Судья: Емельяненко Л.А. гр.дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2015 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А. (докладчик),
судей Шабаевой Е.И. и Лазаревой М.А.,
при секретаре Подусовской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области на решение Комсомольского районного суда города Тольятти Самарской области от 3 апреля 2015 года, которым постановлено:
«Заявление Гришиной ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение № от 24 февраля 2015 года, вынесенное ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области об отказе в осуществлении государственного учета.
Обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области осуществить государственный учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для эксплуатации части жилого дома по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» Борисовой Е.В. (по доверенности) просившей решение отменить, возражения представителя Борисевич М.В. – Мустафиной Е.А. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Гришина В.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области (далее – филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области) об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка и о восстановлении нарушенного права.
В обоснование заявления указала, что на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ ей и ее мужу ФИО9 принадлежит на праве общей долевой собственности часть жилого дома площадью 66,4 кв.м по адресу: <адрес>
Распоряжением мэрии г.о.Тольятти Самарской области № от 4 июля 2014 года утверждена схема расположения земельного участка площадью 398 кв.м на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, входящего в состав земель населенных пунктов формируемого в границах территориальной зоны Ж-1Б с разрешенным использованием – индивидуальные жилые дома с местами приложения труда, с фактическим использованием – для эксплуатации части указанного жилого дома, пунктом 4 указанного распоряжения заявитель уполномочена на обращение с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка.
16 февраля 2015 года Гришина В.Г. обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Решением № от 24 февраля 2015 года заявителю отказано в осуществлении государственной регистрации кадастрового учета со ссылкой на пункт 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в связи с тем, что размер образуемого земельного участка не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным и максимальным) размерам земельных участков. Площадь земельного участка, указанного в заявлении, согласно сведений, содержащихся в межевом плане составляет 398 кв.м, что не соответствует предельному минимальному размеру земельного участка, установленного Положением Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Тольятти Самарской области для земельных участков указанными категорией и разрешенным использованием равным 450 кв.м.
Кроме того, кадастровый орган указал на то, что акт согласования местоположения границы земельного участка в нарушение требований к форме межевого плана, утвержденного приказом Межэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412, не содержит в себе дату его подписи, номер смежного земельного участка указан неверно.
Полагая, что в результате оспариваемого отказа в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка она не может зарегистрировать право собственности на земельный участок под принадлежащей ей с мужем частью жилого дома и огорода, просила признать незаконным решение филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области по Самарской области от 24 февраля 2015 года № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> о возложении на филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области обязанности по осуществлению указанного учета.
В судебном заседании заявитель и его представитель заявленные требования поддержал.
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области своего представителя для участия в рассмотрении дела в суд не направил без сообщения причин, извещен надлежаще.
Судом постановлено вышеуказанное решение (л.д. 30-33).
В апелляционной жалобе представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области просит решение отменить, считает его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права (л.д. 59-66).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене как постановленное с нарушением норм материального права.
Разрешая дело и удовлетворяя требования Гришиной В.Г., суд первой инстанции, руководствуясь ст. 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД (в редакции от 15 июля 2013 года), согласно которой земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которого менее минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона или муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, может быть предоставлен гражданину однократно без проведения торгов в собственность за плату либо в аренду в случае одновременного соблюдения следующих условий:
отсутствие споров о границах земельного участка со смежными землепользователями. При этом гражданином представляется акт согласования местоположения границ испрашиваемого земельного участка, оформленный в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
наличие общей границы с земельным участком, которым гражданин обладает на праве собственности, или постоянного (бессрочного) пользования, или пожизненного наследуемого владения;
соответствие минимального размера земельного участка требованиям абзаца пятого настоящей статьи.
Минимальный размер земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей статьи и предоставляемого для огородничества, дачного строительства, животноводства, ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, устанавливается равным его фактическому размеру. Минимальный размер земельного участка, указанного в абзаце первом настоящей статьи и предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства и индивидуального жилищного строительства, устанавливается муниципальным правовым актом. При этом он может быть установлен равным фактическому размеру указанного земельного участка,
руководствуясь также подпунктом 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре, согласно которому предоставление для кадастрового учета документов по форме либо содержанию не соответствующих требованиям указанного закона (в данном случае акта согласования местоположения границы земельного участка) является основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, и лишь последующее не устранение данного обстоятельства, послужившего основанием для принятия решения о приостановлении в соответствии с подпунктом 6 части 2 статьи 27 этого же закона - основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета,
пришел к выводу, что требования Гришиной В.Г. подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда об обоснованности требований заявителя, поскольку решение суда вынесено с существенными нарушениями норм материального права.
На основании п. п. 2 ст. 330 ГПК РФ, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является применение закона, не подлежащего применению.
Суд первой инстанции неправильно истолковал и применил ст. 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД (в редакции от 15 июля 2013 года), что является основанием к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно ч. 1 ст. 249 ГПК РФ и с учетом положений п. 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие), а на заявителя в силу ч. 1 ст. 247 ГПК РФ возложена обязанность доказать нарушение его прав и свобод.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Такое заявление подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
Такой совокупности необходимых условий по данному делу не имеется.
Согласно ч. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
На основании ч. 2 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты устанавливаются Правилами землепользования и застройки, определяют основу правового режима земельных участков и обязательны для исполнения всеми землепользователями.
Решением Думы городского округа Тольятти от 24 декабря 2008 года N 1059 были утверждены Правила землепользования и застройки городского округа Тольятти, которое было официально опубликовано в газете "Городские ведомости", N 7(922), 27 января 2009 года, в соответствии с ч. 4 ст. 34 которых установлена предельная минимальная площадь земельного участка для размещения индивидуального жилого дома с местами приложения труда равная 450 кв. м.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 27 Федерального закона от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.
Как видно из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Гришина В.Г. совместно с ФИО9 на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственность № от 14 июля 2009 года является собственником части жилого дома общей площадью 66,40 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Решением филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области № от 24 февраля 2015 года заявителю было отказано в осуществлении кадастрового учета земельного участка в связи с тем, что площадь земельного участка составляет 398 кв. м, что меньше площади минимального размера земельного участка - 450 кв. м, при которой участок может использоваться по данному виду разрешенного использования: "для размещения индивидуального жилого дома с местами приложения труда" (л.д. 11).
Ненадлежащим образом оценив представленные доказательства, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, не регулирующими спорные правоотношения, пришел к необоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
При этом судом не принято во внимание, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, принятое филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области 24 февраля 2015 года является законным и обоснованным, принятым в строгом соответствии с требованиями Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", и иных норм действующего законодательства, регулирующих вопросы землепользования и застройки.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку исходя из положений вышеприведенных норм материального права и того обстоятельства что видом разрешенного использования земельного участка Гришиной В.Г. является размещение индивидуального жилого дома с местами приложения труда минимальным размером которого для постановки на кадастровый учет является площадь от 450 кв. м, в то время, как площадь земельного участка заявительницы менее указанной нормы, у органа кадастрового учета имелись законные основания для отказа заявительнице в совершении учета ее земельного участка.
Статья 9.1 Закона Самарской области от 11 марта 2005 года N 94-ГД (в редакции от 15 июля 2013 года) регулировала условия предоставления гражданам в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, размер которых менее установленных минимальных размеров земельных участков, установленных статьей 13 настоящего Закона или муниципальным правовым актом об установлении предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства однократно без проведения торгов в собственность за плату либо в аренду в случае совокупности указанных в ней необходимых условий. Судом не принято во внимание, что необходимой совокупность условий отсутствует.
Таким образом, оспариваемое заявительницей в порядке главы 25 ГПК РФ решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка принято филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области обоснованно, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением установленного порядка, нарушения охраняемых законом прав и свобод заявительницы при совершении данного действия допущено не было, поскольку, в сложившейся ситуации орган кадастрового учета не наделен правом свободного усмотрения на проведение регистрационных действий в отношении земельных участков, не соответствующих требованиям, установленным Правилами землепользования и застройки города Тольятти Самарской области.
Тот факт, что на земельном участке находится часть дома, принадлежащего заявительнице на праве собственности, не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения кадастровой палаты поскольку это обстоятельство не имеет правового значения при оценке законности принятого филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
При имеющихся обстоятельствах, заявительница не лишена возможности поставить вопрос о признании за собой права собственности на спорный земельный участок, решение о положительном разрешении которого и может послужить основанием для постановки этого участка на кадастровый учет в существующем виде.
Если в судебном разбирательстве орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностное лицо, государственный или муниципальный служащий выполнят возложенное на них бремя доказывания и судом будет установлено, что оспариваемое решение или действие (бездействие) соответствует закону, а также то, что права либо свободы заявителя не были нарушены оспариваемым действием (бездействием), решением, суд отказывает в удовлетворении заявления (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
При таких обстоятельствах, в связи с неправильным применением судом норм материального права, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявления Гришиной В.Г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу представителя филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области удовлетворить.
Решение Комсомольского районного суда г.Тольятти Самарской области от 3 апреля 2015 года отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Гришиной ФИО1 о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области от 24 февраля 2015 года № об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> возложении на филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области обязанности по осуществлению указанного учета.
Председательствующий:
Судьи: