Дело № 2-304/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 августа 2015 года город Обоянь
Обоянский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Афонченко Л.В.,
с участием старшего помощника прокурора Обоянского района Курской области Пашковой Т.А.,
представителей ответчика – администрации муниципального образования «город Обоянь», - Локтионова А.А., Эбергардта В.В.,
представителей третьего лица – ООО «Водозабор», - Переверзева А.В., Боева А.М., Емельянова И.И., Бирюковой Г.П.,
при и.о. секретаря Пустарнаковой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Обоянского района Курской области к администрации муниципального образования «город Обоянь» о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию двух водозаборных скважин,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Обоянского района Курской области в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования «город Обоянь» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего водоснабжения населения г. Обояни, а также обязании обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию двух водозаборных скважин на водозаборе «Восточный» г. Обояни, мотивируя тем, что 06 сентября 2011 г. члены комиссии, созданной распоряжением Главы Обоянского района, изучили проблему ожидаемого дефицита питьевой воды после подключения северного водозабора к станции обезжелезивания через станцию третьего подъема в г. Обояни, который составит 1 000 куб.м в сутки. Согласно заключению ТЦ «Курскгеомониторинг», для покрытия указанного дефицита требуется сооружение трёх дополнительных скважин с учётом одной резервной. 01 января 2014 г. в г. Обояни введена в эксплуатацию насосная станция третьего подъема, и население города стало обеспечиваться водой из водозабора «Восточный» путем эксплуатации 7 водозаборных скважин. 26 мая 2014 г. комиссией установлено, что при необходимом объеме потребления в размере 300 куб.м в час на водозаборе «Восточный» фактический объем выработки составляет 130 куб. м в час, что соответствует проектной мощности семи существующих скважин.
В июне 2014 г. прокуратурой района в связи с коллективным обращением граждан проведена проверка исполнения требований ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в ходе которой установлено, что с 3 по 27 мая 2014 г. в г. Обояни имели место перебои в подаче холодной воды населению, фактически вода поставлялась в утреннее и вечернее время. 24 июня 2014 г. в связи с выявленными нарушениями закона в адрес главы г. Обояни внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения населения.
Согласно ответу главы г. Обояни от 21 июля 2014 г., перебои в подаче холодной воды произошли из-за значительного увеличения водозабора в жаркие дни и вводом в эксплуатацию с 01 января 2014 г. насосной станции третьего подъема, повлекшим необходимость тампонирования трех водозаборных скважин на водозаборе «Северный». Для компенсации недостатка холодной воды в городе в летнее время необходимо строительство дополнительных скважин на водозаборе «Восточный». Проектная документация по строительству трех дополнительных скважин администрацией города разработана.
Во исполнение муниципального контракта от 19 декабря 2014 г., ООО «КАДЭС» выполнило комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта – «Расширение водозабора «Восточный» в г. Обояни Курской области», то есть произведено строительство восьмой водозаборной скважины.
Администрация г. Обояни, с 2011 г. будучи осведомленной о наличии проблемы, связанной с дефицитом холодной воды, в 2014 г. обеспечила строительство лишь одной дополнительной водозаборной скважины.
В мае-июне 2015 г. в г. Обояни вновь имели место перебои в подаче холодной воды населению. В случае возникновения пожара данная обстановка может создать угрозу жизни и здоровью людей, поскольку негативно влияет на противопожарную безопасность.
Неисполнением требований законодательства о водоснабжении нарушаются права граждан на надлежащее обеспечение водой, что негативно отражается на условиях проживания людей, создает предпосылки к угрозе жизни и здоровью жителей МО «город Обоянь», а также к реальному возникновению чрезвычайных ситуаций.
В судебном заседании старший помощник прокурора Обоянского района Курской области Пашкова Т.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснила, что в период с 01 января 2011 г. по 03 июля 2015 г. количество абонентов, подключенных к центральной водопроводной сети г. Обояни, увеличилось на 468 пользователей.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «город Обоянь», - глава города Обояни Локтионов А.А. исковые требования признал частично, в части обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию одной дополнительной водозаборной скважины на водозаборе «Восточный»; исковые требования в остальной части не признал, при этом необходимость строительства и ввода в эксплуатацию трех водозаборных скважин в рамках расширения водозабора «Восточный» не отрицал. Суду пояснил, что 29 декабря 2010 г. между администрацией города и ООО «Водозабор» заключено концессионное соглашение, согласно которому администрация города (концедент) передала ООО «Водозабор» (концессионеру) права владения и пользований имущественным комплексом, состоящим из объектов водоснабжения и водоотведения г. Обояни; при этом концессионер обязался осуществлять деятельность по использованию и эксплуатации переданных объектов, на условиях, в частности объема производства услуг водоснабжения в количестве 550 000 куб.м в год. Однако ООО «Водозабор» указанного количества воды в год жителям города Обояни не поставляет, поэтому обязано участвовать в строительстве дополнительных водозаборных скважин, необходимых для надлежащего обеспечения жителей города холодной водой. Указал, что незаконного бездействия в сфере водоснабжения населения ответчиком не допущено, поскольку принят ряд мер, направленных на решение проблемы с подачей холодной воды населению, а именно: по заказу администрации города выполнены проекты по строительству трех дополнительных водозаборных скважин на водозаборе «Восточный», в мае 2015 г. завершены работы по строительству одной из указанных скважин, в настоящее время ведутся работы по вводу данной скважины в эксплуатацию, в администрации Обоянского района получены кредитные средства в размере 2 300 000 руб. для обеспечения строительства второй из указанных водозаборных скважин, к работам планируется приступить осенью текущего года после проведения торгов и заключения муниципального контракта. Подчеркнул недостаточность финансирования из бюджета на цели водоснабжения.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «город Обоянь», - Эбергардт В.В. исковые требования признал частично, в части обеспечения строительства и ввода в эксплуатацию одной дополнительной водозаборной скважины на водозаборе «Восточный»; исковые требования в остальной части не признал. Объяснения главы города Обояни Локтионова А.А. подтвердил, необходимость строительства и ввода в эксплуатацию трех водозаборных скважин в рамках расширения водозабора «Восточный» не отрицал, в связи с чем ходатайствовал о привлечении к участию в деле в качестве ответчика ООО «Водозабор». Кроме того, указал, что прокурор Обоянского района в исковом заявлении ссылается на ст. 245 ГПК РФ, что свидетельствует о том, что имело место обращение прокурора в суд в порядке главы 23 ГПК. Однако совместно с требованием о признании незаконным бездействия администрации МО «город Обоянь» прокурором заявлено требование имущественного характера – об обязании ответчика обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию двух водозаборных скважин, которое в силу изложенных выше причин не может быть рассмотрено в порядке публичного производства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Водозабор», - Переверзев А.В. в суде не возражал против удовлетворения исковых требований. При этом пояснил, что в декабре 2010 г. между администрацией города и ООО «Водозабор» заключено концессионное соглашение, согласно которому администрация города (концедент) передала ООО «Водозабор» (концессионеру) права владения и пользований имущественным комплексом, состоящим из объектов водоснабжения и водоотведения г. Обояни, в том числе 10 водозаборных скважин - 7 из которых на водозаборе «Восточный», 3 на водозаборе «Северный». С 2014 г., в связи с вводом в эксплуатацию насосной станции третьего подъема, 3 скважины водозабора «Северный» были затампонированы. 30 декабря 2013 г. между концедентом и концессионером заключено дополнительное соглашение к концессионному соглашению, согласно которому 3 скважины водозабора «Северный» исключены из имущественного комплекса объектов водоснабжения, переданных в эксплуатацию концессионеру, и приняты в казну МО «город Обоянь». Условие концессионного соглашения об объеме производства услуг водоснабжения в количестве 550 000 куб.м в год отражает не необходимый, а максимальный объем данных услуг, поскольку дублирует мощность станции обезжелезивания, что следует из заключения по корректировке рабочего проекта, имеющегося в материалах дела. Помимо этого, условие об объеме водоснабжения внесено в концессионное соглашение с указанием на передачу в пользование и эксплуатацию 10 водозаборных скважин без учета того, что 3 скважины будут затампонированы. ООО «Водозабор» не имеет возможности участвовать в строительстве дополнительных водозаборных скважин, поскольку им не переданы такие полномочия по концессии, а кроме того, любые затраты общество обязано закладывать в тарифы на воду, которые устанавливаются Комитетом по тарифам и ценам и в настоящее время в Обоянском районе достигли самого высокого по Курской области показателя – 39,13 руб. за 1 куб.м холодной воды.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Водозабор», - Боев А.М. в суде не возражал против удовлетворения исковых требований. Подтвердил обстоятельства, изложенные генеральным директором ООО «Водозабор» Переверзевым А.В.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Водозабор», - Емельянов И.И. в суде не возражал против удовлетворения исковых требований. Подтвердил обстоятельства, изложенные генеральным директором ООО «Водозабор» Переверзевым А.В.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Водозабор», - Бирюкова Г.П. в суде не возражала против удовлетворения исковых требований. Подтвердила обстоятельства, изложенные генеральным директором ООО «Водозабор» Переверзевым А.В.
Частью 4 статьи 3 ЖК Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 3 статьи 19 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Как следует из части 2 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
В силу ст. 14 того же Закона к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. Водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ от 7 декабря 2011 года "О водоснабжении и водоотведении" под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение).
Судом установлено, что в июне 2014 г. прокуратурой Обоянского района Курской области в связи с коллективным обращением граждан – жителей улиц Кирова, Льва Толстого, Чибисова, проведена проверка исполнения требований ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в ходе которой выявлено, что с 3 по 27 мая 2014 г. в г. Обояни Курской области имели место перебои в подаче холодной воды населению, фактически вода поставлялась в утреннее и вечернее время (копии обращения граждан – л.д. 173, ответа прокурора – л.д. 174-175).
24 июня 2014 г. в связи с выявленными нарушениями закона в адрес главы г. Обояни внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере водоснабжения населения (копия – л.д. 22-23).
Согласно ответу главы г. Обояни от 21 июля 2014 г. на указанное представление, перебои в подаче холодной воды произошли из-за значительного увеличения водозабора в жаркие дни и вводом в эксплуатацию с 01 января 2014 г. насосной станции третьего подъема, повлекшим необходимость тампонирования трех водозаборных скважин на водозаборе «Северный»; для компенсации недостатка холодной воды в городе в летнее время необходимо строительство трех дополнительных скважин на водозаборе «Восточный»; проектная документация по строительству трех дополнительных скважин администрацией города разработана (копия – л.д. 24).
В мае-июне 2015 г. в г. Обояни вновь имели место перебои в подаче холодной воды населению, что подтвердил допрошенный в суде свидетель Пашков Ю.Н., который пояснил, что с 23 мая 2015 г. в городе вновь возник дефицит воды, фактически вода поставляется по графику.
В мае 2015 г. на официальном сайте администрации г. Обояни опубликована информация о графике подачи воды (л.д. 183).
При этом судом установлено, что о потенциальном дефиците холодной воды ответчику – администрации г. Обояни стало известно в 2011 г., что подтверждается письмами генерального директора ООО «Водозабор» в адрес главы г. Обояни от 27 июня, 28 июля 2011 г., из которых следует, что на тот период в городе эксплуатируется 10 водозаборных скважин: на водозаборе «Северный» - 3 скважины, на водозаборе «Восточный» - 7 скважин; в связи со строительством станции третьего подъема 3 скважины водозабора «Северный» будут затампонированы, что повлечет недостаточное снабжение населения всего города питьевой водой (копия – л.д. 13, 17).
Согласно акту от 06 сентября 2011 г., члены комиссии, созданной распоряжением Главы Обоянского района от 16 августа 2011 г., на основании расчетов фактической добычи воды ООО «Водозабор», схемы водоснабжения города и проекта станции обезжелезивания изучили проблему, вызванную ожидаемым дефицитом питьевой воды после подключения потребителей северного водозабора к станции обезжелезивания через станцию третьего подъема, и пришли к выводу о потенциальном дефиците питьевой воды в объеме 1 000 куб.м в сутки (копия – л.д. 19).
В силу заключения Территориального Центра государственного мониторинга геологической среды и водных объектов Курской области (далее – ТЦ «Курскгеомониторинг») от 30 августа 2011 г., для покрытия дефицита в объеме 1 000 куб.м в сутки в г. Обояни Курской области необходимо строительство трех дополнительных скважин с учетом одной резервной (копия – л.д. 18).
Заключение ТЦ «Курскгеомониторинг» от 10 июля 2015 г. корреспондирует вышеизложенному заключению в части необходимости бурения трех скважин (с учётом резервной) для покрытия дефицита в питьевой воде в г. Обояни Курской области (л.д. 149).
Названные заключения подтвердил в судебном заседании допрошенный в качестве специалиста директор ТЦ «Курскгеомониторинг» Переверзев В.Л., помимо этого пояснивший, что устранить проблему дефицита питьевой воды в г. Обояни иным путем, отличным от строительства 3 водозаборных скважин, не представляется возможным; с течением времени эта проблема будет усугубляться, поскольку 7 скважин, которые эксплуатируются в настоящее время, имеют низкую производительность ввиду естественного износа.
Указанные обстоятельства прокурором и представителями администрации города Обояни Курской области не оспаривались.
Согласно ст. 3 Устава МО «город Обоянь» Обоянского района Курской области, к вопросам местного значения города Обояни относятся организация в границах города электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.
Из информации администрации города Обояни следует, что объекты водоснабжения и водоотведения состоят в реестре муниципальной собственности МО «город Обоянь» (л.д. 200).
29 декабря 2010 г. между администрацией города и ООО «Водозабор» заключено концессионное соглашение, согласно п. 1.1 которого администрация города (концедент) передала ООО «Водозабор» (концессионеру) права владения и пользований имущественным комплексом, состоящим из объектов водоснабжения и водоотведения г. Обояни, в том числе 10 водозаборных скважин - 7 из которых на водозаборе «Восточный», 3 на водозаборе «Северный», а концессионер обязался осуществлять деятельность по использованию и эксплуатации данных объектов в целях обеспечения соответствующих абонентов города Обоянь услугами водоснабжения и водоотведения, обеспечивая при этом выполнение условий, в том числе условия об объеме производства услуг водоснабжения в размере 550 000 куб.м в год (л.д. 66-83).
Согласно п.п. 3.1, 4.3 концессионного соглашения, концессионер обязан реконструировать объект реконструкции и поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт объекта и нести расходы на его содержание; обязательства по капитальному ремонту объекта, за исключением объектов реконструкции, в отношении которых данная реконструкция начата, остаются за концедентом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 10 ФЗ от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение должно включать в себя существенное условие в виде обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции.
Следовательно, по смыслу закона условие в виде обязательства концессионера по созданию объекта концессионного соглашения не является обязательным для каждого концессионного соглашения, что согласуется с содержанием соглашения от 29 декабря 2010 г. между администрацией города Обояни и ООО «Водозабор», заключенном на условии обязательства концессионера лишь по реконструкции объекта и поддержания его в исправном состоянии.
30 декабря 2013 г. между концедентом и концессионером заключено дополнительное соглашение к концессионному соглашению, согласно которому 3 скважины водозабора «Северный» исключены концедентом из имущественного комплекса объектов водоснабжения, переданных в эксплуатацию концессионеру, и приняты в казну МО «город Обоянь» (копия дополнительного соглашения и передаточного акта – л.д. 169-170).
С 01 января 2014 г. введена в эксплуатацию насосная станция третьего подъема, с тех пор добыча воды осуществляется посредством 7 водозаборных скважин восточного водозабора.
Согласно информации ООО «Водозабор», в 2014 г. поднято холодной воды – 536,7 тыс. куб.м, отпущено потребителям – 452,3 тыс. куб.м; в первом полугодии 2015 г. поднято холодной воды – 260,5 тыс. куб.м, отпущено потребителям – 227,2 тыс. куб.м (л.д. 168).
Довод представителей ответчика – администрации г. Обояни Курской области о наличии у концессионера (ООО «Водозабор») обязанности по обеспечению строительства водозаборных скважин ввиду несоблюдения последним условия об объеме производства услуг водоснабжения (по концессионному соглашению 550 000 куб.м в год, фактически в 2014 г. - 452,3 тыс. куб.м) суд находит несостоятельным, поскольку концессионным соглашением (с учетом дополнительных соглашений) не предусмотрена обязанность концессионера по созданию объектов концессионного соглашения.
Несоблюдение условий концессионного соглашения порождает для каждой из сторон наступление гражданско-правовой ответственности, предусмотренной федеральным законодательством, а также прямо закрепленной в разделе 10 данного соглашения.
При этом возникновение у сторон обязанностей по отношению друг к другу, не закрепленных концессионным соглашением, в том числе по созданию новых объектов, несоблюдение условий соглашения не влечет.
Между тем установление факта соблюдения либо несоблюдения концессионером условий концессионного соглашения в предмет доказывания по настоящему спору не входит, поскольку правового значения для его разрешения не имеет.
Кроме того, суд принимает во внимание то обстоятельство, что условие об объеме водоснабжения внесено в концессионное соглашение с указанием на передачу в пользование и эксплуатацию концессионеру 10 водозаборных скважин без учета того, что 3 скважины будут затампонированы.
Таким образом, обязанность ООО «Водозабор» по обеспечению строительства и ввода в эксплуатацию водозаборных скважин не предусмотрена ни законом, ни договором, в связи с чем ходатайство представителя ответчика Эбергардта В.В. о привлечении указанного ООО к участию в деле в качестве соответчика удовлетворению не подлежит.
Ссылку представителей ответчика на отсутствие финансирования суд находит несостоятельной, поскольку отсутствие у органа местного самоуправления финансовой возможности на выполнение возложенных на них законом обязанностей не может являться основанием для освобождения от них, иное привело бы к нарушению требований закона, а также прав граждан.
Проанализировав приведенные нормы действующего законодательства в совокупности с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу о том, что обязанность по организации надлежащего водоснабжения в городе Обояни Курской области должна осуществляться администрацией муниципального образования "город Обоянь", поэтому находит требование прокурора об обязании администрации данного муниципального образования обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию двух дополнительных водозаборных скважин законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Разрешая вопрос о сроке производства мероприятий по строительству и вводу в эксплуатацию двух дополнительных водозаборных скважин в рамках расширения водозабора «Восточный», суд с учетом требований разумности и справедливости считает срок до 01 мая 2017 г. достаточным для исполнения решения суда в этой части.
Согласно ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Под бездействием в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и правовой позицией Пленума Верховного Суд Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Как установлено судом, о потенциальном дефиците холодной воды ответчику – администрации г. Обояни стало известно в 2011 г., что подтверждается письмами генерального директора ООО «Водозабор» в адрес главы г. Обояни от 27 июня, 28 июля 2011 г. (л.д. 13, 17).
04 июня 2012 г. администрация г. Обояни Курской области выдала ОБУ «Курскгражданпроект» задание на проектирование объекта «Расширение водозабора «Восточный» в г. Обояни Курской области; в объем проектных работ включены три водозаборные скважины на альб-сеномантский водоносный горизонт (копия – л.д. 212).
В 2012 г. по заданию ответчика выполнен сводный сметный расчет стоимости строительства объекта «Расширение водозабора «Восточный» в г. Обояни Курской области» (л.д. 215-220).
19 декабря 2014 г. между администрацией города Обояни и ООО «КАДЭС» заключен муниципальный контракт по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Расширение водозабора «Восточный» в г. Обояни Курской области» (Этап – водозаборная скважина № 2) (копия – л.д. 29-37).
Во исполнение указанного муниципального контракта ООО «КАДЭС» выполнило комплекс работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Расширение водозабора «Восточный» в г. Обояни Курской области», то есть произведено строительство одной водозаборной скважины.
Согласно акту приемки законченного строительством объекта от 29 мая 2015 г., исполнителем работ предъявлен заказчику к приемке объект «Расширение водозабора «Восточный» в г. Обояни Курской области» (Этап – водозаборная скважина № 2) (копия – л.д. 210).
Из объяснений в суде представителя ответчика – главы города Обояни Локтионова А.А. следует, что в настоящее время ведутся работы по вводу в эксплуатацию восьмой водозаборной скважины; из бюджета Обоянского района Курской области получен кредит в размере 2 300 000 руб. на обеспечение строительства второй водозаборной скважины, к бурению которой планируется приступить осенью текущего года.
Изложенные обстоятельства в судебном заседании никем не опровергались.
Таким образом, администрацией г. Обояни Курской области предпринимались действия, направленные на организацию и совершенствование водоснабжения населения г. Обояни, следовательно, незаконного бездействия в том смысле, который ему придает федеральный законодатель во взаимосвязи с вышеизложенной правовой позицией Верховного Суда РФ, ответчиком не допущено.
При таком положении суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «город Обоянь», выразившегося в непринятии мер по организации надлежащего водоснабжения населения города Обояни Курской области.
Указание представителя ответчика – администрации г. Обояни Курской области Эбергардта В.В. о невозможности рассмотрения в рамках производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, требования прокурора об обязании обеспечить строительство и ввод в эксплуатацию двух дополнительных водозаборных скважин на водозаборе «Восточный» г. Обояни Курской области суд расценивает критически в связи со следующим.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", правильное определение вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).
Из содержания поданного прокурором искового заявления усматривается наличие в нем двух требований: о признании незаконным бездействия, об обязании ответчика совершить определенные действия. При этом второе требование связано с наличием гражданско-правового спора, вытекающего из соответствующей оценки прав и обязанностей органа местного самоуправления в отношении имущества, собственником которого данный орган является (с учетом передачи правомочий владения и пользования по концессии).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что прокурором Обоянского района при обращении в суд правильно выбран способ защиты нарушенного права - путем подачи искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░ 2017 ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░» ░. ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 19 ░░░░░░░ 2015 ░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░