РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
31 августа 2015 года Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа -Югра в составе:
Председательствующего судьи: Беца Г.Д.
секретаре: Бородиной Н.В.
При участии представителя заявителя Б
Заинтересованного лица главного государственного инспектора труда Н
Рассмотрев в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «К» на Постановление № от дата государственного инспектора труда Государственной инспекции труда по ХМАО-Югре Н по делу об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.5.27 КОАП РФ в отношении руководителя общества с ограниченной ответственностью « КНГ-Сервис»
У С Т А Н О В И Л
Заявитель предъявила в суд жалобу о признании незаконным Постановления государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес>
В обоснование исковых требований пояснила следующее.
Постановлением Государственной инспекции труда в <адрес> от дата Общество с ограниченной ответственностью «К» было привлечено к административной ответственности в виде Штрафа в размере <данные изъяты> рублей по части 1 статьи 5.27 КоАП РФ за нарушение -законодательства о труде.
Привлечение Общества с ограниченной ответственностью «К» к Административной ответственности считает незаконным и необоснованным, поскольку согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет один год.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального царственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения писания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке
По смыслу данных положений закона при проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание в случае очевидного нарушения трудового законодательства.
Трудовые споры, неурегулированные разногласия между работодателем и работником при применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381 — 397 Трудового кодекса Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.
В связи с этим, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает споры, так как не может подменять собой органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
В соответствии с Конвенцией МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 11 июля 1947 года, ратифицированной Российской Федерацией 1998 года, инспектору труда не предоставлено право выносить обязательные для исполнения работодателем предписания по трудовым спорам.
Между тем, спор по выплате дополнительного вознаграждения за работу по трудовому договору в силу статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией рассмотрению трудовых споров, либо судом.
Следовательно, оспариваемое Постановление вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
В силу ст. 391 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда о должен был узнать, о нарушении своего права, а по спорам об увольнении в течение одного месяца со дня вручения копий приказа об увольнении либо со дня вручения трудовой книжки.
Так выявленное нарушение совершено Обществом, согласно обжалуемого постановления в период с дата, следовательно, срок обращения с жалобой истек в дата.
Из материалов дела следует, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения Государственной инспекции труда в <адрес> пропущен.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодексе Федерации об административных правонарушениях, и руководствуясь ст. 30.1,руководитель Общества просила суд:
Отменить постановление N № от дата о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «К» к административной ответственности.
В судебном заседании представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях.
В судебном заседании государственный инспектор по труду требования представителя заявителя не признала, полагая вынесенное Постановление обоснованным и в соответствии с законом, поскольку установлены нарушение прав работников в области трудового законодательства. Срок привлечения не пропущен, поскольку данные отношения являются длящимся
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Государственным инспектором труда, по ХМАО-Югре в ООО «К» проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства по факту обращения работников спорного предприятия Г, Р в инспекцию по труду в городе <адрес>, ХМАО-Югры.
Проведенной проверкой государственным инспектором труда выявлены нарушения трудового законодательства, выразившиеся, в неприменении ст.152 ТК РФ, то есть неоплаты указанным работникам сверхурочных работ в течение длительного времени, о чем свидетельствует представленные в материалах дела: Акт проверки трудового законодательства от дата (дата опечатка по пояснению инспектора по труду), протокол № № от дата.
По результатам проверки государственным инспектором труда, Н. выдано Постановление № № от дата (л.д.10-11), которым работодатель привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Полагая данное Постановление, вынесенным с пропуском годичного срока, заявитель просил данное постановление отменить. Кроме того, полагает, что данное привлечение к административной ответственности вытекает из правоотношений трудового спора.
В силу ст.4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности - срок, в течение которого лицо, совершившее административное правонарушение, может быть привлечено к административной ответственности и по истечении которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Данное положение основано на том, что истечение сроков давности привлечения к административной ответственности отнесено к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ).
Вместе с тем согласно п.2 ст.4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч.1 ст.4.5 КоАП РФ начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
О чем разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5,в соответствии, с которым, длящимся является такое правонарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом (п. 14). Оно продолжается непрерывно и может быть окончено как фактически (обязанность выполнена), так и юридически (виновный наказан).
Как установлено из представленного в материалах дела Постановления № № от дата (л.д.10-11), работодатель привлечен к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по оплате сверхурочных работникам Г и Р начиная с дата
Данное событие установлено инспектором труда дата.
Следовательно, с дата, т.е. длительно, систематично, работодатель нарушал трудовое законодательство в части оплаты труда по сверхурочной работе работникам Г и Р, что было установлено государственным инспектором по труду и отражено в Акте проверки от дата (как пояснила в судебном заседании инспектор труда Н в дате написания Акта опечатка, указано июль вместо июнь).
Следовательно, с момента установления данного нарушения исчисляется срок административного правонарушения, т.е. с дата
В соответствии ст.5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Главой 57 ТК РФ федеральные инспекции труда отнесены к категории органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации.
Статьями 353, 356, 357 ТК РФ на нее возложены функции государственного надзора по соблюдению трудового законодательства.
В соответствии с абзацем 2 статьи 356 Трудового кодекса Российской Федерации федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 сентября 2012 года N 875, предметом федерального государственного надзора в сфере труда является, соблюдение работодателями в процессе осуществления ими своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
Абзацем 6 части 1 ст. 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Согласно ст.10 ТК РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
В соответствии ст.2 Конвенции Международной Организации Труда № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Россией 11 апреля 1998 года за № 58-ФЗ, установлено, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспектора труда обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.
При этом в п.1 ст.3 указанной Конвенции в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как
например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении, благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным, в той мере, в какой мере инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений.
Следовательно, согласно указанных норм и в соответствии п.9. ст. 23.12.КоАП РФ государственный инспектор по труду вправе выявлять нарушения в области трудового законодательства и привлекать к ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства, в том числе нарушивших ст.152 ТК РФ, т.е. не оплаты сверхурочного труда работникам Г и Р
С учетом изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Постановление Постановление № № от дата об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью « К» отставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение 10 дней через Няганский городской суд со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Г.Д.Беца