РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
ст-ца Кущёвская 29 августа 2024 года
Кущёвский районный суд, Краснодарского края в составе:
председательствующего - судьи Вертиевой И.С.
при секретаре Ященко К.В.
а так же с участием:
представителя истца – Жуковой Н.С., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года
третьего лица – Н.И.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Раздольненского сельского поселения к Прыгунову С.Н. о признании бездействия незаконным, обязании ликвидировать несанкционированные навалы отходов потребления.
установил:
Администрация Раздольненского сельского поселения, Кущевского района обратилась в суд с иском к Прыгунову С.Н. об обязании ликвидировать несанкционированные навалы отходов потребления.
В заявлении указывает, что в результате проведенной проверки было установлено, что Прыгунов С.Н., проживая в <адрес>, нарушает санитарно-гигиенические требования по содержанию принадлежащего ему земельного участка, а именно: на его территори имеется большое скопление и нагромождение мусора, в том числе, от содержания крупного рогатого скота, твердых коммунальных отходов, что противоречит Правилам благоустройства территории сельского поселения и действующему законодательству. ДД.ММ.ГГГГ Прыгунов С.Н. был привлечен к административной ответственности в виде штрафа по ст. 3.2 п. 3 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае. Однако, до настоящего времени санитарное состояние на земельном участке не наведено, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории сельского поселения на благоприятную среду обитания и создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. В связи с чем, просит обязать Прыгунова С.Н. ликвидировать несанкционированные навалы отходов потребления и содержать его в соответствии с Правилами благоустройства территории сельского поселения.
В судебном заседании представитель истца полностью поддержала заявленные требования, просил суд их удовлетворить.
Ответчик Прыгунов С.Н. в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте слушания дела был извещен надлежащим образом (л. д. 153).
Третье лицо с заявленными требованиями полностью согласна, пояснила, что ответчик является её соседом и находящимся на территории его домовладения мусором, создает ей неудобства в виде исходящих неприятных запахов и последождевых стоков, которые попадают на территорию её домовладения от коровьего навоза.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане обязаны не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и (или) благоприятную среду обитания.
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с ТКО).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с ТКО предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 указанного Федерального закона N 52-ФЗ, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПин 2.1.3684-21).
Согласно пункта 11 СанПиН 2.1.3684-21, срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5°С и выше - не более 1 суток; плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.
В соответствии с пунктом 19 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится утверждение Правил благоустройства территории поселения, которые были утверждены решением Совета Раздольненского сельского поселения Кущевского района от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно раздела 4.1. Правил благоустройства территории Раздольненского сельского поселения, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны осуществлять своевременную и качественную организацию очистки и уборки принадлежащей им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков в установленных границах, а также прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами, собственники индивидуальных жилых домов обязаны накапливать твердые коммунальные отходы, в том числе, крупногабаритные, только в местах временного хранения отходов.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона № 248-ФЗ, объектами государственного контроля (надзора), муниципального контроля являются, в том числе деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие).
Однако, в результате проведенной администрацией Раздольненского сельского поселения проверки, установлено, что Прыгунов С.Н. являясь собственником приусадебного земельного участка, с расположенным на нем жилым домом по адресу: <адрес> (л. д. 21-23) накопил на территории домовладения большое количество мусора, в том числе, от содержания крупного рогатого скота, твердых коммунальных отходов, которые находятся там неопределенное долгое количество времени, за что постановлением административной комиссии Раздольненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ он был привлечен к административной ответственности по ст. 3.2 п. 3 Закона Краснодарского края от 23.07.2003 года № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» за нарушение правил благоустройства, установленных органами местного самоуправления в Краснодарском крае (л. д. 17), кроме того, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ Прыгунову С.Н. было предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ навести санитарный порядок на придомовой территории (л. д. 18, 19), что им выполнено не было, что противоречит нормам действующего законодательства, в связи с чем, заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» сказано, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 11, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В связи с чем, согласно ч. 1 ст. 46 ГПК РФ, администрация Раздольненского сельского поселения правомерно обратилась в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Поскольку истец от уплаты государственной пошлины освобожден, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, она подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от её уплаты.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию с ответчика судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 6 000,00 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
Требования администрации Раздольненского сельского поселения, - удовлетворить.
Обязать Прыгунова С.Н., <данные изъяты>, ликвидировать несанкционированные навалы отходов потребления на приусадебном земельном участке, расположенном в <адрес> привести приусадебный земельный участок в надлежащее санитарное состояние.
Взыскать с Прыгунова С.Н. в пользу бюджета муниципального образования Кущевский район судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000,00 рублей (шесть тысяч руб. 00 коп.).
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Кущёвский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Вертиева И.С.