Решение по делу № 33-89/2024 (33-2870/2023;) от 06.12.2023

Судья Ибрагмова Ю.Р. дело № 33-89/2024

дело № 2-4750/2023 (12RS0003-02-2023-004698-61)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                      11 января 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Соснина А.Е.,

судей Гринюк М.А. и Клюкиной О.В.,

при секретаре Муравьевой А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кошкина Николая Ивановича на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года, которым постановлено в удовлетворении исковых требований Кошкина Николая Ивановича (паспорт <№> <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (ИНН 1200000730) о признании незаконным решения от 18 июля 2023 года <№> в части невключения в страховой стаж истца периода прохождения действительной срочной военной службы в льготном исчислении, периода обучения в училище, периода получения пособия по безработице, возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж Кошкина Николая Ивановича периода прохождения действительной срочной военной службы с 24 октября 1981 года по
23 октября 1983 года в льготном исчислении не менее чем в двойном размере, периода с 1 сентября 1980 года по 5 июля 1981 года обучения в <...>, периода получения пособия по безработице с 18 августа 2003 года по 31 августа 2003 года, взыскании судебных расходов по уплате госпошлины отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Гринюк М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Кошкин Н.И. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл (далее - ОСФР по Республике
Марий Эл), в котором просил признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Марий Эл от 18 июля 2023 года
<№> в части невключения в страховой стаж истца периода прохождения действительной срочной военной службы с 24 октября
1981 года по 23октября 1983 года в льготном исчислении (не менее чем в двойном размере – 4 года 0 месяцев 0 дней), периода обучения в <...> с 1 сентября 1980 года по 5 июля 1981 года (10 месяцев 4 дня), периода получения пособия по безработице с
18 августа 2003 года по 31 августа 2003 года (14 дней), возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж Кошкина Н.И. период прохождения действительной срочной военной службы с 24 октября
1981 года по 23 октября 1983 года в льготном исчислении не менее чем в двойном размере (4 года 0 месяцев 0 дней), периода с 1 сентября 1980 года по 5 июля 1981 года обучения в <...>
(10 месяцев 4 дня), периода получения пособия по безработице с 18 августа 2003 года по 31 августа 2003 года (14 дней), взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

В обоснование иска указал, что решением ОСФР по Республике
Марий Эл от 18 июля 2023 года <№> Кошкину Н.И. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Данным решением установлено, что с учетом всех периодов работы Кошкина Н.И. его страховой стаж составляет 41 год 5 месяцев 12 дней. На момент обращения с заявлением Кошкин Н.И. достиг возраста 60 лет, решением нарушены пенсионные права истца. Включая в страховой стаж истца период прохождения им военной службы по призыву продолжительностью 2 года, то есть в календарном исчислении, ответчик не учел положения пунктов 1и 3 статьи 10 Федерального закона орт 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом которых период прохождения истцом срочной военной службы должен быть засчитан в двойном размере и составлять 4 года 0 месяцев 0 дней. Кроме того, лицам проходившим военную службу по призыву в воинских частях, входящих в состав действующей армии, срок службы засчитывается в льготном исчислении – тройном размере. С 15 мая 1982 года по 24 октября 1983 года (1 год 6 месяцев 10 дней) Кошкин Н.И. принимал участие в боевых действиях на территории Демократической Республики Афганистан. С учетом этого периода на дату подачи заявления страховой стаж истца должен составлять 46 лет 2 месяца 18 дней. С учетом включения в страховой стаж истца периода прохождения обучения в <...> и периода получения пособия по безработице, а также вышеуказанного периода прохождения срочной военной службы в льготном размере и с учетом достижения Кошкиным Н.И. на момент обращения 11 июля 2023 года возраста 60 лет, он имеет право на назначение ему пенсии с даты обращения в пенсионный орган с заявлением на основании части 1.2 статьи 8 Закона
№ 400-ФЗ.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Кошкин Н.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. Доводы апелляционной жалобы совпадают с позицией истца, изложенной в иске.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Республике
Марий Эл просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав объяснения представителя Кошкина Н.И. Михайлова Э.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ОСФР по Республике Марий Эл Айдаркиной И.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного судом решения.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Федеральному закону).

В силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частью 1 указанной статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусмотрено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 указанного Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 указанного Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 указанного Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 данной статьи.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, при этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13.

Таким образом, при исчислении страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии досрочно в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с нормами действующего законодательства, учитываются только периоды работы, при условии начисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд, а также периоды получения пособия по временной нетрудоспособности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 11 июля
2023 года Кошкин Н.И. обратился в ОСФР по Республике Марий Эл с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

18 июля 2023 года ОСФР по Республике Марий Эл принято решение
<№> об отказе Кошкину Н.И. в установлении пенсии, которым в назначении страховой пенсии по старости оказано в связи с отсутствием требуемого стажа для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Указанным решением в страховой стаж в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ включен кроме прочих период службы в армии по призыву с 24 октября 1981 года по 23 октября 1983 года. Указанный период включен в календарном исчислении.

В страховой стаж при исчислении его в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не включен период учебы в Марийском радиомеханическом техникуме с 1 сентября 1988 года по
27 декабря 1991 года и период получения пособия по безработице с
19 августа 2003 года по 31 августа 2003 года.

Согласно данному решению пенсионного органа страховой стаж истца на момент обращения с заявлением о назначении пенсии составил 41 год
5 месяцев 12 дней, что меньше требуемого стажа 42 года, исчисленного в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Кошкина Н.И., суд первой инстанции исходил из того, что в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» не предусмотрена возможность включения в страховой стаж периодов прохождения военной службы по призыву в льготном исчислении, перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих включению в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, ограничен и не подлежит расширительному толкованию, в указанный перечень не включен период прохождения обучения. Также периоды получения пособия по безработице не подлежат зачету для определения права на пенсию в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Судебная коллегия оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции не находит.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.

Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает особый порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж периодов военной службы в льготном исчислении, обучения, получения пособия по безработице при назначении страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Исчисление стажа при назначении пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по нормам ранее действовавшего законодательства не производится (часть 9 статьи 13 Закона N 400-ФЗ).

Действующее законодательство предусматривает возможность включения периода прохождения военной службы, а также периодов работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию по иным основаниям, в том числе в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста при соблюдении условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (пункт 1 части 1 статьи 12, часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).

Доводы жалобы об обратном в силу изложенного являются несостоятельными.

Установив, что на дату обращения в пенсионный орган у Кошкина Н.И. отсутствовал необходимый страховой стаж продолжительностью 42 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности назначить истцу страховую пенсию по старости.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию истца, изложенные в исковом заявлении, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 6 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошкина Николая Ивановича – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий                        А.Е. Соснин

Судьи                                    М.А. Гринюк     

                                        

О.В. Клюкина

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 18 января 2024 года.

33-89/2024 (33-2870/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кошкин Николай Иванович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Марий Эл
Другие
михайлов Эрик Михайлович
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
06.12.2023Передача дела судье
11.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.01.2024Передано в экспедицию
11.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее