№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г.Солнечногорск Московская область
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО4, с участием помощника Солнечногорского городского прокурора Московской области ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Солнечногорского городского прокурора Московской области в интересах ФИО1 к Администрации г.о. Солнечногорск Московской области о предоставлении жилья взамен аварийного,
УСТАНОВИЛ:
Солнечногорский городской прокурор, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд к администрации городского округа Солнечногорск Московской области с вышеуказанным иском, в котором просит обязать ответчика предоставить ФИО1, проживающей <адрес>, в собственность пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, площадью не менее /кв.м/ расположенное в пределах <адрес>, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям, техническим правилам в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, ссылаясь на то, что администрацией г.о. Солнечногорск Московской области не принимаются меры к расселению жильцов многоквартирного дома, расположенного по вышеуказанному адресу, который признан аварийным и подлежащим сносу.
В судебном заседании помощник Солнечногорского городского прокурора поддержал заявленные требования.
Истец ФИО1 в судебное заседание явилась, требования иска поддержала.
Представитель ответчика - администрации г.о. Солнечногорск Московской области против удовлетворения исковых требований возражала.
Привлеченные в качестве третьих лиц ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Согласно ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ и ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке с вынесением решения по делу.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные доказательства в объеме, представленном сторонами, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище является одним из основных конституционных прав гражданина Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда. и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ст. 2, ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях; осуществляют признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
Пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание В установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч. 4 ст. 15 ЖК РФ многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Полномочия каждого из органов местного самоуправления определены в статьях 14 - 16.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относятся к вопросам местного значения городского поселения.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основу предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В п. 3 ст. 2 приведенного выше Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилого фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно ст.ст. 86, 87 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу положений статьи 16, пункта 3 статьи 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации). При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно правовой позиции изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Как следует из материалов дела, постановлением ВРИО руководителя администрации муниципального образования городского поселения Поварово Солнечногорского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В указанном многоквартирном доме истцу ФИО1 на праве собственности принадлежит двухкомнатная <адрес>, площадью /кв.м/ Право собственности истца зарегистрировано в ЕГРН на основании договора передачи квартиры в собственность гражданина № от ДД.ММ.ГГГГ, выдан Администрацией Солнечногорского муниципального района Московской области.
Кроме истца в указанной квартире зарегистрированы по месту жительства члены ее семьи: ФИО2, ФИО3, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Согласно выписки из реестра собственности Муниципальной казны городского округа Солнечногорск Московской области указанный многоквартирный дом в микрорайоне <адрес> числится муниципальным, основание: в том числе передаточный акт имущества, передаваемого безвозмездно в собственность г.о. Солнечногорск.
Постановлением Главы городского округа Солнечногорск Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда». Согласно приложению к муниципальной программе, планируемая дата окончания переселения многоквартирного дома <адрес> 2024 год.
Но до настоящего времени способ переселения жителей указанного многоквартирного дома не определен.
В судебном заседании установлено, что до настоящего времени мер к расселению жильцов многоквартирного дома администрацией городского округа не принято. Проверкой установлено, что расселение граждан, проживающих в указанном многоквартирном доме длительный период времени, а именно: более пяти лет не произведено.
Представителем ответчика указано, что программа переселения из аварийного жилищного фонда реализуется в пределах утвержденного лимита бюджетных средств, за счет средств областного бюджета и бюджета г.о. Солнечногорск. Оснований для принятия мер по переселению граждан из аварийного жилья с отступлением от установленной очередности реализации мер по г.о. Солнечногорск, направленных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, не имеется, поскольку будет нарушен баланс интересов сторон и других граждан. Определение срока сноса дома и срока отселения является компетенцией органа местного самоуправления. Доказательств, свидетельствующих об опасности проживания в спорном жилом помещении прокурором не представлено.
В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Ненадлежащая реализация мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, нарушает права граждан на жилище, определенное Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.
Суд исходит из того, что использование аварийного жилищного фонда за пределами установленных сроков содержит риски возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни и здоровья граждан, в связи с чем, приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования в данной части подлежат удовлетворению, поскольку в данном случае расселение граждан обусловлено опасностью для их жизни и здоровья.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, частями 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Согласно статье 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Таким образом, в силу приведенных выше норм материального права, на администрации городского округа лежит обязанность по предоставлению истцу другого благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначного по общей площади, ранее занимаемого жилого помещения, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта, а именно обязанность по предоставлению в собственность благоустроенного жилого помещения, площадью не менее 30 кв.м, расположенного в пределах дп Поварово г.о. Солнечногорск Московской области, отвечающее санитарно-эпидемиологическим требованиям и техническим правилам.
Доказательств того, что состояние жилого дома пригодно для проживания и не создает угрозу жизни и здоровью граждан стороной ответчика не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Солнечногорского городского прокурора Московской области – удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Солнечногорск Московской области в срок непозднее ДД.ММ.ГГГГ предоставить в собственность ФИО1, проживающей <адрес>, пригодное для проживания благоустроенное жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью не менее /кв.м/, расположенное в пределах <адрес>, отвечающее санитарно- эпидемиологическим требованиям, техническим правилам.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Белоусова Н.В.