Решение по делу № 2а-178/2018 от 04.12.2017

Строка статистического отчета 3.068 Дело № 2а-178/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 мая 2018 года пос. Клетня

Клетнянский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Дивеевой С.Ю.,

при секретаре Исавниной Т.В.,

с участием представителя административного истца Дубининой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Клетнянского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на сайтах, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Клетнянского района Брянской области обратился в суд с указанным иском в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, ссылаясь на то, что прокуратурой Клетнянского района Брянской области в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере распространения информации установлено, что в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> в свободном доступе размещена информация порнографического характера.

Доступ к данному сайту является свободным, то есть не требует предварительной регистрации, ввода пароля и требования об указании возраста. Ознакомиться с содержанием ресурса и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанная информация, находящаяся в свободном открытом доступе, ориентирована на неопределенный круг лиц, в том числе и несовершеннолетних. Возможность свободного доступа к Интернет-ресурсам, предлагающим просмотр запрещенных порнографических материалов, нарушает установленные законом запреты.

Информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайта в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Российской Федерации.

При исследовании данного Интернет сайта установлено, что указатель страниц вышеназванного Интернет-сайта в Единый реестр доменных имен, содержащего информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что подтверждается свободным доступом на него.

По мнению административного истца, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» вышеуказанной информации пропагандирует порнографию, проституцию. Кроме того, участниками сайта могут являться несовершеннолетние, не достигшие возраста 18 лет, то есть лица, у которых в силу возраста полностью не сформирована психика и культура сексуальных отношений.

Закрытие данного сайта призвано защитить уязвимых людей, в том числе несовершеннолетних, забота о благополучии и положительном нравственном развитии которых является одной из основных задач современного общества и нашего государства.

В целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-странице: <данные изъяты>, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст.15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Административный истец со ссылкой на действующее законодательство просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на странице сайта с адресом: <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В целях включения указателя страниц сайта с адресом: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» направить копию вступившего в законную силу решения в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Клетнянского района Середа С.В. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо - Управление Роскомнадзора по Брянской области в письменных пояснениях по делу, направленных в адрес суда, просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

В письменных пояснениях по данному делу руководитель Управления Роскомнадзора по Брянской области К., ссылаясь на положения Федерального закона от 27.07.2006г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», указывает, что указатель страницы <данные изъяты> по состоянию на текущую дату в ЕАИС Единый реестр не значится.

В соответствии с Правилами создания, формирования и ведения ЕАИС Единый реестр для обеспечения исполнения судебного решения и включения запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информации в Единый реестр судебное решение должно содержать: 1) доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети «Интернет», содержащего запрещенную информацию; 2) описание выявленной запрещенной информации в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 9 Правил.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Брянской области является территориальным органом Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Центральным аппаратом Роскомнадзора совместно с его территориальными органами осуществляется работа по внесению в ЕАИС Единый реестр информации, признанной судом запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В целях оптимизации работы по данному направлению и повышения эффективности мер реагирования по пресечению распространения в сети запрещенной информации территориальным органам Роскомнадзора предоставлен доступ к ЕАИС Единый реестр для самостоятельного внесения информации, признанной запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. На территории Брянской области внесение решений в ЕАИС Единый реестр осуществляет Управление Роскомнадзора по Брянской области, в связи с чем в случае удовлетворения иска прокурора судом копию решения необходимо направить в адрес Управления Роскомнадзора по Брянской области для внесения указателя страницы с противоправным контентом в ЕАИС Единый реестр.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - ФЗ N149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 ФЗ N 149).

Частью 6 ст. 10 ФЗ N 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 242 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконное изготовление и оборот порнографических материалов.

В силу ст. 9 ФЗ N 149, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В силу ч. 1 ст. 15.1 ФЗ N 149, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет" (ЕАИС Единый реестр).

Согласно ч. 2 ст. 15.1 данного ФЗ N 149, - в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 ФЗ N 149).

В административном иске прокурор указал, что целью его обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц является признание размещенной в сети Интернет информации порнографического характера, доступной неограниченному кругу граждан, в том числе несовершеннолетним - запрещенной к распространению в Российской Федерации, с последующим включением в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.

Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.

По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Судом установлено, что прокуратурой Клетнянского района Брянской области выявлен факт размещения в сети «Интернет» на сайте: <данные изъяты> информации порнографического характера, доступной для свободного просмотра неопределённому кругу лиц, в том числе и несовершеннолетними что подтверждается фотографическими скриншотами с указанного сайта (л.д. 4).

Указатель страницы <данные изъяты> в ЕАИС Единый реестр не значится.

Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Пунктом 1 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 N 1559-1, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

На основании п. 2 ст. 3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимания права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Частью 1 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

В соответствии с п. 1 ст. 14.1 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", - в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети "Интернет").

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п. 5 ст. 15 Закона об информации.

Статьей 1 ГК РФ регламентировано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.

Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.

Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу <данные изъяты> указанных материалов подтверждено представленными в материалы дела фотографическими скриншотами с указанного сайта и само ее наличие на сайте нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - потребителей информационных услуг.

Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.

Согласно статье 2 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ, информацией признаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.

Сайт в сети Интернет - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно - телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (пункт 13 статьи 2 Закона об информации).

По смыслу вышеперечисленных понятий сайт в сети Интернет представляет собой разновидность информации, состоящей из совокупности содержащихся на нем информационных материалов, распространяемой посредством информационно - телекоммуникационной сети Интернет.

Полномочия по созданию, формированию и ведению указанного реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 16.03.2009 г. № 228.

По делам о признании указанной информации и размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.

Руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, суд приходит к выводу о том, что указанная на сайте <данные изъяты> информация, распространяемая посредством сети «Интернет», является запрещенной для распространения, поскольку распространение указанной информации пропагандирует порнографию, проституцию, тем самым может оказать негативное влияние на нравственное, духовное, психическое развитие, здоровье, жизнь интернет - пользователей, в том числе и несовершеннолетних.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 и статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Оценивая избранный прокурором способ защиты права, руководствуясь статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается административный истец, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам административного судопроизводства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения административного иска, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение их к распространению.

Учитывая приведенные требования закона, изложенные обстоятельства, суд находит обоснованными требования прокурора Клетнянского района Брянской области о признании информации, размещенной на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Прокурора Клетнянского района Брянской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте с адресом: <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Управлению Роскомнадзора по Брянской области включить страницу сайта с адресом: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Направить копию вступившего в законную силу настоящего решения суда в Управление Роскомнадзора по Брянской области для включения указателя страницы сайта <данные изъяты> в сети «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательном виде.

Председательствующий:

Решение в окончательном виде изготовлено 23.05.2018г.

Председательствующий:

2а-178/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
МИФНС №5 по Брянской области
Прокурор Клетнянского района Брянской области
Ответчики
Цолин А. Е.
Другие
Управление Роскомнадзора по Брянской области
Суд
Клетнянский районный суд Брянской области
Судья
Т.А.Подгало
Дело на странице суда
kletniansky.brj.sudrf.ru
04.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
05.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
05.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
25.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.01.2018[Адм.] Судебное заседание
25.04.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
25.04.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.04.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.04.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
11.05.2018[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
14.05.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2018[Адм.] Судебное заседание
23.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2018[Адм.] Дело оформлено
06.07.2018[Адм.] Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее