Решение по делу № 33-3545/2023 от 06.04.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Атаев Э.М.

Дело № 2-439/2023

УИД 05RS0038-01-2022-015196-95

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 мая 2023 года, № 33-3545/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации ГОсВД г. Махачкалы о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО8 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГОсВД «город Махачкала», третьему лицу - Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма.

В обоснование исковых требований указывает, что она является сиротой, с ранних лет осталась без родительского попечения, так как ее мать ФИО1, решением Ленинского районного суда г. Махачкала от <дата> лишена родительских прав.

Постановлением администрации <адрес> г. Махачкалы от <дата> над ней была назначена опека, опекуном назначена ее бабушка ФИО2. С 2005 года истец состояла на учете в органах опеки и попечительства <адрес> г. Махачкалы. Опекун истца обращалась с заявлением в органы опеки и попечительства о необходимости включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

В 2022 году истцу стало известно, что ее нет в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади, в связи с чем ею было направлено заявление в Администрацию ГОсВД «город Махачкала» о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения ей было 23 года. Однако Администрацией ГОсВД «город Махачкала» ей было отказано по причине того, что ей исполнилось 23 года. С данным отказом она категорически не согласна и считает его отказ незаконным и нарушающим ее права, предусмотренные законом.

Просит суд обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» включить ФИО3, <дата> г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к производству приняты дополнительные исковые требования ФИО3 об обязании Администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО3 жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено исковое заявление ФИО3 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», третьему лицу – Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» включить ФИО3, <дата> г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО3, <дата> г.р., жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО8 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не были исследованы причины, по которым ФИО9 до достижения ею возраста 23 лет не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд не усмотрел факт невыполнения ФИО9 своих прав и обязанностей, учитывая, что она полностью дееспособна, то есть в состоянии защищать свои законные права, что ею надлежащим образом своевременно сделано не было. Полагает, что принятым решением нарушаются права и свободы иных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет более ранней датой. Считает, что оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объема бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан, в связи с чем доводы суда первой инстанции о непринятии администрацией г. Махачкалы необходимых мер по обеспечению истца жильем и нарушении его прав являются необоснованными.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Истец ФИО3 направила в судебную коллегию заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством (п. 5).

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

В случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан (п. 6).

Жилое помещение предоставляется на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина.

С согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан (п. 8).

Жилые помещения предоставляются гражданам по их заявлению в письменной форме согласно приложению к настоящему Порядку. Гражданин представляет заявление в орган местного самоуправления по месту жительства.

Жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 9).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении (абз. 20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются:

дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;

лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО3, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> мать-одиночка истца – ФИО1 лишена родительских прав.

Постановлением <адрес> г.Махачкалы от <дата> , опекуном над ФИО3 назначена ее бабушка – ФИО2

В 2022 году истцу ФИО3 стало известно, что ее нет в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, выданном Управлением Росреестра по РД <дата>, следует, что за ФИО3 информация о наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права собственности на недвижимое имущество отсутствует.

Также из имеющейся в материалах дела справки филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РД от <дата> следует, что за ФИО3 объектов недвижимости по Республике Дагестан не значится.

На заявление истца, за подписью начальника МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» ФИО10 от <дата> .01-МФЦ-171/22 выдан ответ – отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, в силу пропущенного срока подачи заявления.

Как следует из иска и не оспорено ответчиком, истец с 2005 года состояла на учете в органе опеки и попечительства <адрес> г. Махачкалы. Ее опекун обращался с заявлением в органы опеки и попечительства о необходимости включения истца в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

Кроме того, пропуск срока обращения ФИО3 пропущен незначительно.

С учетом изложенных обстоятельств, установленных на основании собранных по делу доказательств и их оценке, данной в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходя из того, что ФИО3, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет предпринимала меры встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако не была поставлена на учет по причинам, которые не могут быть поставлены в вину истцу и отразиться на его правах, гарантированных законом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности решения ответчика об отказе в постановке истца на жилищный учет как лица, оставшегося без родительского попечения.

Нормами действующего законодательства определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом, ни в Федеральном законе от <дата> N 159-ФЗ, ни в Жилищном кодексе Российской Федерации не устанавливается какая-либо последовательность, очередность (в том числе, в зависимости от даты регистрации заявления о включении в указанный список) в списках данной категории граждан в качестве условия предоставления им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Напротив, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда имеют в равной степени все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, независимо от даты подачи заявления о включении в список и регистрации данного заявления.

Формирование указанного списка имеет своей целью не установление очередности включенных в него лиц, а определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> в случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан и с согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постановка истца на учет повлечет нарушение имущественных прав иных детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включенных в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений ранее истца, судебная коллегия признает несостоятельными и необоснованными.

Доводы апелляционной жалобы Администрации ГОсВД «город Махачкала», касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц данной категории, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в постановленном судебном решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения по заявленным исковым требованиям и влияли бы на законность его выводов.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Атаев Э.М.

Дело № 2-439/2023

УИД 05RS0038-01-2022-015196-95

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 мая 2023 года, № 33-3545/2023, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Биремовой А.А.,

судей Шабровой А.А. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации ГОсВД г. Махачкалы о предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО8 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата>

Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации ГОсВД «город Махачкала», третьему лицу - Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма.

В обоснование исковых требований указывает, что она является сиротой, с ранних лет осталась без родительского попечения, так как ее мать ФИО1, решением Ленинского районного суда г. Махачкала от <дата> лишена родительских прав.

Постановлением администрации <адрес> г. Махачкалы от <дата> над ней была назначена опека, опекуном назначена ее бабушка ФИО2. С 2005 года истец состояла на учете в органах опеки и попечительства <адрес> г. Махачкалы. Опекун истца обращалась с заявлением в органы опеки и попечительства о необходимости включения в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

В 2022 году истцу стало известно, что ее нет в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади, в связи с чем ею было направлено заявление в Администрацию ГОсВД «город Махачкала» о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На момент обращения ей было 23 года. Однако Администрацией ГОсВД «город Махачкала» ей было отказано по причине того, что ей исполнилось 23 года. С данным отказом она категорически не согласна и считает его отказ незаконным и нарушающим ее права, предусмотренные законом.

Просит суд обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» включить ФИО3, <дата> г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции к производству приняты дополнительные исковые требования ФИО3 об обязании Администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО3 жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено исковое заявление ФИО3 к Администрации ГОсВД «город Махачкала», третьему лицу – Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить жилое помещение и заключить договор найма удовлетворить.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» включить ФИО3, <дата> г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в городе Махачкала.

Обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить ФИО3, <дата> г.р., жилую площадь по договору специализированного найма во внеочередном порядке и заключить договор специализированного найма на срок на 5 лет».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» ФИО8 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом не были исследованы причины, по которым ФИО9 до достижения ею возраста 23 лет не была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Суд не усмотрел факт невыполнения ФИО9 своих прав и обязанностей, учитывая, что она полностью дееспособна, то есть в состоянии защищать свои законные права, что ею надлежащим образом своевременно сделано не было. Полагает, что принятым решением нарушаются права и свободы иных детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вставших на учет более ранней датой. Считает, что оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объема бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан, в связи с чем доводы суда первой инстанции о непринятии администрацией г. Махачкалы необходимых мер по обеспечению истца жильем и нарушении его прав являются необоснованными.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Истец ФИО3 направила в судебную коллегию заявление с просьбой рассмотреть дело без ее участия.

Исходя из представленных в дело сведений, с учетом положений ст. 165.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ), ст.ст. 113,117 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), судебная коллегия находит извещение неявившихся в судебное заседание лиц надлежащим, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет (п. 3 ст. 8).

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи (абз. 3 п. 3 ст. 8).

Аналогичные положения содержатся в Законе Республики Дагестан от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от <дата> , предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью граждан (п. 2).

Предоставление гражданам жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (п. 4).

Обеспечение жилыми помещениями граждан осуществляется путем приобретения жилых помещений органами местного самоуправления в муниципальную собственность за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством (п. 5).

Органом местного самоуправления осуществляется приобретение в муниципальную собственность жилых помещений, расположенных в границах соответствующего муниципального района или городского округа Республики Дагестан, для последующего предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений.

В случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан (п. 6).

Жилое помещение предоставляется на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина.

С согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан (п. 8).

Жилые помещения предоставляются гражданам по их заявлению в письменной форме согласно приложению к настоящему Порядку. Гражданин представляет заявление в орган местного самоуправления по месту жительства.

Жилые помещения предоставляются гражданам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (п. 9).

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата> дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от <дата> № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении (абз. 20).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Правила устанавливают порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список, дети-сироты, лица из числа детей-сирот, лица, которые достигли возраста 23 лет), примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении, об отказе во включении в список, сроки включения в список, а также порядок исключения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу названных Правил формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список включаются:

дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации;

лица из числа детей-сирот, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также лица из числа детей-сирот, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признано невозможным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится такое жилое помещение, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

Лица, которые достигли возраста 23 лет, включаются в список, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на <дата> или после <дата> имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список (пункты 1 - 3).

В подпункте «г» пункта 4 Правил к лицам, имеющим право на подачу заявления о включении в список, поименованы лица, которые достигли возраста 23 лет, если они в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях либо не были включены в список и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ФИО3, <дата> года рождения, относится к категории детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Ленинского районного суда г.Махачкалы от <дата> мать-одиночка истца – ФИО1 лишена родительских прав.

Постановлением <адрес> г.Махачкалы от <дата> , опекуном над ФИО3 назначена ее бабушка – ФИО2

В 2022 году истцу ФИО3 стало известно, что ее нет в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений, выданном Управлением Росреестра по РД <дата>, следует, что за ФИО3 информация о наличии в Едином государственном реестре недвижимости записи о регистрации права собственности на недвижимое имущество отсутствует.

Также из имеющейся в материалах дела справки филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по РД от <дата> следует, что за ФИО3 объектов недвижимости по Республике Дагестан не значится.

На заявление истца, за подписью начальника МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» ФИО10 от <дата> .01-МФЦ-171/22 выдан ответ – отказ в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, в силу пропущенного срока подачи заявления.

Как следует из иска и не оспорено ответчиком, истец с 2005 года состояла на учете в органе опеки и попечительства <адрес> г. Махачкалы. Ее опекун обращался с заявлением в органы опеки и попечительства о необходимости включения истца в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилой площади.

Кроме того, пропуск срока обращения ФИО3 пропущен незначительно.

С учетом изложенных обстоятельств, установленных на основании собранных по делу доказательств и их оценке, данной в соответствии с правилами ст.67 ГПК РФ, руководствуясь приведенными выше нормами права, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", исходя из того, что ФИО3, имея статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет предпринимала меры встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако не была поставлена на учет по причинам, которые не могут быть поставлены в вину истцу и отразиться на его правах, гарантированных законом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о необоснованности решения ответчика об отказе в постановке истца на жилищный учет как лица, оставшегося без родительского попечения.

Нормами действующего законодательства определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

При этом, ни в Федеральном законе от <дата> N 159-ФЗ, ни в Жилищном кодексе Российской Федерации не устанавливается какая-либо последовательность, очередность (в том числе, в зависимости от даты регистрации заявления о включении в указанный список) в списках данной категории граждан в качестве условия предоставления им жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Напротив, право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда имеют в равной степени все дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, независимо от даты подачи заявления о включении в список и регистрации данного заявления.

Формирование указанного списка имеет своей целью не установление очередности включенных в него лиц, а определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Также действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> в случае отсутствия на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан жилых помещений, соответствующих требованиям, орган местного самоуправления вправе приобретать в муниципальную собственность жилые помещения на территории иного муниципального района или городского округа Республики Дагестан и с согласия гражданина, включенного в список, при отсутствии на территории муниципального района или городского округа Республики Дагестан по месту жительства гражданина жилого помещения, соответствующего требованиям, жилое помещение предоставляется на территории иного населенного пункта Республики Дагестан.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что постановка истца на учет повлечет нарушение имущественных прав иных детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, включенных в список нуждающихся в предоставлении жилых помещений ранее истца, судебная коллегия признает несостоятельными и необоснованными.

Доводы апелляционной жалобы Администрации ГОсВД «город Махачкала», касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц данной категории, не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в постановленном судебном решении, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не находит, не содержат юридически значимых для дела обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении решения по заявленным исковым требованиям и влияли бы на законность его выводов.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <дата>

33-3545/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Асельдерова Саида Наримановна
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Другие
МКУ Управление по реализации программы Ветхое аварийное жилье и улучшению жилищных условий Администрации ГОсВД г.Махачкалы
Гаджиев Д.М.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
07.04.2023Передача дела судье
03.05.2023Судебное заседание
08.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.06.2023Передано в экспедицию
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее