюменского областного суда                  М.В.Подкорытова

3а-44/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Сибирские луга"
Ответчики
Праывительство Тюменской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице фили
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Подкорытова Маргарита Валерьевна
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
16.02.2018Регистрация административного искового заявления
16.02.2018Передача материалов судье
20.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2018Подготовка дела (собеседование)
16.02.2018Регистрация административного искового заявления
16.02.2018Передача материалов судье
20.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
30.05.2018Производство по делу возобновлено
18.06.2018Судебное заседание
16.02.2018Регистрация административного искового заявления
16.02.2018Передача материалов судье
16.02.2018Решение вопроса о принятии к производству
01.03.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018Подготовка дела (собеседование)
16.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.05.2018Производство по делу возобновлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее