29RS0014-01-2022-006645-36
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Леда И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Дорониной С. Б. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о включении в стаж периода осуществления предпринимательской деятельности, перерасчете пенсии,
установил:
Доронина С.Б. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ранее – Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о включении в стаж периода осуществления предпринимательской деятельности. В обоснование исковых требований указала, что является получателем пенсии по старости с <Дата>. Полагает, что при назначении пенсии ответчиком необоснованным исключен из стажа ее работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>. Она была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и проживала в г. Архангельске, уплачивала страховые взносы. Как ИП, истец в арендуемом помещении, расположенном по адресу: г. Архангельск, ..., занималась производством мебели. Факт осуществления предпринимательской деятельности в г. Архангельске подтверждается соответствующими документами. Просила обязать ответчика включить указанный период в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, взыскать с ответчика в ее пользу расходы на оплату услуг представителя в размере 29573 рубля 64 копейки, госпошлину в возврат.
В ходе рассмотрения дела сторона истца заявленные требования увеличила, просила обязать ответчика произвести перерасчет пенсии с <Дата>.
Истец Доронина С.Б. и ее представитель Прилучный А.С. в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Зубцов А.С. с иском не согласился, полагал заявленный размер судебных расходов завышенным.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Дорониной С.Б. с <Дата> назначена страховая пенсия по старости.
При разрешении вопроса о назначении пенсии в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не был включен оспариваемый период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата>.
Порядок исчисления и перерасчета пенсии регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях» от <Дата> № 400-ФЗ.
До <Дата> основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от <Дата> №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». За работу в районах Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, гражданам устанавливался повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
С <Дата> вступил в силу Федеральный закон «О страховых пенсиях», которым за работу в районах Крайнего Севера, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а также при наличии смешанного стажа работы как в районах Крайнего Севера, так и в местности, приравненной к ним, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии. Так, на основании пунктов 4, 5, 6 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№>, действующих в настоящее время, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитываются периоды работы, которые выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня.
Частью 1 статьи 11 Закона №400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона №400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от <Дата> №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона №400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от <Дата> №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <Дата> <№>н (далее – Перечень).
Пунктами 6 и 12 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Судом установлено, что истец Доронина С.Б. в спорный период была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Согласно пункту 6 Правил <№> к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до <Дата>, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до <Дата> – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до <Дата> и с <Дата> – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по <Дата> – документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности ИП Дорониной С.Б. является производство мебели, дополнительными видами деятельности являются: производство стекла и изделий из стекла, производство готовых текстильных изделий, кроме одежды, прочая розничная торговля в специализированных магазинах, оптовая торговля машинами и оборудованием, оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами, производство электрических ламп и осветительного оборудования.
ИФНС России по г. Архангельску и истцом в материалы дела представлены копии налоговых деклараций за 2015-2018 годы, из которых следует, что истец в оспариваемый период извлекала доход от предпринимательской деятельности.
В материалы дела истцом представлены выписки по счетам в банках, договоры аренды, договоры на изготовление и поставку мебели, договоры о закупке товара, товарные накладные, квитанции об уплате налогов, подтверждающие факт осуществления предпринимательской деятельности в г. Архангельске в спорный период.
Доводы ответчика о том, что истец документов, подтверждающих факт осуществления предпринимательской деятельности в г. Архангельске, в пенсионный орган не представила, судом во внимание не принимаются.
Частью 3 статьи 22 Закона №400-ФЗ определено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии.
На основании части 7 статьи 21 Закона №400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от <Дата> №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона №400-ФЗ).
В выплатном пенсионном деле Дорониной С.В. не имеется уведомлений, в которых указано на необходимость предоставления дополнительных документов, подтверждающих факт осуществления предпринимательской деятельности в г. Архангельске, за спорные периоды.
Следовательно, из пенсионного дела истца нельзя достоверно установить, что при приеме от истца заявления о назначении страховой пенсии ей было разъяснено о необходимости представления таких документов.
Доказательств того, что истцу при обращении за назначением пенсии в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», предлагалось представить дополнительные документы (помимо представленных в пенсионный орган), подтверждающие осуществление предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с разъяснением последствий их не предоставления, в материалах дела не имеется, в связи с чем судом оцениваются, в том числе документы, копии которых в материалах отказного пенсионного дела истца отсутствуют.
Сведения о работе истца в спорный период передавались в систему персонифицированного учета с кодом «МКС», пенсионный орган какой-либо корректировки указанных сведений не произвел.
Принимая во внимание предоставленные истцом в пенсионный орган и в суд документы об осуществлении предпринимательской деятельности, учитывая сведения об оплаченных страховых взносах и сведения о доходах истца, предоставленные в налоговый орган, суд приходит к выводу, что истцом подтверждено осуществление предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с <Дата> по <Дата>.
С учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанного выше периода осуществления предпринимательской деятельности, данный вид стажа составит более требуемых 20 лет для назначения повышенной фиксированной выплаты за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Поскольку сведения об осуществлении истцом предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, у пенсионного органа имелись на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, суд полагает необходимым возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии с момента ее назначения, то есть с <Дата>.
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
На основании ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся помимо прочего: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из содержания указанных норм следует, что возмещение расходов на оплату услуг представителя осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.
При этом гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что основополагающим критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от <Дата> <№>, взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является обязанностью суда. Вместе с тем суд не вправе уменьшать размер сумм, взыскиваемых расходов произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
В подтверждение несения судебных издержек на оплату услуг представителя по оказанию консультации и составлению искового заявления предоставлены договор оказания юридических услуг, заключенный между Дорониной С.Б. и ООО «Юридическая компания «ВАЙС И <***>» <Дата>, квитанция об оплате услуг, в соответствии с которыми на оплату юридических услуг истцом были понесены расходы в сумме 29573 рубля 64 копейки.
Согласно материалам дела представителем истца было составлено исковое заявление, кроме того, представитель истца представлял интересы истца в судебных заседаниях.
Как разъяснено в п. п. 11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> <№> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Вместе с тем в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер. Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Принимая во внимание характер спора, его сложность, размер заявленных требований о возмещении материального ущерба, суд, руководствуясь требованиями справедливости и разумности, полагает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в сумме 17000 рублей. В удовлетворении требований о взыскании судебных расходов в остальной части надлежит отказать.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера, по административным искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
При таких обстоятельствах, государственная пошлина при подаче искового заявления уплате не подлежала, истец не лишена права обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченной государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Дорониной С. Б. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№>) о включении в стаж периода осуществления предпринимательской деятельности, перерасчете пенсии удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Дорониной С. Б. период осуществления предпринимательской деятельности с <Дата> по <Дата> и произвести перерасчет ее страховой пенсии по старости с <Дата>.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Дорониной С. Б. расходы на оплату услуг представителя в размере 17000 рублей 00 копеек (Семнадцать тысяч рублей 00 копеек).
В удовлетворении требований Дорониной С. Б. о взыскании судебных расходов в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г.Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина