УИД 11RS0001-01-2022-009761-72 Дело № 2а-7577/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Прилеповой Н.Н.,
при секретаре Самсонове А.Е.,
рассмотрев 13 сентября 2022 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре административное дело по административному исковому Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Республике Коми к Д.Е., законным представителям несовершеннолетней Кочеткову Евгению Сергеевичу, Кочетковой Анне Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в суд с административным иском к законным представителям несовершеннолетней Д.Е., ** ** ** г.р. – Кочеткову Е.С., Кочетковой А.А. о взыскании задолженности перед бюджетом в размере 3754 рубля 02 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 796 рублей, а также пени в размере 13 рублей 89 коп. за период с 04.12.2018 по 09.02.2019; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 876 рублей, а также пени в размере 12 рублей 14 коп. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 963 рублей, а также пени в размере 28 рублей 62 коп. за период с 02.12.2020 по 17.06.2021, налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1059 рублей, а также пени в размере 5 рублей 37 коп. за период с 02.12.2021 по 21.12.2021, государственной пошлины.
В обоснование заявленных требований указали, что несовершеннолетней Кочетковой Д.Е. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество, в установленный законом срок налог не был уплачен. Направленное административным истцом требование об уплате задолженности административным ответчиком не выполнено.
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, участия в судебном заседании не приняли, ходатайствовав о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Законные представители несовершеннолетней Кочетковой Д.Е. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались по месту регистрации.
Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Неисполнение обязанности по уплате налогов является основанием для применения мер принудительного его исполнения в порядке, предусмотренном статьями 45, 70 и 48 Налогового кодекса РФ.
Нормой статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Правила, предусмотренные данной статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате пеней и штрафов (пункт 3).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, налоговый орган направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Согласно статье 400 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу п. 1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации, налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Порядок установления налоговой ставки определен ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетней Д.Е., ** ** ** г.р. на праве собственности принадлежит недвижимое имущество: ... доли жилого помещения, расположенного по адресу: ..., дата регистрации ** ** **.
Согласно записи акта о рождении от ** ** ** №... родителями Д.Е. являются Кочетков Е.С. и Кочеткова А.А.
Административным истцом в адрес налогоплательщиков направлены налоговые уведомления: от 10.08.2018 № 47531365 об уплате налога на имущество физических лиц за 2017 год в размере 796 руб., сроком уплаты не позднее 03.12.2018; от 25.07.2019 № 48332132 об уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 876 руб., сроком оплаты не позднее 02.12.2019; от 01.09.2020 № 55918476 об уплате налога на имущество физических лиц за 2019 год в размере 963 руб., от 01.09.2021 № 54772843 об уплате налога на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1059 руб., сроком оплаты не позднее 01.12.2021.
Также в адрес административных ответчиков направлялись требования об уплате налога на имущество физических лиц.
Административными ответчиками указанные требования в установленный в нем срок выполнены не были.
Как следует из положений части 3 статьи 5 КАС РФ права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители.
Нормы главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации в силу статей 19 и 400 данного Кодекса в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.
Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством. Несовершеннолетние лица - владельцы налогооблагаемой недвижимости могут участвовать в налоговых отношениях через законного представителя. Так, за несовершеннолетних, не достигших 14 лет, сделки могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны (ст. 28 ГК РФ).
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов.
Следовательно, такие лица, признаваемые плательщиками налога на имущество физических лиц, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении находящегося в их собственности недвижимого имущества, что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов.
При этом лица, выступающие в качестве законных представителей физического лица в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в подобных случаях признаются представителями несовершеннолетнего физического лица - налогоплательщика (пункт 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации).
Определением мирового судьи Тентюковского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми от 20.05.2022 в принятии заявления МИФНС России №8 по Республике Коми о выдаче судебного приказа о взыскании недоимки, ввиду предъявления требований к одному из законных представителей, в связи с чем требование не является бесспорным.
17.06.2022 года административный истец обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным иском к административным ответчикам.
В случае неуплаты налога, пени, налоговой санкции физическим лицом, их взыскание производится в судебном порядке, на основании статей 45, 48 НК РФ, 286 КАС РФ.
Согласно со статьей 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10. 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Срок исполнения самого раннего требования - 19.03.2019, общая сумма задолженности не превышает 10 000,00 руб. Последний срок обращения в суд согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 НК РФ составляет 19.09.2022 (19.09.2019 + 3 года + 6 месяцев).
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке.
Поскольку по настоящее время вышеуказанные суммы задолженности по требованиям не уплачены, а также в связи с отказом в выдаче судебного приказа по причине усмотренного судом спора о праве, Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми в соответствии с п. 2, 3 ст. 48 НК РФ в установленные сроки до 19.09.2022 (19.03.2019 + 3 года + 6 месяцев) обратилась с заявлением о взыскании указанных выше сумм в порядке искового производства.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Ответчики, надлежащим образом извещавшиеся о рассмотрении дела, доказательств уплаты недоимки в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представили.
Поскольку начисление административному ответчику налоговым органом недоимки произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора истцом соблюден, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца и взыскании с Кочеткова Е.С., Кочетковой А.А. как законных представителей несовершеннолетней Д.Е., ** ** ** г.р. задолженности перед бюджетом в размере 3754 рубля 02 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 796 рублей, а также пени в размере 13 рублей 89 коп. за период с 04.12.2018 по 09.02.2019; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 876 рублей, а также пени в размере 12 рублей 14 коп. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 963 рублей, а также пени в размере 28 рублей 62 коп. за период с 02.12.2020 по 17.06.2021, налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1059 рублей, а также пени в размере 5 рублей 37 коп. за период с 02.12.2021 по 21.12.2021.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
В силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления, взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Учитывая изложенное, с административных ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление МИФНС № 8 России по Республики Коми к Д.Е., законным представителям несовершеннолетней Кочеткову Евгению Сергеевичу, Кочетковой Анне Анатольевне о взыскании обязательных платежей и санкций - удовлетворить.
Взыскать солидарно с Кочеткова Евгения Сергеевича, Кочетковой Анны Анатольевны законных представителей несовершеннолетней Д.Е. в пользу МИФНС № 8 России по Республики Коми задолженность перед бюджетом в размере 3754 рубля 02 коп., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 796 рублей, а также пени в размере 13 рублей 89 коп. за период с 04.12.2018 по 09.02.2019; налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 876 рублей, а также пени в размере 12 рублей 14 коп. за период с 03.12.2019 по 06.02.2020; налог на имущество физических лиц за 2019 год в размере 963 рублей, а также пени в размере 28 рублей 62 коп. за период с 02.12.2020 по 17.06.2021, налог на имущество физических лиц за 2020 год в размере 1059 рублей, а также пени в размере 5 рублей 37 коп. за период с 02.12.2021 по 21.12.2021.
Взыскать с Кочеткова Евгения Сергеевича в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Взыскать с Кочетковой Анны Анатольевны в доход бюджета МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 200 рублей.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Прилепова
Мотивированное решение составлено 26 сентября 2022 года.