11RS0001-01-2021-019710-85 Дело № 2-1217/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сухоруковой С.М.,
при секретаре Малоземовой О.А.,
с участием истца Тарабукина А.П.,
представителя ответчика Фроловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 09 февраля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Тарабукина Андрея Петровича к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми об обязании произвести перерасчет пенсии по старости,
установил:
Тарабукин А.П. (с учетом уточнений) обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по старости с учетом индексации с 01.02.2021 года. В обоснование указано, что истец с 03.01.2003 имеет статус ... и является .... 27.04.2010 истцу была назначена пенсия по старости. До 20.01.2021 истец являлся работающим пенсионером. Решением ... от 20.01.2021 по заявлению истца статус ... был приостановлен, о чем распоряжением Управления Минюста России по Республике Коми от 03.02.2021 № 23-р были внесены сведения в реестр ... Республики Коми. 05.08.2021 Тарабукин А.П. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии в связи с приостановлением статуса ... и прекращением работы, однако ответа он не получил.
В судебном заседании истец на удовлетворении заявленных требований настаивал.
Представитель ответчика с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель ИФНС России по г. Сыктывкару, привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился.
Выслушав мнение явившихся, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, материалы гражданского дела № 2-5374/2021 суд приходит к следующему.
Закрепляя право каждого на социальное обеспечение при наступлении названных и иных предусмотренных законом случаев (социальных рисков), Конституция Российской Федерации вместе с тем не регулирует условия и порядок предоставления конкретных видов социального обеспечения, а также не определяет, с использованием какого организационно-правового механизма оно реализуется, - эти вопросы, как следует из статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б" и "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, решаются законодателем.
В силу ч. 1 ст. 26.1 вышеуказанного Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2,?5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Частью 3 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» предусмотрено, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Пенсионеры вправе представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 настоящего Федерального закона (ч. 5 ст. 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст. 26.1 названного ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом установлено, что с 2003 года истец имеет статус ... и является членом ....
27.04.2010, Тарабукину А.П. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением ... от 20.01.2021 на основании п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус ... Тарабукина А.П. приостановлен в связи с невозможностью более шести месяцев исполнять профессиональные обязанности.
Истец обратился в ГУ УПФР в г. Сыктывкаре РК (межрайонное) с заявлением о перерасчете размера пенсии.
В перерасчете пенсии заявителю отказано, поскольку истец относится к работающим пенсионерам, оснований для индексации пенсии не имеется.
Действующее законодательство не содержит понятие "неработающий пенсионер".
Из системного толкования положений Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" следует, что неработающим является пенсионер, который не осуществляет деятельности по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, не осуществляет иную деятельность, за которую получает вознаграждение, являющееся объектом обложения страховых взносов, и не относится к застрахованным лицам.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством для признания лица неработающим пенсионером является установление факта отсутствия работы по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, и не осуществление иного вида деятельности, в период которого лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"), предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 данной статьи).
В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования осуществляется в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица, а данные указанного учета используются для назначения страховой и накопительной пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации.
Таким образом, перерасчет пенсии производится с месяца, следующего за месяцем увольнения. При этом, решение о перерасчете размера страховой пенсии и фиксированной выплаты принимается после поступления сведений персонифицированного учета с доплатой пенсии за прошлое время.
Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) определено, что адвокаты являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений части 1 статьи 430 Налогового кодекса, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за себя.
Уплата страховых взносов ... осуществляется с момента присвоения ему статуса ... и до момента прекращения статуса ....
При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 430 Налогового кодекса адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также за периоды, в которых приостановлен статус адвоката и в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления ими в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающих документов.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 63-ФЗ) квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги ....
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона N 63-ФЗ определено, что со дня принятия присяги претендент получает статус ... и становится членом ... палаты субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 63-ФЗ территориальный орган юстиции ведет реестр ... субъекта Российской Федерации.
Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия присяги лицом, успешно сдавшим квалификационный экзамен, уведомляет о присвоении претенденту статуса ... и принятии им присяги территориальный орган юстиции, который в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об ... в региональный реестр и выдает ... соответствующее удостоверение (пункт 1 статьи 15 Федерального закона N 63-ФЗ).
Согласно положениям пункта 4 и пункта б статьи 16 Федерального закона N 63-ФЗ решение о приостановлении статуса ... принимает совет ... субъекта Российской Федерации, в региональный реестр которого внесены сведения об этом ....
При этом совет ... субъекта Российской Федерации в десятидневный срок со дня принятия им решения о приостановлении либо возобновлении статуса ... уведомляет об этом в письменной форме территориальный орган юстиции для внесения соответствующих сведений в региональный реестр, а также лицо, статус ... которого приостановлен или возобновлен, и ..., в котором данное лицо осуществляло .... Территориальный орган юстиции в десятидневный срок со дня получения указанного уведомления вносит сведения о приостановлении либо возобновлении статуса ... в региональный реестр.
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона N 63-ФЗ решение о прекращении статуса ... советом ... ... субъекта Российской Федерации в десятидневный срок со дня его принятия направляется в письменной форме лицу, статус ... которого прекращен, соответствующему ..., а также территориальному органу юстиции, который вносит необходимые изменения в региональный реестр.
Таким образом, исходя из положений Федерального закона N 63-ФЗ и статьи 430 Налогового кодекса в целях корректного формирования налоговыми органами обязательств по страховым взносам период начала (окончания) деятельности адвокатов, а также период приостановления (возобновления) статуса адвоката, необходимо исчислять с момента вынесения соответствующего решения советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (изложенная позиция подтверждается и письмом Министерства Финансов Российской Федерации Федеральная Налоговая служба от 23 января 2020 г. N БС-4-11/965).
Согласно п. 7 ст. 430 Налогового кодекса РФ, адвокаты не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, в которых приостановлен статус адвоката, при условии представления в налоговый орган по месту учета заявления об освобождении от уплаты страховых взносов.
В случае, если в течение расчетного периода плательщиками, имеющими право на освобождение от уплаты страховых взносов на основании пункта 7 настоящей статьи, осуществлялась соответствующая деятельность, такие плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в соответствующих размерах пропорционально количеству календарных месяцев, в течение которых ими осуществлялась указанная деятельность (пункт 8 вышеуказанной статьи).
Как следует из отзыва ИФНС России по г. Сыктывкару Тарабукиным А.П. подано заявление об освобождении от уплаты страховых взносов в 2021 году, на основании которого Тарабукин А.П. освобожден от уплаты страховых взносов за период с 20.01.2021 по 31.12.2021, оплата по страховым взносам за 2021 года не числится, сведения по форме 2НДФЛ от налоговых агентов об осуществлении Тарабукиным А.П. трудовой деятельности в 2021 году не поступали. Также подано заявление от уплаты страховых взносов в 2022 году.
Исходя из анализа совокупности правовых норм и установленных обстоятельств дела, принимая во внимание, что Тарабукиным А.П. трудовая деятельность (...) не осуществляется, истец освобожден от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Тарабукина А.П. об обязании произвести перерасчет пенсии по старости с 01.02.2021 года.
руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми произвести перерасчет пенсии Тарабукина Андрея Петровича по старости с 01 февраля 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий С.М. Сухорукова
Мотивированное решение составлено 16.02.2022
Копия верна:
Председательствующий С.М. Сухорукова