Решение по делу № 2а-973/2020 от 14.07.2020

Дело № 2а-973/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2020 года

Аргаяшский районный суд Челябинской области

в составе председательствующего судьи Кулматовой Э.Ф.,

при секретаре Мелехине И.А.,

с участием представителя административного истца Скорнякова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Челябинская область, Аргаяшский район, с. Аргаяш, ул. Комсомольская, д. 4 административное дело по административному иску Овсянникова Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о восстановлении срока на подачу административного искового заявления,признании незаконным решения об отказе в государственном учете объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Овсянников Н.В. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о признании незаконным решения об отказе в государственном учете объекта недвижимости, возложении обязанности осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в отношении земельного участка с кадастровым .

В обоснование административного иска указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенный по адресу: <адрес>, примерно в <данные изъяты> м по направлению на запад <адрес>, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования для ведения садово-дачного хозяйства.ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Аргаяшский отдел Управления Росреестра по Челябинской области с заявлением о внесении изменений в сведения единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка с для ведения «садово-дачного хозяйства» на «магазины». Уведомлением о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка осуществление действий по государственному кадастровому учету приостановлено до ДД.ММ.ГГГГ. В качестве обоснования указано, что для земель сельскохозяйственного назначения в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Решением административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственном кадастровом учете земельного участка по вышеуказанным основаниям. Земельный участок расположен внутри товарищества собственников недвижимости «Увильдинские дачи» и изначально приобретался административным истцом для возведения магазина, предназначенного для обслуживания жителей указанного дачного поселка. Для возведения магазина необходимо изменение вида разрешенного использования земельного участка с для ведения «садово-дачного хозяйства» на «магазины». Запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения отсутствует. Земельный участок административного истца не относится ни к сельскохозяйственным угодьям, ни к иным земельным участкам, указанным в ч.4 и.6 ст. 36 ГрК РФ. В связи с чем действующим законодательством допускается изменение вида разрешенного использования с для ведения «садово-дачного хозяйства» на «магазины». Целевое назначение садового земельного участка предусматривает возможность строительства на участке магазина. Административный истец заявил ходатайство о восстановлении процессуального срока на подачу административного искового заявления. В обоснование ходатайства указал, что распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П на территории <адрес> введен режим обязательной самоизоляции, действие которого неоднократно продлялось (л.д.4-6).

Административный истец Овсянников Н.В. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен.

Представитель административного истца Скорняков Е.М. в судебном заседании на требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. Направили отзыв, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд признал возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика.

Из отзыва представителя административного ответчика, начальника Аргаяшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области Касымовой Л.Д. следует, что основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют. Оспариваемое решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета принято в порядке и сроки, предусмотренные Законом о регистрации.

Выслушав объяснения Скорнякова Е.М., исследовав материалы дела, приходит к выводу, что административный иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с п. 8, 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании оспариваемых решения, действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с частью 12 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и (или) отказ в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав могут быть обжалованы заинтересованным лицом в суд.

Как следует из материалов дела, Овсянников Н.В. является собственником земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес> на основании договора дарения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности Овсянникова Н.В. на земельный участок зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19-20).

ДД.ММ.ГГГГ Овсянников Н.В. обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственном кадастровом учете изменений земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, категория: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения садово-дачного хозяйства для изменения разрешенного вида использования «на магазины».

Решением Управления Росреестра по Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в государственном кадастровом учете земельного участка в связи с тем, что форма и содержание документа не соответствуют требованиям закона. Для земель сельскохозяйственного назначения в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность применения порядка решений об изменении вида разрешенного строительства, предусмотренногоп.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №191-ФЗ «О введение в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Осуществление государственного кадастрового учета на основании представленных документов не представляется возможным(л.д. 28-29).

По сведениям растровых материалов из базы данных АС ГЗК ( карты сельскохозяйственных угодий Аргаяшского района), содержащихся в государственном фонде данных земельный участок с кадастровым относится к землям сельскохозяйственных угодий.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Возможность самостоятельного выбора любого вида разрешенного использования без дополнительных разрешений и процедур согласования предусмотрена при наличии зонирования территорий, которое осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Согласно статье 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов, решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.

Частью 4 ст. 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков правообладателями земельных участков, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, могут быть выбраны самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Согласно ч. 3 ст. 36 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

ГрК РФ (ч. 9 ст. 35) в составе зон сельскохозяйственного использования выделяет:1) зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими);2) зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.

В силу ч. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, положения ч. 4 ст. 37 ГрК РФ к сельскохозяйственным угодьям не применяются.

Вместе с тем, запрет на установление градостроительных регламентов в отношении всех земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, в ГрК РФ отсутствует.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ, к землям сельскохозяйственного назначения кроме сельскохозяйственных угодий (пашен, сенокосов, пастбищ, залежей, земель, занятых многолетними насаждениями), также относятся земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В силу п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Исходя из изложенного, допускается изменение вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, но не относящихся к сельскохозяйственным угодьям либо иным земельным участкам, указанным в ч.4 и 6 ст. 36 ГрК РФ, на вид разрешенного использования, выбранный правообладателем такого земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом.

Земельный участок, принадлежащий истцу, расположен в границах земельного участка с кадастровым . Указанный земельный участок имел первоначальный кадастровый . Постановлением главы Аргаяшского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» изменен вид разрешенного использования с ведения личного подсобного хозяйства на ведение садово-дачного хозяйства. Изменение вида разрешенного использования внесено в государственный кадастр недвижимости в ДД.ММ.ГГГГ.

Земельный участок истца располагается на территории ТСН «Увильдинские дачи», что подтверждается публичной кадастровой картой.

Согласно таблицы №1 СП 53.133330-2011 «Свод Правил. Планировка и застройка территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97», утвержденных Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2010 года №849 в минимально необходимом составе зданий, сооружений территории садоводческого, дачного объединения предусмотрен магазин смешанной торговли.

Поскольку на территории дачного объединения предусмотрено строительство магазина, вид разрешенного использования земельного участка изменен на ведение садового-дачного хозяйства, суд приходит к выводу, что иск заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.219 ч.1 КА РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Срок на подачу административного искового заявления Овсянниковым Н.В. пропущен. Административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.Заявление Овсянникова Н.В. о восстановлении срока на подачу административного искового заявления необходимо восстановить. Распоряжением Правительства Челябинской области от 18 марта 2020 года №146-П на территории Челябинской области введен режим обязательной самоизоляции, действие которого неоднократно продлялось. Введенные ограничительные меры препятствовали истцу своевременно обратиться в суд с настоящим иском.

Руководствуясь статьями 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Овсянникова Н.В. удовлетворить.

Восстановить Овсянникову Н.В. процессуальный срок на подачу административного искового заявления.

Признать незаконным решение Аргаяшского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственном учете объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ

Обязать Аргаяшский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области осуществить действия по государственному кадастровому учету изменений в сведениях единого государственного учета недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, с для ведения «садово-дачного хозяйства» на «магазины»

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Челябинского областного суда в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Аргаяшский районный суд.

Председательствующий:

<данные изъяты>

2а-973/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Овсянников Николай Валерьевич
Ответчики
Государственный регистратор Мамлеева Изольда Фаритовна
Аргаяшский отдел Управления Росреестра по Челябинской области
Управление Росреестра по Челябинской области
Другие
Скорняков Евгений Михайлович
Суд
Аргаяшский районный суд Челябинской области
Судья
Кулматова Эльза Фасхитдиновна
Дело на странице суда
arg.chel.sudrf.ru
07.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее